Хватит ли денег на медицину в 2018 году?

21121

Эксперты обсудили проблемы финансирования здравоохранения Казахстана и пришли к малоутешительным выводам

Фото: pixabay.com

Расходы на здравоохранение в Казахстане находятся на «африканском» уровне, при этом население рассчитывает если не на европейский, то хотя бы на советский уровень медуслуг. Поможет ли улучшить ситуацию введение обязательного медстрахования и справится ли фонд этого самого страхования в условиях переноса сроков?

На все вопросы пытались найти ответы глава Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Елена Бахмутова, социолог Гульмира Илеуова, эксперты по вопросам политики здравоохранения Серик Танирбергенов и Али Нургожаев. Дискутировали эксперты на площадке интернет-издания «Vласть» (Алматы).

Фото: Архив пресс-службы

Положение, в котором находится здравоохранение страны, обрисовал Серик Танирбергенов.

- По итогам 2016 все расходы на здравоохранение - и государственный, и частный сектор, составили 3,4% от ВВП. С 2010 эта цифра снизилась с 4% до 3,4%. В номинальном исчислении это 1 трлн 600 млрд тенге, - назвал он говорящие цифры. - В странах с аналогичным уровнем развития – «высокий-средний уровень» по классификации Всемирного банка, этот показатель составляет 6,3%.  Наш показатель – 3,4%, это на уровне стран Африки. Уровень госрасходов - 2%, причем он снижается, а частный сектор, то есть мы с вами, тратим ежегодно 1,3-1,4% от ВВП, и наши траты стремительно увеличиваются.

Серик Танирбергенов.
Фото: Архив пресс-службы
Серик Танирбергенов.

С нездоровым населением в 30-ку не войти

Сколько же денег не хватает нашей медицине? По оценкам Фонда медстрахования, дефицит составляет 500 млрд тенге. На эту сумму не оказываются услуги из гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Сюда входит долгое ожидание госпитализации, диагностики или приема узкого специалиста, нехватка бесплатных лекарств - то есть те случаи, когда пациенты платят сами, хотя имеют право на бесплатное обслуживание.

Почему возникает этот дефицит? В первую очередь за счет перекоса в сторону самых затратных стационарной и экстренной помощи.

- В Казахстане в 2015 зарегистрировано 2,7 млн госпитализаций на всю страну, в 2016 - уже 2,8 млн, из которых 70% - госпитализации по экстренным показаниям. В 2015 было 7 млн вызовов скорой помощи, в 2016 — уже 7,5 млн, - сообщил Серик Танирбергенов. – При этом показатели по плановым и профилактическим визитам пациентов не растут и остаются стабильно на уровне 100 млн посещений амбулаторно-поликлинических учреждений в год.

Как решить эту проблему? Врач по образованию Серик Танирбергенов и экономист Елена Бахмутова считают, что за счет изменения отношения населения к своему здоровью.

- Имеющийся перечень бесплатной медицинской помощи содержит профилактические услуги и обследования. Например, чтобы держать на контроле сердечно-сосудистые заболевания – а это довольно распространенные недуги и причина №1 смертности в Казахстане, нужно пройти флюорографию, общий анализ крови, анализ на сахар и холестерин, ЭКГ, осмотр терапевта. Здоровый человек должен проходить эти простейшие процедуры, чтобы понимать, что происходит с его организмом, - напомнил г-н Танирбергенов.

- Прежде всего нужно решить проблему солидарной ответственности за свое здоровье. Если мы хотим быть развитым государством, нужен человеческий капитал — образованный и здоровый, - согласилась с экспертом глава фонда.

Елена Бахмутова.
Фото: Архив пресс-службы
Елена Бахмутова.

Однако, по мнению экономиста Али Нургожаева, «модернизацией сознания» не обойдешься.

С 1977 года, времени принятия Алматинской декларации о первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), очень немногие страны смогли действительно изменить приоритет финансирования в пользу ПМСП. Причина, считает Нургожаев, - лоббирование стационаров, фармкомпаний и производителей медтехники. Что можно сделать?

- Первое - сместить приоритет в сторону ПМСП, здесь важно наличие политической воли, - перечислил эксперт. - И второе — нужно прорабатывать вопрос трансформации потребления. Если сейчас мы потребляем медпомощь через койко-день в стационаре и прием врача, то завтра придут новые технологии: искусственный интеллект, нейропротезы. Если мы не будем к этому готовы, мы получим армию безработных врачей.

Али Нургожаев.
Фото: Архив пресс-службы
Али Нургожаев.

Не надо обманывать народ

Другие причины дефицита средств назвала руководитель ФСМС Елена Бахмутова. Например, двойное финансирование: пациенты перед госпитализацией бесплатно сдают анализы в поликлинике, а потом те же анализы повторяют в больнице.

Кроме того, одни и те же услуги в разных регионах оплачиваются по-разному, потому что разные деньги выделялись из местных бюджетов. Теперь задача фонда, который является финансовым оператором как ГОБМП, так и средств обязательного медстрахования, эффективно управлять всеми суммами.

- Сколько бы ни было денег — на столько Фонд и закажет медуслуги. Как финансовый оператор мы будем базироваться на имеющихся возможностях и обеспечивать сбалансированность ресурсов. Однако мы намерены, как Фонд, вносить предложения по оптимизации системы, так как считаем, что наша роль – быть катализатором изменений, - подчеркнула Елена Бахмутова.

Помимо дефицита средств и застарелых проблем в работе системы здравоохранения, на ситуации отразился внезапный перенос сроков полного введения обязательного медицинского страхования.

С момента сбора платежей за ОСМС в июле текущего года собрано 24 млрд тенге, и деньгами до полноценного запуска реформы управляет Национальный банк РК, инвестируя их согласно полученному мандату. До 2020 в руках ФСМС будут только бюджетные средства, в 2018 это 916,8 млрд тенге.

- Наша задача — правильно посчитать, на какой объем помощи хватает выделенных из бюджета денег. И не надо обманываться и обещать населению, что Фонд сможет без ограничений оплатить полный набор декларируемых медицинских услуг, который сегодня содержится в перечне ГОБМП, - объяснила руководитель фонда. - Это очень чувствительная сфера, поэтому давайте честно скажем: вот у нас такая сумма, этих денег хватает только на ограниченный объем медицинских услуг, с учетом очередности, а остальное — платно. Тогда население будет ответственно относиться к своему здоровью и более позитивно - к системе медстрахования, когда за счет социальной страховки можно будет получить дополнительный пакет медицинской помощи.

Но проблема еще и в том, что сам объем бесплатной помощи определяет не ФСМС, а Министерство здравоохранения. Именно Минздрав решает, какие лекарственные препараты, диагностические исследования и медицинские услуги будут бесплатными. При этом фонд должен формировать базу поставщиков этих услуг из государственных и частных медучреждений и предлагать им конкурентные тарифы на услуги, делая это максимально прозрачно.

- На 5 декабря в базе зарегистрировано 1628 потенциальных поставщиков медуслуг, из них 48% частных организаций, 387 — это новые организации, их 24%, - назвала цифры Елена Бахмутова и добавила: - Это свидетельство того, что медицинские организации положительно восприняли инициативы Фонда, начатые при подготовке к внедрению ОСМС. И если все проблемы решить одномоментно невозможно, то качество медицинских услуг через страховую медицину точно можно повысить. В первую очередь за счет конкуренции, рост которой мы наблюдаем уже на уровне формирования базы потенциальных поставщиков.

«Вылечит» ли страховка все «болезни»?

- От системы здравоохранения здоровье человека зависит на 15%, - осветил еще одну сторону проблемы Серик Танирбергенов в комментарии Forbes.kz. - Наполовину это окружающая среда, в значительной мере - образ жизни и генетика. Фонд занимается организацией предоставления услуг индивидуального потребления. Человек пришел, свою услугу получил, ушел. Тогда как общественное здоровье — это вопрос государственной политики.

Что имеется в виду? Чистый воздух, чистая питьевая вода, защита от определенных видов излучения, пищевая безопасность, наличие дорог, доступность транспорта и масса других вопросов - все то, что должно регулироваться государством.

- Мы на эти вопросы можем влиять очень опосредованно. Это комплекс проблем, которые нужно обсуждать всем государственным органам, всему обществу, нным органам, всему обществу.нтно невозможно, но о дерегулировании, начатом как подготовка к внедрению ОСМС. бизнесу, - считает г-н Танирбергенов. - Это уже за пределами здравоохранения.

Елена Бахмутова согласна с тем, что внедрение обязательного медицинского страхования – структурная реформа, требующая усилий разных сторон, и у каждой из них своя задача.

- Фонд должен выступать своеобразным омбудсменом между потребителями медицинских услуг и поставщиками этих медицинских услуг, ориентируясь на защиту потребителя. Фонд должен стать катализатором реформ. Да, мы всего лишь финансовый оператор системы. Есть регулятор рынка, определяющий политику, – Министерство здравоохранения, управления здравоохранения на местах, есть правительство. Но Фонд может выявлять узкие места, предлагать конструктивные решения, формировать посылы к изменениям и участвовать в их воплощении.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить