EHealth поможет. Общение с врачом постепенно переходит в онлайн

8563

Фраза о том, что здоровье человека находится в его руках, с некоторых пор у нас воспринимается не в переносном, а в прямом значении

ФОТО: © Depositphotos.com/lacheev

Переосмыслению способствует развитие телемедицины, когда посредством онлайн-сервисов можно оперативно записаться к врачу и сравнительно недорого получить его консультацию. В мировой практике телемедицина трактуется гораздо шире: от консультаций на расстоянии (в том числе дистанционных консилиумов врачей) до проведения операций, когда хирургу дистанционно помогают его коллеги.

На первичном этапе получения медпомощи телемедицина чрезвычайно удобна. Она сокращает время пациента на прием у врача, во время которого, как правило, тот выслушивает жалобы, узнает симптомы и историю болезни, ведет запись в карточку, назначает анализы. Теперь такой предварительный «осмотр» можно провести по видеосвязи или в чате мессенджера. Не обойтись без телемедицины в ходе оптимизации системы здравоохранения – например, первичный прием в отдаленных районах возьмут на себя консультирующие онлайн-врачи.

Правда, в Казахстане у телемедицины особый путь становления. Во всем мире это направление традиционно развивается с подачи страховых компаний. На одном полюсе бизнеса находятся страховщики с их огромными финансовыми возможностями, на другой – медицинские центры и разработчики приложений. Если вспомнить, то у нас первым серьезным кейсом был проект «Сфера» от Нефтяной страховой компании, которая сделала ставку на работу с иностранными врачами, пригласив испанцев. Проект сложно было назвать настоящей телемедициной – скорее это была попытка онлайн-консультаций через обмен письмами по электронной почте для устранения языкового барьера. Затем НСК стала делать аналогичный проект со своей клиникой, однако далеко дело не пошло.

Следом знамя страховой телемедицины подхватил «Казахинстрах». В 2016 он стал развивать проект записи и консультации пациентов местными врачами через собственное приложение. Идея оказалась вполне рабочей и вызвала серьезный интерес. В первое время с помощью приложения оказывалось достаточно много консультаций. Однако без масштабной информационной поддержки проект постепенно «сдулся».

Причина неуспешности отечественных страховщиков на поле телемедицины кроется в двух очевидных вещах: низкой страховой культуре граждан, а также в перегруппировке позиций государства в развитии системы здравоохранения. С началом обсуждения обязательного медицинского страхования стало сильно проседать добровольное, и, похоже, страховщики не хотят рисковать.

Тем не менее идеи телемедицины проникли в медицинское сообщество. Отдельные частные медцентры стали задумываться о собственных онлайн-консультациях. Карантин и самоизоляция сжали процесс перехода клиник в онлайн до минимума. Большинство мелких в кризис остались без клиентов и работы. Чтобы как-то выжить, врачам пришлось освоить онлайн. Благо запрос на такие услуги оказался огромным. Ведь многим больницам в карантин пришлось работать исключительно с коронавирусом, фактически предоставив остальных, в том числе хронических больных, самим себе. Теперь же, уловив тренд, клиники, которые вчера отмахивались от инноваций, форсируют события с онлайном.

Алло, доктор

«Стремительный рост спроса на онлайн-прием заставил клиники искать такие же быстрые способы его удовлетворения. В Алматы, например, большинство клиник консультируют пациентов посредством мессенджера. Сегодня это самый простой, дешевый и надежный путь к пациенту», – комментирует новшества одна из основателей онлайн-сервиса Dr.Net Айжан Жаикова.

Создание полноценных диджитал-каналов – сайтов и приложений – требует инвестиций, которых у большинства небольших центров нет. В условиях дефицита ресурсов мессенджеры – вполне рабочий вариант.

«Если клиника хочет поднять планку и запустить собственное приложение, ей нужно арендовать сервер для хранения персональных данных пациентов. Это достаточно дорогое удовольствие, – говорит Жаикова. – Но, думаю, в будущем все, кто сейчас использует мессенджеры, придут к собственным приложениям, так как потребуется вести медицинские электронные карты, хотя многие клиники уже подключены к «Медицинской электронной системе» (МИС)».

Пока же, по оценкам Жаиковой, в Алматы почти 90% онлайн-консультаций идет через мессенджеры.

Получить информацию о врачах и записаться на прием можно на странице клиники в социальных сетях, чаще всего в Instagram. Как правило, модель консультирования через мессенджер выглядит следующим образом. Пациент звонит или пишет в клинику и записывается на онлайн-консультацию. Администратор перезванивает ему и подтверждает запись, после чего клиент производит оплату на карту. В назначенное время врач вызывает пациента по видеозвонку.

«Как поменялись запросы людей в кризис? Никак. На первом месте – педиатры и врачи общей практики, половина обращений по детским вопросам. Вторая категория клиентов – это мужчины. Они не любят посещать врачей, им проще пообщаться онлайн. Чаще всего обращаются к урологу и к эндокринологу», – говорит Жаикова.

В то же время на рынке формируется сегмент игроков, инвестирующих в более серьезные диджитал-каналы общения с пациентом. Такие проекты – полноценные стартапы, которые инвесторы начинают развивать на свой страх и риск в надежде на рост рынка. По мнению собеседницы, частным клиникам проще развивать онлайн, ведь они сами устанавливают цены, тогда как государственные не могут увеличить стоимость своих услуг для покрытия онлайн-проектов.

ФОТО: © Depositphotos.com/verbaska

На сайте Dr.Net консультации проходят через интегрированную функцию видеосвязи. Сервис продвигает своих врачей в соцсетях. Качество врачебных консультаций отслеживается по клиентским отзывам, на основании которых выводится рейтинг каждого доктора. Поскольку проект полностью зависит от активности пациентов, с которых получает маржу посредник, ему жизненно важно работать с высокопрофессиональными кадрами. Хорошие врачи идут нарасхват, однако существенного роста стоимости их услуг пока не наблюдается. Конкуренция на этом рынке только разворачивается.

Жаикова уверена, что инвестиции в телемедицину отобьются. И прежде всего за счет выхода в регионы, где у людей нет такой возможности, как очный прием у качественного специалиста.

«Даже в количественном плане там врачей не хватает, не говоря уж о качестве», – констатирует эксперт.

По ее прогнозам, период насыщения рынка диджитал-проектами закончится не ранее чем через два-три года, так как «население только привыкает к телемедицине и нужно время, чтобы круг клиентов стал широким и стабильным». После этого в индустрию придут серьезные инвесторы, которые начнут выкупать бизнес стартапов.

Большие перспективы

Об огромном потребительском потенциале телемедицины свидетельствует опыт сервиса iDoctor.kz, входящего в состав холдинга Chocofamily. Сервис начинал с услуги электронной записи на врачебный прием, а с наступлением пандемии стал предлагать и онлайн-консультации без посещения врача. По словам CEO iDoctor.kz Даврана Ташбаева, они заметили, что во время карантина процент дозвона через сайт стал снижаться. Люди просто не могли дозвониться до клиник, многие из которых прекратили работу.

«Мы поняли, что клиенты остались без возможности получить медицинские услуги, а врачи частных центров – без работы и доходов. Возник вопрос, как можно их связать. Ответ нашелся в создании сервиса онлайн-консультаций на базе iDoctor.kz», – рассказывает Ташбаев.

По его оценке, с приходом COVID-19 спрос на телемедицинские услуги возрос на 50%. Причина как в закрытии многих медучреждений на карантин, так и в том, что люди не хотят лишний раз рисковать своим здоровьем, выходя из дома. К тому же телемедицина оказалась выгодной для самих врачей, которым при подобном формате не нужно платить процент клиникам.

Эксперт отмечает, что телемедицина – это не только первичный прием, но и последующие онлайн-консультации: мониторинг того, что происходит с пациентом после того, как он стал выполнять рекомендации.

«Это дает возможность реагировать быстрее, например поменять план лечения, если что-то идет не так или возникли побочные эффекты на препараты», – объясняет Ташбаев.

В пользу все большего вовлечения телемедицины в нашу жизнь свидетельствует обширный рынок мобильных медицинских гаджетов. Например, фитнес-трекеров, которые как минимум могут измерить сердцебиение. С их помощью мы можем без врача понять, есть у нас тахикардия или нет, отслеживать и анализировать свой сон, вес, физическую активность и т. д.

Бизнес-модель сервиса онлайн-консультаций проста и работает на обоюдном интересе. Сервис дает врачам возможность продвигать себя, рекламировать свои услуги на сайте iDoctor.kz. Регистрация и размещение анкеты являются бесплатными, но есть платный дополнительный функционал – размещение в топе, публикация баннеров клиник и фармкомпаний, применение инструментов, которые приносят больше кликов на анкету, звонков и, соответственно, доходов.

«Ежемесячно мы генерируем для партнеров 150 млн тенге дохода. Средняя цена за консультацию составляет 5 тыс. тенге, 30% с каждой партнеры отдают iDoctor.kz», – рассказывает Ташбаев.

ФОТО: © Depositphotos.com/verbaska

В iDoctor.kz используется обратная связь. После каждой консультации пользователи заполняют форму с отзывами о враче и сервисе. Результаты анализируются и доводятся до партнеров, таким образом помогая понять, на что им следует обратить внимание, как улучшить работу. Сервис же смотрит, где возникают технические проблемы. Однако то, что происходит во время самой онлайн-консультации, разумеется, остается между врачом и пациентом. В эту часть коммуникаций сервис вмешиваться не может.

Более активное развитие телемедицины в Казахстане ограничивает законодательство, оказавшееся неготовым к росту спроса на нее.

«Проблема законодательного регулирования телемедицины заключается в том, что у нас не прописано четко, можно ли ставить диагноз и назначать лечение через онлайн-консультации или нет. Это некая «серая зона» нашего рынка: запрета вроде нет, как и разрешения, – говорит Ташбаев. – В связи с этим мы в оферте прописываем, что врачи через iDoctor.kz оказывают консультационные услуги и их выводы не являются диагнозами. Делается это прежде всего для того, чтобы защитить партнеров от возможных дальнейших судебных тяжб».

Ташбаев называет потенциал казахстанского рынка телемедицины огромным. Он замечает, что раньше у пациентов было меньше информации и выбора. Они просто шли в поликлинику и записывались к тому доктору, который доступен.

«Теперь люди, прежде чем пойти в клинику, проводят собственное исследование в интернете, – говорит эксперт. – В США шесть лет назад всего 40% людей искали врачей и услуги онлайн, а сегодня эта цифра выросла до 70%. Так или иначе, будущее за технологиями».

У iDoctor.kz здесь амбициозные планы. Сервис планирует стать номером один в области телемедицины в Казахстане и номером один по поиску нужных врачей в СНГ.

Судя по всему, в ближайшее время мы станем свидетелями острой конкуренции между местными и иностранными игроками, предлагающими интегрированные медицинские сервисы. О том, что процесс пошел, можно судить по тому, что с началом карантина ведущие сотовые операторы начали предлагать в своих мобильных приложениях дистанционные консультации врачей. Так, Kcell запустил совместный проект с компанией Imedicus – представителем ведущего российского разработчика в области телемедицины «Мобильные Медицинские Технологии». А Beeline начал партнерство с украинским приложением «Доктор Онлайн». Если в случае с Imedicus речь идет о звонках в Россию, то «Доктор Онлайн» намерен развивать в Казахстане собственный персонал.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить