Елена Бахмутова: Мы поощряем сокращение госпитализаций

11262

Чем, помимо сбора денег, занимается сейчас Фонд социально-медицинского страхования, рассказала в интервью Forbes.kz его руководитель Елена Бахмутова

Фото: Из архива пресс-службы

Фонд социально-медицинского страхования (ФСМС) существует уже два года, но само страхование в Казахстане до сих пор не введено. Старт переносили уже дважды, теперь дата начала – 1 января 2020 года. Однако с 1 июля 2017 работодатели уже делают отчисления в фонд от зарплат своих работников. Что сейчас происходит с этими накоплениями и как вообще ФСМС влияет на бесплатную медицину, Forbes.kz объяснила председатель правления фонда Елена Бахмутова.

F: Елена Леонидовна, на каком этапе находится сейчас внедрение обязательного социально-медицинского страхования (ОСМС)?

- Согласно поправкам в Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года внедрение ОСМС предполагается начать с января 2020 года. Но, согласно тому же закону, продолжаются поступления платежей в виде отчислений за наёмных работников от работодателей. Таким образом аккумулируются средства, которые будут направлены на оказание услуг в рамках пакета медицинского страхования, а также для создания резервов.

Средства находятся на счёте в Национальном банке и являются временно свободными, инвестируются в инструменты, перечень которых также установлен постановлением правительства.

Что касается других действий, то фонд является стратегическим закупщиком не только пакета услуг в рамках ОСМС, но и гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), финансируемого из бюджета. Параллельно отрабатываются все процессы, связанные с совершенствованием закупа медуслуг, мониторингом оказания услуг по объёму и качеству, а также вопросами, связанными с прикреплением к поликлиникам, формированием обратной связи с населением и т.д.

F: Сколько уже средств накоплено на счёте ФСМС?

- На 1 июля 2018 накоплено 80,6 млрд тенге, из них основная доля пришла от работодателей – 72,1 млрд, а остальное заплатили индивидуальные предприниматели и лица, работающие по договорам гражданско-правового характера.

Если говорить о количестве условно застрахованных, то есть тех, кто мог бы получать пакет услуг в рамках ОСМС, то это 5 млн 944,5 тыс. человек, при этом наёмных работников - 5 млн 527 тыс.

F: То есть пока ФСМС распоряжается теми деньгами, а это почти триллион тенге, которые выделены на здравоохранение в этом году из бюджета?

- Фонд имеет средства в виде трансфертов из республиканского бюджета, которые предназначены на оказание ГОБМП. На сегодняшний день уточнённый план составляет 924 млрд тенге, из которых на амбулаторно-лекарственное обеспечение приходится 116,5 млрд тенге, а остальные средства в объёме 807,5 млрд предназначены для закупа услуг у медицинских организаций. Это те деньги, которые администрирует фонд. У нас заключены договоры на сумму 708 млрд тенге с 1359 поставщиками, уже оказавшими услуги населению на 312 млрд тенге. А в целом медицинские организации получили у нас финансирование с учётом предварительного авансирования на 401 млрд тенге, или 56,6% от объёма заключенных договоров.

Разница между 807,5 млрд тенге и 708 млрд тенге, предназначенными на оказание медуслуг населению, сейчас дополнительно размещается в рамках тех же процедур, что и в начале года: объявлен закуп, медучреждения подают заявки, они рассматриваются специально созданными региональными комиссиями. Комиссии состоят из представителей фонда, уполномоченного органа – областного управления здравоохранения, неправительственных организаций, Национальной палаты предпринимателей, а также Ассоциации поставщиков и потребителей медицинских услуг.  После того как эти объёмы распределят по конкурсу, дальше фонд и его филиалы на местах заключат договоры, и мы будем продолжать закупать услуги, администрировать их, а именно принимать их по актам выполненных работ и после проверки на качество и на объёмы - оплачивать.

F: Знакомый врач городской больницы пожаловался, что ФСМС штрафует больницу на миллионы за «невыполнение плана», «необоснованные госпитализации» или «перевыполнение плана по заболеваниям». Что это означает? Вы имеете право контролировать выполнение медуслуг и накладывать какие-то санкции?

- Не сказала бы, что это санкции. Мы действуем в пределах нормативно-правовых актов. В частности, есть приказ Министерства здравоохранения под названием «Правила оплаты услуг объектов здравоохранения». Если есть отклонения от стандартов, утверждённых Минздравом, от клинических протоколов, если выявлена необоснованная госпитализация, факты завышения стоимости лечения, повторная госпитализация вследствие некачественного оказания медпомощи, то, действительно, фонд имеет право удерживать или не оплачивать суммы за предоставленные услуги. Это делается на основании протоколов, поставщик может их в установленном порядке обжаловать. Сложные случаи выносятся на рассмотрение независимых экспертов.

F: Когда ОСМС полностью заработает, кто будет определять тарифы на каждую процедуру, курс лечения, бесплатные препараты?

- ФСМС был, есть и будет оператором. Фонд не определяет политику, в частности тарифную, фонд не отвечает за организацию здравоохранения, это функция уполномоченного органа. И в будущем тарифы на медицинские услуги будут определяться Минздравом. Естественно, это будет делаться в том числе с учетом предложений фонда.

F: Имеет ли отношение фонд к средствам, выделяемым ТОО «СК-Фармация» (СКФ) на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения? Если да, то чем были вызваны перебои с обеспечением лекарствами в первой половине года?

- Первое, ТОО «СК-Фармация» является единым дистрибьютором и  получает деньги за поставленные лекарства у медицинских организаций, в частности у стационаров. То есть СКФ делает закуп для стационаров, и те оплачивают полученные лекарства. Другой момент, откуда стационары возьмут средства. В нашем случае они оказали услуги, получили оплату от фонда и деньги  для оплаты СКФ за полученные лекарства.

Теперь вторая часть. В составе ГОМБП есть перечень бесплатного лекарственного обеспечения, который должны получать пациенты на руки. Раньше этот процесс шёл через местные бюджеты силами местных исполнительных органов. С этого года система изменилась, и единый дистрибьютор в лице «СК-Фармации» теперь занимается централизованным закупом и поставкой лекарств для бесплатного обеспечения. В функции ФСМС входит оплата фармацевтической услуги (приобретение лекарства, хранение и отпуск пациенту). То есть из 116,5 млрд тенге, которые предназначены на бесплатное лекарственное обеспечение граждан, фонд перечисляет  деньги «СК-Фармация» после того, как представлены акты, что рецепт выписан и пациентом  получено  лекарство. Сведения подтверждаются информационной системой по каждому рецепту с указанием ИИН пациента. Задержки могли быть связаны с изменением системы, но не отсутствием денег и отсутствием  оплаты со стороны ФСМС.

F: На вашем сайте написано, что Алматинская область собрала в два раза больше Южно-Казахстанской (ныне – Туркестанской), хотя население в ЮКО многочисленнее. Получат ли алматинцы больше услуг, чем южане?

- Система ОСМС, как и система ГОБМП сейчас, не зависит от регионального разреза. Кто-то, имея большую зарплату, может заплатить максимальную сумму в качестве взносов, а кто-то, допустим, будет платить 5% от одной минимальной заработной платы, но он тоже будет считаться застрахованным потребителем медицинских услуг. То есть вне зависимости от размера поступивших платежей каждый гражданин и каждый регион будет претендовать на объём помощи, который ему требуется, вне зависимости от того, какой объём взносов собрала область.

F: Если у нас введут единый совокупный платёж для самозанятых, то неофициально работающий горожанин будет платить в фонд медстрахования меньше 1000 тенге в месяц (40% от минимального расчётного показателя, составляющего 2405 тенге), сельчанин – меньше 500 тенге. А официально оформленный на работе казахстанец, по статистике, получающий среднюю зарплату 154 тыс. тенге, заплатит в ФСМС 2% - это около 6 тыс. тенге. Понятно, что лечение, которые они получат, зависит не от взносов, а от здоровья. Но каково ваше отношение к этой ситуации?

- Это система называется системой социального медицинского страхования. Она по сути своей солидарная – каждый платит в зависимости от доходов и ставок, утверждённых законом. А выгоды участники системы  получают по потребности. Это общий принцип всех систем социального страхования. Я считаю, что это нормально. Подоходный налог тоже все платят по-разному, но дорогами пользуются одинаково, правда?

Другой вопрос – сколько должны платить люди, которые имеют непостоянный доход, либо не имеющие формального дохода, например домохозяйки. Должен быть найден консенсус между интересами общества в целом, работодателя, наёмного работника, индивидуального предпринимателя и человека, который имеет разовые заработки, но тем не менее претендует на получение таких же социальных услуг, как и все остальные. Это вопрос, который требует обсуждения.

F: Тот же врач городской больницы сказал, что с начала этого года был сокращен список заболеваний, при которых положена госпитализация, что даже тяжёлых больных, например с циррозом печени, теперь не кладут в больницу. Так ли это и если да, то кто сократил список?

- На самом деле не было такого, что исключёно какое-то заболевание из перечня подлежащих госпитализации, в данном случае идёт поощрение сокращения стационарных услуг.

 У нас избыточное потребление стационарных услуг по сравнению с другими странами. Количество коек превышает уровень в других странах. Это говорит о том, что пациент, который мог бы эффективно лечиться на уровне стационарозамещающей помощи либо вообще выявляться на уровне ПМСП, доводится до сложного случая и лечится в стационаре.

Для того, чтобы перевести акцент с дорогостоящей стационарной помощи, то есть с состояния, когда здоровье уже серьёзно подорвано, на амбулаторную или стационарозамещающую помощь, и было решено стимулировать сокращение стационарных услуг без ущерба для качества. Естественно, все регламенты – прерогатива Министерства здравоохранения. Но мы, как стратегический закупщик и как оператор ГОБМП, тоже  заинтересованы в том, чтобы эффективно использовать средства и чтобы объём помощи распределять с максимальной отдачей. Гораздо эффективнее не тратить большие деньги на запущенные случаи, тогда как их можно предотвратить и охватить первичной медпомощью или помощью в дневных стационарах гораздо большему количеству населения - на те же самые деньги. И медицинские организации сами должны быть в этом заинтересованы.

F: Будет ли меняться существующий объём бесплатной медпомощи?

- Одновременно с пакетом ОСМС должна быть введена новая модель ГОБМП. Детализированный перечень ГОБМП очень важен как для медицинского персонала, так и для населения. Если население не знает, что ему положено бесплатно, или эти перечни нечёткие, возникает поле для злоупотреблений. И люди иногда платят из собственного кармана за то, что им положено бесплатно.

Мы считаем, что детализированный перечень ГОБМП создаст пространство для работы. Соответственно, пакет в рамках ОСМС будет такой же детализированный и понятный для населения. Если услуга не входит ни в ГОБМП, ни в ОСМС, то граждане будут должны платить за это сами. Они могут это делать каждый раз, приходя в медучреждение, или купить пакеты добровольного медстрахования.

Важный момент – пакеты должны быть подкреплены деньгами: если это гарантированный перечень, мы должны быть уверены, что денег на это достаточно. Фонд может принимать участие как при формировании пакета услуг, так и в формировании бюджета, но в качестве одного из участников. Решает всё в первом случае – правительство, во втором – парламент.

F: Цель как можно меньше держать человека в стационаре оправдана, но в наших условиях это зачастую перекладывание заботы о больном на плечи родных и близких. Если пациент с трудом передвигается или требует ухода, то члену его семьи приходится жертвовать своим временем, зачастую своей работой, чтобы помогать больному. Планируется ли как-то развивать социальную или паллиативную помощь, которая нужна семьям с хроническими больными или больными, нуждающимися в реабилитации после острых заболеваний?

- Социальная помощь – это прерогатива другого ведомства, Минтруда и социальной защиты. А медицинская помощь может оказываться в дневном стационаре или в рамках сестринского ухода. У нас сейчас очень мало в рамках ГОБМП оказывается реабилитационной помощи – это направление требует дополнительного внимания, денег, и сейчас этот акцент уже сделан и есть определённые подвижки.

Сестринский уход и паллиативная помощь тоже, естественно, должны развиваться. У нас в плане закупа есть все три вида помощи и есть понимание, что они должны расти. Что касается социальных работников, то депутаты уже ставили в парламенте вопрос, что необходимо увеличение их количества. Относительно синергии (взаимодействия) социальной и медицинской служб, я считаю, что запрос на это в обществе есть, и эта синергия должна обсуждаться.

Вы ещё не затронули тему дохода: если человек находится на больничном, он свой доход теряет. Работодатель выплачивает по больничным листам лимитированную сумму, и человек стремится как можно быстрее выйти на работу. Система социального страхования в целом призвана компенсировать затраты человека или потерю дохода, связанные с заболеванием. И если мы на медицинскую помощь его застраховали и на лечение он тратиться не будет, то доход свой он потерял. Поэтому в будущем надо в этом направлении искать возможности страхования, чтобы человек мог полноценно восстановить своё здоровье, не беспокоясь о потере основного заработка.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить