Как научиться определять настроения потребителей в разных странах

Исследователи консалтингового агентства The Boston Consulting Group (BCG) изучили 40 тыс. потребителей в 18 странах

ФОТО: © Depositphotos.com/trambo‑

Выход на новые рынки давно стал традиционным решением для тех компаний, которые ищут новые источники роста. Глобализация тем не менее не стерла культурных границ: страны и регионы по-прежнему очень разные. Чтобы структурировать свою деятельность, компании формируют региональные офисы, которые отвечают за похожие на первый взгляд рынки. В основе такого подхода лежит предположение о том, что стратегии, подходящие для одного рынка, сработают и на другом.

Так ли это на самом деле? Похоже, не все так просто. Исследователи консалтингового агентства The Boston Consulting Group (BCG) изучили 40 тыс. потребителей в 18 странах, чтобы понять, что движет людьми, совершающими ту или иную покупку. Аналитики вывели любопытные закономерности. Например, оказалось, что потребители США, Канады, Австралии и Великобритании похожи в своих предпочтениях, тогда как европейцы сильно отличаются друг от друга. Азия тоже очень разная. Что касается отдельных стран, то в Китае очень важно то, как воспримут твою покупку друзья и знакомые, тогда как во Франции и России мнение окружающих не имеет большого значения. Нигерийцы, мексиканцы и индийцы очень предприимчивы, а японцы, напротив, консервативны и неохотно идут на новые бизнес-начинания.

В BCG также выяснили, что внешняя схожесть культур далеко не всегда приводит к совпадению потребительских привычек. В культурно близких странах люди часто придерживаются противоположных взглядов в таких вопросах, как покупка автомобиля или страхование жизни. В то же время у потребителей в таких далеких друг от друга странах, как Китай и Мексика, много общего.

Такие разные покупатели

Аналитики вновь убедились в том, что потребление – совершенно особая сфера, в которой много нюансов. Индонезийские потребители совершают покупки с оглядкой на религию, россияне на первое место ставят возможность с помощью покупок выразить свою индивидуальность, в Индии и ОАЭ тратят деньги на то, что поможет в карьере. Эти тренды отражают общие взгляды на жизнь, которые эксперты из BCG тоже проанализировали в ходе исследования. Выяснилось, что 80% нигерийцев мечтают начать собственное дело, тогда как в Японии о предпринимательстве задумываются лишь 16% жителей. 63% австралийцев уверены: залог счастья в том, чтобы плыть по течению; в Бразилии так считает всего 14% населения.

У потребителей есть и общие черты. Например, в большинстве стран опрошенные уверены: технологии в целом меняют мир к лучшему. Люди с удовольствием выражают себя и любят спорт. В последние годы вообще наметилась тенденция на более трепетное отношение к здоровью. Возможно, так сказалась на взглядах пандемия. Еще две любопытные общности отметили в BCG. Первая: жители Ближнего Востока и в Южной Азии ценят тесные горизонтальные связи. Вторая: оптимизм жителей стран, экономика которых быстро растет. В этих странах люди полны оптимизма насчет завтрашнего дня и охотно открывают свой бизнес.

Семь раз отмерь

Если страны и регионы настолько разные, что же делать компаниям, которые выходят на иностранные рынки? Как группировать эти рынки? Эксперты BCG рекомендуют для начала определить страны, жители которых обладают похожими вкусами. Так сделали в BCG. Проанализировав 18 стран по 56 показателям, аналитики сформировали пары стран с наиболее похожими потребителями. В агентстве считают, что этот опыт может помочь компаниям: зная, какие страны близки в плане потребительской культуры, топ-менеджеры могут развивать бизнес увереннее и быстрее.

Метод, который применили аналитики BCG в своем исследовании, называется «анализ близости» (proximity analysis). Он хорошо известен бизнес-аналитикам, однако компании редко применяют его на практике, предпочитая следовать знакомым лекалам. Чаще всего это означает группирование рынков на основе географической близости. Как показывают исследования BCG, далеко не всегда этот метод оптимален.

Вместо того чтобы следовать стереотипам, эксперты рекомендуют детально изучать поведение и привычки потребителей на отдельно взятых рынках. Не спешите выносить суждения: вы многого можете не знать. Лучше сосредоточьте свои усилия на аналитической работе. Сегодня – лучшее время для начала такой работы. Компании, которые сумеют новаторски подойти к бизнес-развитию, будут процветать в постковидном мире.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5781 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить