Ижи Урбанец: Мы строим казахстанский бренд SANTO, которым можно будет гордиться!

11101

Генеральный директор SANTO рассказал, как компания пережила карантин, какие препараты сложнее всего производить и почему прибыль — не главное в достижении успеха

Ижи Урбанец
ФОТО: Архив пресс-службы
Ижи Урбанец

Разговор с руководителем крупнейшего отечественного производителя лекарств состоялся, как и положено сейчас, онлайн. Ижи Урбанец в своем хоум-офисе терпеливо ждал, пока включатся все участники встречи и не преминул заметить:

- Первое, что мы изменили в работе с началом карантина, - обеспечили всех хорошей техникой. Выяснили, что нужно нашим сотрудникам для того, чтобы эффективно, без проблем, работать, закупили своего рода communication set. Это очень важно, когда работаешь на удаленке, чтобы были все инструменты: компьютер, принтер, хорошая связь.

А с какой самой большой проблемой пришлось столкнуться компании в марте 2020?

- Я думаю, это новая система жизни. Помню, когда началась пандемия, я спросил, сколько у нас забронированных авиабилетов. Оказалось – около двухсот! Казахстан - большая страна, у нас много сотрудников, они организовывали встречи. Я предложил сократить поездки до ста, но мне сказали, что тогда будет невозможно добиться наших целей. Однако через неделю был ноль полетов. И это был шок, но мы справились.

Что ещё изменилось в работе компании?

- На нас лежала большая ответственность - мы должны были бесперебойно поставлять лекарства для лечения ковида, и первой задачей было защитить завод в Шымкенте от проникновения инфекции. Мы очень жестко подошли к этому вопросу и превратили завод в настоящую крепость. Чтобы попасть внутрь, нужно было пройти через тоннель, где 2-3 медика проверяли самочувствие, осматривали, измеряли температуру, и если было какое-то небольшое подозрение, то сотрудника отправляли в медицинское учреждение или домой до того, как он или она входили на территорию завода. Каждый день примерно у трех человек обнаруживались симптомы, это значит, что через 10 дней нам не хватало уже 30 сотрудников. Мы приняли решение взять 60-70 человек, чтобы всегда было необходимое количество сотрудников на производстве и работа не останавливалась. Спрос на препараты рос всё выше и выше, нам пришлось перейти на режим 24/7.

Чтобы работники меньше контактировали с другими людьми, мы арендовали автобусы, и этими автобусами привозили их на завод. Не буду говорить о таких базовых вещах, как обеспечение качественными масками, санитайзерами, индивидуально упакованными обедами и т. д. Случаи заболевания среди работников были, но все они выздоровели и вернулись на работу. Все сотрудники знали, что у них есть поддержка со стороны компании.

В итоге нам повезло — мы удержали эту крепость, выполнили все задачи, которые перед нами поставило правительство. И очень гордимся этим.

Потребность в ваших препаратах сильно выросла в 2020. С какими результатами подходит компания к концу года?

- Да, для нас это рекордный год, объем производства на заводе в Шымкенте значительно вырос. Это хорошая новость, потому что увеличение производства означает новые рабочие места, рост доходов для семей наших работников. Первый раз в истории компании оборот стремится к 100 млн долларов. Я всегда мечтал об этом моменте, когда наша компания станет «стомиллионной». В прошлом году продажи были 32 млрд тенге, в этом году — 42 млрд тенге, значит, выросли на 30% за год. Но мы выросли не только за счёт повышения спроса во время пандемии, но и за счёт новых продуктов.

Вы пообещали к концу текущего года вывести на рынок 10 новых позиций лекарственных средств. Удалось выполнить обещание?

- Стремимся перевыполнить. До конца 2020 года в сумме полученных новых регистрационных удостоверений и запуска поставок на рынок – 12 новых позиций лекарственных средств производства SANTO. Дополнительно к отечественному производству мы вывели на рынок лицензионные продукты и лекарственные средства производства группы Polpharma – на сегодняшний день это 4 позиции, в том числе применяемые при лечении COVID-19. На следующий год наш план — 18 новых наименований. А также активный вывод отечественных лекарственных средств на экспорт, в том числе в Узбекистан и Россию.

Было принято решение увеличить инвестиции в завод SANTO. Новая высокопроизводительная линия Bosch по производству инъекционных препаратов в ампулах и флаконах стоимостью $1,5 млн будет запущена в 2021 году. Кроме того, будет повышена мощность производства таблеток и нестерильных растворов. Но самое важное — мы строим новую современную лабораторию контроля качества с микробиологическим подразделением, участком R&D и центром изучения стабильности препаратов для всей группы компаний. Это инвестиции более $15 млн, которые обеспечат европейский стандарт контроля качества и разработки продукции на предприятии.

Зачем нам новая лаборатория? Чтобы выйти на рынок Евросоюза, а для этого нужна именно такая лаборатория с европейским стандартом качества оборудования и работы. Проверять лабораторию на соответствие стандартам качества ЕС будут аудиторы из Европы.

Вы ещё в начале октября сообщили, что в планах на следующий год — выход на рынки Евросоюза. Имеется в виду какая-то конкретная страна?

- Первыми европейскими странами будут Украина и Болгария, где мы уже изучили спрос на наши препараты. Но главное, что мы будем производить препараты для группы Polpharma для поставок на рынки Европейского союза

Новые мощности позволят выйти и на другие рынки. Первым в очереди стоит Узбекистан, там уже открыт офис и в нем работает 57 человек, наш план на следующий год — увеличить штат до 63 человек. Мы стремимся к лидерству в этой стране. SANTO - это компания номер один в Казахстане, номер один в Кыргызстане, а через три-четыре года будет на первом месте и в Узбекистане. В итоге SANTO станет флагманом не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии, самым крупным поставщиком лекарств в каждой стране региона. И наши показатели дают уверенность в этом: экспорт в 2020 составил 4 млрд тенге, на следующий год запланировано 11 млрд, в 2022 году — почти 14 млрд и в 2024 — 20 млрд тенге. Причем в этих цифрах нет экспорта в страны Европы.

Сейчас многие потребители смотрят не только на качество и цену товара, но и на поведение компании-производителя в социальной и экологической сферах. Ранее SANTO часто запускала социальные проекты. Как коронавирус повлиял на эту практику?

- С первых дней пандемии врачи, медсёстры, фармацевты приняли на себя главный удар со стороны коронавируса, оказавшись среди самой уязвимой части населения. При этом средств индивидуальной защиты катастрофически не хватало, это привело к быстрому росту заболеваемости среди медиков. Наша компания сразу пришла на помощь, предоставила врачам и медицинскому персоналу казахстанских клиник, региональным управлениям здравоохранения в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте средства индивидуальной защиты (маски-визоры, противочумные костюмы, медицинские перчатки и одноразовые маски), антисептические средства для воинской части в Шымкенте и лекарства городскому кардиологическому центру Шымкента, Национальному кардиологическому центру в Нур-Султане и одному из домов престарелых г. Алматы на общую сумму около $100 тыс.

Поскольку многие пациенты остались без возможности сходить на прием к врачу из-за карантинных мер, мы помогли с организацией онлайн-консультаций для врачей, которые также находились дома в изоляции. Кроме того, мы начали активно заниматься проблемой реабилитации после ковида. На корпоративной странице в Instagram проводились прямые эфиры с врачами по профилактике и реабилитации после перенесенной инфекции, в Facebook публикуется полезная информация по той же тематике. Там же мы ведём активную пропаганду здорового образа жизни, информируем о мерах по повышению иммунитета и сохранению здоровья как у взрослых, так и у детей.

Что ни говори, пандемия — время роста для фармкомпаний. Какие цифры стоят в планах на следующий год?

- Наш рост — это рост для экономики Казахстана, это больше инвестиций, больше налогов, больше рабочих мест, больше экспортных товаров. Что касается продуктов, то компания фокусируется на нескольких направлениях. Первое — препараты для лечения заболеваний сердца, мы хотим быть на первом месте в этой области, развиваем целые линии препаратов в этой категории в Казахстане, Кыргызстане и запускаем в Узбекистане. Кардиологические препараты — это сложная сфера с большой конкуренцией. Врачи-кардиологи, уверенные в своих знаниях и опыте профессионалы, не назначат препарат пациенту, если не будут верить в него. Хорошая позиция в кардиологии — это подтверждение качества продукции компании.

Другие направления, где мы планируем быть лидерами, — это антибиотики, препараты для мужского здоровья, для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, обезболивающие, педиатрические средства.

Мои любимые препараты — те, что «родились» в Шымкенте, мои «маленькие казахские детки», которые должны вырасти и стать большими. Это линия «Амбро» (аброксола) — во всех видах (в инъекциях, сиропе, жидкости для ингаляции), и «Мукалсан» на основе экстракта алтея и всем известных таблеток от кашля мукалтин, произведенный с соблюдением GMP в виде шипучего порошка с добавками, поддерживающими иммунитет.

Ну и последний вопрос - о чем я не спросила?

- О нашем рецепте успеха. Я бы вам ответил, что это — наш подход к работе. Мы не гонимся за цифрами, за прибылью для владельцев бизнеса. Наша компания очень молодая, у нас 60% работников — миллениалы и только 1% поколение Z. У них другие ценности, другая культура. Миллениалы должны видеть высокую цель, смысл работы. Заработать 10% прибыли для акционеров — это их не интересует.

Мы строим целую отрасль — фармацевтическую, это первое. Второе - мы строим бренд. В Казахстане немного собственных брендов, и SANTO - один из них.

В каждой стране есть бренд, который олицетворяет эту страну. Я бы хотел, чтобы SANTO стала брендом, который все будут знать и все будут гордиться тем, что это казахстанский фармацевтический бренд.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить