Депутат о дефиците топлива: Пора перестать надеяться только на НПЗ с госучастием
Депутатский запрос фракции «Ак жол» о ситуации с дефицитом дизтоплива в адрес министра энергетики РК Магзума Мирзагалиева 6 октября озвучил депутат мажилиса Серик Ерубаев
Мажилисмен сообщил, что в октябре в разных регионах проходят акции водителей и предпринимателей, возмущённых резким скачком цен на ГСМ. Так, цена на дизель подскочила со 189 до 240-285 тенге за литр.
«Не секрет, что все отрасли нашей экономики зависят от цен на энергоносители. Эти цены прямо влияют на себестоимость и обычных потребительских товаров, и стратегического сырья. Рост цен на дизтопливо также понижает конкурентоспособность наших производителей и их продукции», - заявил депутат.
Почему в Казахстане всё чаще блокируют сайты
Ситуация с блокировками ухудшается из-за отсутствия предсказуемости →
Он добавил, что отсутствие дизтоплива на АЗС парализует экономическую деятельность в дальных районах.
«Несмотря на статус нефтяной державы, сезонный дефицит ГСМ стал ежегодно повторяющейся проблемой. Именно в период весенне-полевых сельхозработ и в период уборки урожая наши нефтеперерабатывающие заводы традиционно останавливаются на ремонт. С тех пор как в стране начался рост населения, увеличение транспортных перевозок и активизация экономики - стала очевидной нехватка производственных мощностей существующих НПЗ и необходимость строительства новых. Вместо этого была запланирована модернизация существующих. Но уже в ходе работ по их модернизации время показало недостаточность этого решения распушим потребностям экономики», - считает Серик Ерубаев.
Он подчеркнул, что сегодня даже страны, не имеющие углеводородного сырья, активно развивают производство биодизеля. А Казахстан, будучи страной - экспортёром нефти, вынужден импортировать продукты ее переработки. При этом, говорит депутат, Министерство энергетики признаёт свою неспособность обеспечить внутренний рынок ГСМ, в связи с чем встаёт необходимость создания дополнительных мощностей нефтепереработки.
Майнеров в Казахстане хотят ограничить 100 мегаваттами
По предложению Минэнерго, в стране суммарная мощность электроустановок для ... →
«Кроме того, не только резкий рост цен на дизель (до 50%) вызывает в обществе справедливые сомнения в искусственном, спекулятивному характере таких колебаний, а также вопросы к антимонопольным органам. В этой связи депутатская фракция демпартии «Ак жол» предлагает перестать надеяться только на НПЗ с государственным участием, а всемерно поддержать частных нефтепереработчиков. Такие предприятия и проекты тоже есть, но без должного содействия им невозможно выйти на необходимый уровень развития», - заявил мажилисмен.
По его словам, при правильной политике в отношении частных нефтепераработчиков, Казахстан вполне способен стать экспортером не только нефти, но и нефтепродуктов без ущерба для внутреннего рынка.
«Вместе с тем требуем организовать проверку ситуации с ростом цен на дизтопливо на предмет ценового сговора поставщиков. Необходимо разобраться, насколько этот скачок цен обусловлен реальной рыночной ситуацией, а насколько - является результатом незаконных действий монополистов. По итогам проверки нужно навести порядок, привлечь виновных к ответственности и стабилизировать цены на ГСМ», - заключил Серик Ерубаев.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook