Для чего нужна Казахстану маркировка лекарств?

И почему она является краеугольным камнем системы лекарственной безопасности страны

Бикеш Курмангалиева - генеральный директор Центра развития цифровой экономики АО «Казахтелеком»
Бикеш Курмангалиева - генеральный директор Центра развития цифровой экономики АО «Казахтелеком»

Мировые эксперты все больше говорят о понятии «лекарственная безопасность страны», что означает как физическую – возможность купить, так и экономическую – возможность получения легальных и качественных лекарственных средств по адекватной цене.

Лекарственное обеспечение в современном мире выступает одним из важнейших элементов эффективных систем здравоохранения и национальной безопасности любой страны. Одним из важнейших факторов, определяющим качество жизни людей в современном обществе, выступает доступ к легальным лекарствам. Речь идет не только о борьбе с эпидемиями новых болезней, таких как COVID-19, но и всех заболеваний в целом. Как отмечают международные эксперты, на примере США и других развитых стран, за последние 100 лет продолжительность жизни у них беспрецедентно выросла – на более чем 60%, или на 30 лет.

Причем если до Второй мировой войны продолжительность жизни росла в основном под влиянием немедицинских факторов (питание, санитария, жилье и др.), то после войны основными источниками роста продолжительности жизни населения стали новые лекарства, устройства и процедуры. Сейчас сложно представить нашу бытовую жизнь без лекарств. Речь идет о приеме препаратов в таких случаях, как головная боль или расстройство желудка, так и в более сложных случаях - с больными диабетом или онкобольными людьми, для которых получение лекарств имеет критическое значение. В этой ситуации важным фактором становятся качество и безопасность находящихся в обращении лекарственных средств, а одной из важнейших задач государства – обеспечение этих условий.

Маркировка – гражданам и государству

У проблемы лекарственной безопасности страны имеется достаточно много аспектов: вопрос производства лекарств в стране, реализации, дистрибуции, мониторинга, прогнозирования и т.д.

Несмотря на то что последние 6 лет производство и экспорт лекарственных средств в Казахстане достаточно устойчиво растет, доля местных производителей составляет лишь 17% (на рисунке выше). Остальные 83% приходятся на импортные лекарства. В условиях глобализации и быстрого развития науки постоянно появляются новые препараты, что требует расширения номенклатуры продаваемых лекарств, а это создает проблемы в части проверки качества, а также легальности находящихся в продаже и поступающих в стационары, лекарственных средств. Так, ранее представитель Национального центра экспертизы лекарственных средств Болат Жантуриев отмечал, что «по данным мировых агентств, в том числе ВОЗ, доля контрафактной продукции в развивающихся странах, куда мы с вами входим, может составлять до 50% всего лекарственного рынка».

Как показывает международный опыт, современным инструментом в этом вопросе выступает введение маркировки всех ввозимых и производимых лекарств. Маркировка – это нанесение на упаковку лекарств специальной зашифрованной метки, содержащей информацию о производителе, серийном номере и код защиты от взлома, то есть фактически цифровой паспорт товара.

- Маркировка товаров позволит четко отслеживать «цифровой след» лекарств, чего не давала применяемая до сегодняшнего дня линейная маркировка или штрих-код. С цифровой маркировкой импортеры и производители смогут видеть реальные остатки товаров на складах в режиме реального времени. Имея данную информацию, можно уже четко понимать, где лекарства есть и какие, с каким сроком годности, а где есть угроза дефицита лекарств. Также немаловажным аспектом выступает то, что, по оценкам экспертов, 12% рынка составляет нелегальный оборот лекарств в нашей стране, - отмечает генеральный директор Центра развития цифровой экономики АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева.

Билет на мировой рынок

Внедрение маркировки лекарственных средств — это общемировой тренд, и, например, страны, импортирующие свыше 77% объемов (в стоимостном выражении) лекарств в нашу страну, уже внедрили или внедряют данную систему у себя (см. таблицу).

Речь идет как о развитых странах - Германии, Франции или США, так и развивающихся - Индии или Украины. Стоит отметить, что наш крупнейший торговый партнер (по всей внешней торговле) – Российская Федерация уже внедрила у себя обязательную маркировку лекарственных средств. Естественно, когда подавляющая часть стран-импортеров уже внедрила или внедряет у себя систему маркировки лекарственных средств, это значительно упрощает ее внедрение и в нашей стране.

В свою очередь, на рынках стран Евразийского экономического союза, в которые экспортируется 91% производимых у нас лекарств, наличие маркировки постепенно будет обязательным требованием.

- Если мы хотим и дальше экспортировать такие достаточно высокотехнологические, не сырьевые товары, нам необходимо понимать, что внедрение маркировки будет обязательным. Это становится все более обязательным стандартом для того, чтобы работать на мировом рынке производства лекарств, - констатирует Бикеш Курмангалиева.

Маркировка - бизнесу

Учитывая масштабность проекта внедрения маркировки лекарственных средств, Минздрав РК определил перечень лекарственных средств, подлежащих маркировке (25 наименований) на стадии пилотного проекта. Это позволит единому оператору в лице АО «Казахтелеком» отработать все вопросы с участниками рынка на всех этапах от производства или импорта лекарств до их попадания на аптечные полки и в медицинские организации, чтобы не допустить сбоев в лекарственном обеспечении населения или необоснованного роста цен на лекарства.

Маркировка лекарственных средств даст четкую и оперативную информацию для грамотного планирования закупок лекарств, выстраивания оптимальной логистики, стратегии и тактики продаж.

- С цифровой маркировкой импортеры и производители смогут усилить учет (видеть реальный остаток на складе в режиме реального времени). В информационной системе маркировки и прослеживаемости будут фиксироваться все этапы передвижения лекарственных средств между участниками рынка, - считает Бикеш Курмангалиева.  

Кроме того, цифровая маркировка сильно влияет на развитие планирования бизнеса ввиду большей прозрачности наличия и движения товаров по всей цепочке, а значит, предсказуемости, то есть снижения рисков для предпринимателей. В частности, она отмечает, что «некоторые дистрибьюторы рассматривают возможность перехода с VAN-sale (или продажа с борта грузового транспорта) на PRE-sale (продажа по предзаказу)». При этом прослеживаемость лекарств идет по всей цепочке от производителя/импортера до момента покупки лекарств в аптеке.

- Продавая маркированные товары, розничные точки также входят в процесс автоматизации своих бизнес-процессов. Те, кто уже автоматизировал свой бизнес, проведут интеграцию системы маркировки с их существующими системами. Также для помощи розничным точкам продаж с небольшим оборотом нами разработано приложение Naqty Sauda. Приложение способно синхронизироваться с сервисом оператора фискальных данных и распознавать коды Data Matrix. Система также внесена в государственный реестр. Сейчас приложение находится на завершающей стадии разработки. Более подробная информация о проекте регулярно обновляется на сайте markirovka.ismet.kz, - сообщила Бикеш Курмангалиева.

Таким образом, движение лекарств будет прозрачным по всей цепочке от производства и до конечного потребителя (см. рисунок ниже).

Количество игроков в системе производства и дистрибуции лекарственных средств
Количество игроков в системе производства и дистрибуции лекарственных средств

Маркировка позволит принимать управленческие решения, основываясь на четких и объективных данных, получаемых в онлайн-режиме, что является важнейшим фактором хорошего менеджмента. Поэтому очевидно, что маркировка лекарственных средств –  это то, с чего начинается обеспечение надежной лекарственной безопасности страны.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
2924 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
27 января родились
Виктор Кышпанаков
заместитель председателя правления АО «BCC Invest», член совета директоров KASE
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить