Как проблема коронавируса переросла из медицинской в политическую

24193

ОКСФОРД – Ещё до того, как коронавирус стал главной новостью, Всемирная организация здравоохранения выпустила доклад с предупреждением: мир не готов к «пандемии быстро распространяющегося вирулентного респираторного патогена», который может убить 50-80 миллионов человек, вызвать панику и дестабилизацию, а также серьёзно повлиять на глобальную экономику и торговлю

ФОТО: unsplash.com/CDC

Как показывает опыт последних двухсот с лишним лет, лишь правительства, действующие согласованно, способны эффективно бороться с подобной пандемией, однако даже в этом случае необходимо доверие к властям со стороны граждан и их готовность соблюдать требования этих властей. Тем самым можно увидеть три проблемы, с которым сталкиваются политические лидеры в борьбе с новыми коронавирусом, получившем название Covid-19.

Первая проблема: политики разрываются между необходимостью выглядеть решительно и принимать научно обоснованные меры, требующие тщательных разъяснений для скептически настроенного общества. Например, правительства нескольких стран, в том числе Индии, Нигерии, Японии и США, недавно ввели очень заметную систему проверки температуры у всех пассажиров, прибывающих в аэропорты этих стран. Однако пассажиры с температурой могут легко скрыть своё состояние, приняв жаропонижающую таблетку. Более того, как подозревают китайские учёные, вирус Covid-19 может быть заразен в течение длительного времени (до 24 дней), прежде чем у инфицированного человека начнёт повышаться температура. И поэтому правительство Британии, например, сосредоточилось на информировании всех прибывающих пассажиров о том, что надо делать, если у них появятся подозрительные симптомы, когда они уже покинули аэропорт.

Более серьёзной мерой стал объявленный 31 января администрацией президента США Дональда Трампа временный запрет на въезд любых иностранных граждан, которые посещали Китай в течение последних 14 дней (исключение сделано для тех, кто имеет ближайших родственников в США или является постоянным жителем страны). Многие другие страны ввели аналогичные меры, однако их эффект может оказаться прямо противоположным желаемому.

Идея закрыть Китай может выглядеть оправданной. Но если эта мера принимается в одностороннем порядке, без выстраивания доверительных отношений с другими правительствами, тогда повышается вероятность, что другие страны (например, небольшие государства по соседству с Китаем) не будут информировать мир о том, что вирус распространился и на их территорию. Они будут опасаться, что их тоже закроют как Китай, а также вызванных этой мерой огромных экономических издержек.

Золотое правило борьбы с пандемиями – стимулировать затронутые вирусом страны немедленно информировать обо всех случаях заражения. Китайские учёные быстро идентифицировали вирус Covid-19 и (под международным давлением) поделились с мировым сообществом последовательностью его вирусного генома, что подстегнуло глобальное сотрудничество в гонке за создание вакцины. Действуя подобным образом, Китай соблюдал международные правила, призванные гарантировать совместную работу стран мира в борьбе с инфекциями, а не заниматься самовредительством или наносить ненужный ущерб другим странам из-за протекционистских мер.

Вторая проблема правительств связана с коммуникациями. В борьбе с пандемией критически важна достоверная, точная информация. Однако в большинстве стран мира граждане не верят, что политики говорят правду, поэтому в её поисках они обращаются к социальным сетям и другим источникам информации.

Интернет-платформы могут помочь повышению прозрачности и мгновенному информированию, и правительства не должны подавлять эти источники информации, подобно местным властям города Ухань, которые угрожали врачам, сообщавшим о новом коронавирусе. Но в то же время социальные сети способствуют «инфодемиям», то есть распространению фейковых новостей и слухов, ставящих под угрозу здоровье населения. Сегодня ВОЗ приходится опровергать утверждения, будто жидкости для полоскания рта, назальные спреи и кунжутное масло способны защитить людей от заражения Covid-19. Проводившаяся в последние годы онлайн-кампания против вакцинации привела к новым случаям заболевания корью, которые можно было легко предотвратить.

Позитивно то, что ВОЗ работает с компаниями социальных сетей, стараясь гарантировать, чтобы во время поиска людьми новостей о коронавирусе первой появлялась достоверная публичная информация. В рамках этого сотрудничества к постам в группах, продвигающих теории заговора и слухи о вирусе, добавляется особое предупреждение, а посты, ставящие под угрозу здоровье населения, удаляются. Все ответственные политики должны поддерживать подобные усилия.

Точно так же политикам и компаниям социальных сетей следует бороться с ксенофобской реакцией, появлению которой легко способствуют пандемии. Уже появились сообщения о волне дискриминации против выходцев из Восточной Азии, поднявшейся после начала вспышки Covid-19. Стигматизация и дискриминация затрудняют борьбу с инфекционными болезнями: они повышают вероятность, что заболевшие люди будут уклоняться от обращения за медицинской помощью.

Борьба с Covid-19 требует, чтобы у заражённых людей имелось достаточное доверие к государственной власти, и они называли и помогали найти всех, с кем они вступали в контакт. Это крайне важно, потому что даёт властям возможность принимать соответствующие меры по изолированию потенциальных больных. Но в атмосфере стигматизации и дискриминации подобное поведение становится менее вероятным.

Наконец, очень важна подготовка. Правительства должны заранее выделять ресурсы и иметь полностью готовую к работе командную структуру на случай глобальной чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения. Между тем политики зачастую не желают инвестировать в предотвращение болезней, потому что им проще получать похвалы за открытие новых сияющих больниц. Ещё опасней то, что они могут сокращать финансирование программ по предотвращению заболеваний, прекрасно понимая, что с последствиями этого шага придётся иметь дело будущим правительствам.

Хорошая новость в том, что власти стали серьёзней относиться к вопросу пандемической готовности после предыдущих вспышек SARS, H1N1, MERS, Эболы и Зики. Например, после кризиса Эболы в 2014 администрация президента США Барака Обамы создала в рамках Совета национальной безопасности при Белом доме специальный директорат по вопросам глобальной безопасности в сфере здравоохранения и биологических угроз. Кроме того, она создала систему координации международных, национальных, региональных и местных организаций (государственных и частных) для борьбы с глобальными эпидемиями под прямым руководством президента.

Плохая новость в том, что в прошлом году Трамп ослабил или аннулировал все эти меры подготовки. И он сократил финансирование программ Центров по контролю и профилактике заболеваний в США (CDC), призванных помочь другим странам в предотвращении эпидемий инфекционных заболеваний. Но если другие страны не смогут выявлять и останавливать распространение того или иного вируса, повысится вероятность, что он попадёт в США.

Пока вирус 2019-nCoV продолжает распространяться, общество должно опираться на международное сотрудничество между правительствами для эффективной борьбы с этой болезнью. Однако возрастающее давление на политических лидеров может подтолкнуть их к более националистическим, краткосрочным мерам, которые в реальности менее эффективны или даже контрпродуктивны.

© Project Syndicate 1995-2020 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить