Пиявки и ромашка. Минздрав легитимизирует «народную медицину». Чем это грозит пациентам?

Инициативу развития так называемой народной медицины прокомментировала доктор медицины Ботагоз Каукенова

Ботагоз Каукенова
ФОТО: Личный архив
Ботагоз Каукенова

Предложение развивать традиционную и народную медицину высказала заместитель министра здравоохранения Ажар Гиният. Прозвучало это в День науки на встрече с преподавателями и студентами в стенах Казахского национального медицинского университета (КазНМУ). Гиният призвала медиков, а также ученых и общественников принять участие в проекте «Қазақ емі» - изучать и применять «древние способы врачевания», в том числе кровопускание и костоправство.

О встрече было рассказано на официальной странице Министерства здравоохранения в Facebook. «Участники встречи выразили поддержку данной инициативы, - сказано в сообщении. - По мнению представителей народной медицины, необходимо разработать нормативную базу, критерий оценки качества медуслуг, провести клинические исследования тех или иных способов лечения, сделать сравнительный анализ, на основе которых разработать клинические протокола» (орфография поста сохранена - F).

Гиният предложила выбрать центром компетенции для данного направления КазНМУ им.С.Асфендиярова. Как отмечено в соцсети, новые законодательные инициативы в целях интеграции традиционной и народной медицины в национальную систему здравоохранения страны предполагается рассмотреть в рамках Кодекса о здоровье народа.

Свое мнение по поводу идей Минздрава для Forbes.kz высказала Ботагоз Каукенова, MD (доктор медицины), биолог, руководитель информационного ресурса поддержки Medsupportkz. Также мы задали ученому несколько вопросов на актуальную тему вакцинации от коронавирусной инфекции.

F: Ботагоз, что такое «народная медицина»?

- По современной классификации существуют два типа медицины: официальная, или доказательная, - та, которая используется в больницах врачами, и народная и дополнительная медицина - это все альтернативные течения, в том числе и интегративные, авторские практики.

«Народная медицина», как предполагает название, полагается на опыт народа в лечении болезней. Эти практики были в ходу сотни и тысячи лет и успешно применялись наряду с официальной на то время медициной, мало чем от нее отличаясь. Но на протяжении нашей истории официальная медицина развивалась и училась на своих ошибках, так что мы используем роботов в операциях и изучаем генетический материал пациентов, в то время как «народная медицина» осталась на прежнем уровне. И если раньше применение этих практик было оправданно в силу отсутствия доступа к официальной медицине, то сегодня это как пытаться добыть огонь трением, когда у вас в кармане лежат спички.

Несмотря на это, в Казахстане народные и дополнительные методы лечения пользуются большой популярностью. И если дополнительные методы используются совместно с официальной медициной, а поэтому менее опасны, народные методы зачастую применяются вместо лечения в больнице. И это большая проблема, с которой сталкиваются практически все врачи. Очень много случаев, когда пациенты откладывают лечение в больнице, пытаясь справиться народными методами. А с некоторыми болезнями, такими как раковые заболевания, промедление может привести или к тяжелому течению болезни, или к смертельному исходу.

F: В вашей практике были такие случаи?

- Когда я проходила курс хирургии в медицинском университете, у нас был один случай, мысль о котором не отпускает меня до сих пор. Мужчина средних лет пришел к нам в хирургическую онкологию с последней стадией рака. С той стадией, что медицина уже не лечит. С той стадией, на которой мы можем помочь только обезболивающим, чтобы облегчить последние дни жизни. Казалось бы, обычная ситуация для онкологического отделения крупной больницы. Если бы не одно «но». Несколько лет назад он уже был у нас - с начальной стадией рака. Тогда врачи предложили ему помощь, предложили лечение - все доступные нам меры. Пациент ушел. Ушел лечиться к народным целителям и знахарям. Думал, они лучше знают.

F: Какие народные способы лечения могут быть потенциальными опасными для здоровья?

- Потенциально все из них. Народные способы лечения не проверяются на безопасность и эффективность. Говорят так: «Как называется альтернативная медицина, которая работает?» - «Медицина». В альтернативной медицине либо не доказано, что это работает, либо доказано, что не работает. К тому же никто не лицензирует лекарей. А это значит, что никто не знает, что за травы они используют, дезинфицируют ли инструменты для кровопускания и можно ли привлечь их к ответственности, если они навредят пациенту.

Есть множество научных исследований, что народные методы лечения не показывают эффективности по сравнению с плацебо. Более того, есть публикации об отравлении пациентов тяжелыми металлами после применения народных методов, среди которых методы Индии, Китая, Латинской Америки и Среднего Востока. В этих публикациях описаны случаи неврологических повреждений у людей, вплоть до летального исхода. И среди них очень много детей.

Вообще, если говорить о безопасности, можно рассмотреть пример использования трав. В составе каждого растения есть множество химических веществ. Из них одно может быть активным и помогать от какой-нибудь болезни, а остальные или нейтрализовать эффект этого активного соединения, или вызывать сильнейшие аллергические реакции. К тому же состав растений может быть довольно нестабильным. Если мы возьмем две ромашки, растущие в одной стране, то у них может быть сильно различающийся состав. Во-первых, есть множество похожих друг на друга подвидов ромашек, и не каждая из них может быть полезной. Во-вторых, одна может расти вдоль дороги, а другая на лугу, и хорошо, если дорожная ромашка не отравит вас. Ну и в-третьих, даже если бы они были одного вида и росли рядом, просто в силу того, что это два разных организма, у них может быть разный состав. А когда мы говорим о чем угодно, концентрация играет большую роль. В конце концов отравиться можно и водой.

F: Насколько я понимаю, предлагается не внедрять народные методы в практику, а сначала «доказать их клиническую эффективность». Что в этом плохого?

- Я обеими руками за то, чтобы в науку Казахстана поступило больше финансирования и наука всячески стимулировалась. Поэтому мы, конечно, можем изучать растительный мир нашего региона и проводить исследования о влиянии кумыса и шубата на микробиом человека. Это потребует долгих лет изучения всех записей, трав, выделения и очищения активных веществ из них, далее доклинических и клинических исследований, результаты которых будут опубликованы в международном журнале и подтверждены мировым научным сообществом. До тех пор подобные практики не должны касаться пациентов и их здоровья. К тому же, подобные исследования обычно производятся учеными, а не врачами.

Участие здравоохранения в этом процессе, тем более так, как это было подано в доступном для нас пресс-релизе, что «древние способы врачевания, которые имеют под собой доказательную базу, как кровопускание, костоправство, лечение кобыльим молоком, травами, вполне можно успешно применять наряду с официальной медициной», создают опасные прецеденты для того, чтобы люди укреплялись в своем мнении о нежелании лечиться у настоящих врачей, а пользоваться народными методами. Вспомним, что прошлым летом люди делали ингаляции адраспаном, а имбирь с чесноком некоторое время были на вес золота. Не говоря уже о практиках лечения аутизма у детей кровопусканием, от которого, кстати, умер Джордж Вашингтон.

F: Но в некоторых странах широко используют традиционную медицину, например в Китае.

- Практически в каждой стране в той или иной манере практикуется «народная медицина», потому что раньше это было единственным способом заботиться о здоровье населения для тех, кто не имел доступа к официальным врачам. Конечно, для многих стран «народная медицина» - это часть культурного и антропологического кода, а для таких стран, как Индия и Китай, где подобные практики насчитывают тысячи лет, это стало большой статьей экспорта. В некоторых странах Африки, например, народных лекарей используют как метод обеспечения первичной медицинской помощи, потому что у них просто не хватает квалифицированных врачей. Но тут уже страны выбирают - идти ли им по пути развития здравоохранения или возрождать «народную медицину».

F: Любой поборник «народных методов» расскажет вам кучу историй про чудесное выздоровление больных, от которых якобы «отказались все врачи». Сталкивались ли вы на практике со случаями «необъяснимого» излечения больных без лекарств и операций?

- Нет.

F: В чем принципиальная ошибка Минздрава, предлагающего внедрять «знахарство» в медицинскую практику?

- В том, что так они легитимизируют и поддерживают такие практики, в то время как население сложно идет в официальные больницы. Конечно, всех знахарей, целителей необходимо сертифицировать и вывести из тени, чтобы как минимум их можно было призвать к ответственности в случае вреда пациенту. Если они выбирают такой путь именно через здравоохранение, необходимо крайне тщательно выбирать слова и формулировки высказываний и заявлений. К тому же в этом направлении необходимо будет многократно усилить информационно-разъяснительную работу.

F: Кажется, такая же работа нужна и в другом направлении. В Казахстане вовсю идет вакцинация, но после первых ажиотажных дней теперь прививочные пункты в основном пустуют. С чем это связано, по вашему мнению?

- Сейчас привилось активное население, то, которое хотело и так получить прививки как можно скорее. Теперь же перед государством стоит задача рассказать тем, кто сомневается или не хочет вакцинироваться, о том, что вакцинация - необходимое действие, если мы хотим защитить своих близких и не хотим жить от локдауна к локдауну. Вот эта работа уже будет требовать больших ресурсов, как временных, так и творческих.

Ну и к тому же необходимо провести разъяснительную работу для самих врачей о ложных медотводах, потому что нам, в Medsupport, пишут о многих случаях, когда врачи отказывают в вакцинации, ссылаясь на состояния, не влияющие на вакцинацию, либо на старые мифы, которые сами же врачи должны развенчивать. Я понимаю, что у врачей всегда огромная занятость и они зачастую не успевают обновлять знания в этом информационном потоке, но сегодня в случае вакцинации это может быть критично.

F: Можно ли доверять казахстанской вакцине QazVac, ведь ее разработчики не опубликовали ни одного результата тестирования?

- Я верю в то, что наши ученые создали прекрасный продукт. Но сегодня недостаточно просто сказать о том, что вакцина хороша, через СМИ и пресс-туры. Чем больше недосказанности и чем меньше прозрачности, тем больше у людей шансов додумать небылицы и страшилки. Поэтому необходимо было опубликовать хотя бы промежуточные результаты исследований, чтобы у людей была возможность убедиться в безопасности и эффективности вакцины.

F: Какая вакцина лучше - QazVac или «Спутник V»?

- Та, которая вам доступна в данный момент

F: Кому нельзя прививаться, а кому — нужно на 100%?

- Если мы говорим о «Спутнике», то прививаться нельзя, если у вас аллергия на компоненты вакцины и раньше был анафилактический шок. Еще - если вы в данный момент болеете чем-нибудь или у вас обострились хронические заболевания. Скорее всего, этот пункт останется неизменным. По остальным категориям, на данном этапе не прививают детей до 18 лет, беременных и кормящих. Всем остальным нужно провакцинироваться, чтобы защитить себя от заболевания и смерти и не дать вирусу продолжать распространяться в обществе.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6582 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
6 августа родились
Акылбай Сапаров
депутат Мангистауского областного маслихата VІI созыва
Ермек Кизатов
заместитель акима Нур-Султана
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить