Майнинг и регулирование

7203

Как известно, Казахстан занимает лидирующие позиции в мире по объемам майнинга криптовалют. Во многом это объясняется ограничительными мерами, принятыми в соседнем Китае, а также дешевизной электричества в нашей стране. Дополнительным стимулом служит то, что майнинговое оборудование входит в перечень товаров, по которым НДС на импорт уплачивается методом зачета.

Учитывая мировую тенденцию, в последние годы мы существенно подкорректировали соответствующее законодательство, легитимизировав деятельность в сфере майнинга и оборота криптовалют. Правительство стремится вывести майнинг из тени, обязав организации информировать о такой деятельности Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Более того, с 2022 года введена специальная плата за цифровой майнинг, исчисляемая в размере 1 тенге за 1 киловатт-час потребленной электроэнергии.

Если говорить о налогообложении доходов от торговли криптовалютой, то наше законодательство достаточно консервативно в этом плане. Так, если физическое лицо получает доход от реализации криптовалют, такой доход признается прочим доходом из источников за пределами Казахстана и подлежит обложению индивидуальным подоходным налогом полностью без учета расходов и убытков. В принципе, я не вижу смысла в поправках, позволяющих облагать только прирост стоимости. У налоговых органов нет доступа к данным бирж криптовалют, поэтому они не смогут корректно администрировать такие доходы. К тому же информация о поступлениях на банковские счета физических лиц, в том числе от реализации криптовалют, по общему правилу относится к банковской тайне. Налоговые органы не могут проверить доходы от торговли криптовалютами. Поэтому, кстати, налогоплательщики зачастую уплачивают налоги лишь с прироста стоимости.

Если говорить о юридических лицах, то доходы от торговли криптовалютой по общему правилу подлежат включению в доход от реализации. Однако я слабо представляю, как это делают организации. В силу закрытости информации бирж криптовалют на деле получателями доходов являются физические лица, а у юридических лиц – только расходы.

В своем февральском выступлении на расширенном заседании правительства глава государства раскритиковал деятельность майнеров, указав, что они монетизируют ресурсы страны в других юрисдикциях, притом что социально-экономический эффект от производства криптовалют для страны минимален. Президент поручил правительству разработать пакет решений по регулированию и развитию цифрового майнинга. С учетом этого попробую предположить, каким образом может измениться законодательство в этой сфере.

Во-первых, однозначно кратно увеличится ставка платы за цифровой майнинг. Об этом было сказано уже в выступлении президента.

Во-вторых, возможно, расширят перечень исключений из банковской тайны. Я ожидаю, что будут поправки в законодательство, обязывающие банки раскрывать информацию о поступлениях на счета физических лиц при выявлении признаков получения ими доходов от операций с криптовалютой.

В-третьих, в целях увеличения поступлений в бюджет майнинговое оборудование, вероятно, исключат из перечня товаров, по которым НДС на импорт уплачивается методом зачета.

В-четвертых, скорее всего, граждан обяжут уведомлять государство о майнинговой деятельности наравне с организациями.

Очевидно одно – власти не игнорируют развитие криптоиндустрии в стране и предпринимают меры по ее регулированию. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить