Кто хочет перемен?

9283

Президент страны в своем послании народу Казахстана от 1 сентября выступил с инициативой изменения подходов к государственному планированию. «Так сложилось, что в системе государственного планирования главным планировщиком, исполнителем и оценщиком выступает госаппарат. Это неправильно. Система государственного планирования должна обеспечить мобилизацию всех человеческих ресурсов, вовлечь частный сектор и общество в качестве полноценных партнеров на всех этапах: планирования, исполнения, оценки. Следует прекратить подготовку государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов. Пора перейти на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам. В качестве целеполагания следует определить главенство результата над процессом. Проведение столь кардинальной реформы потребует пересмотра деятельности всего госаппарата. Здесь важное значение приобретает синергия в планировании и реализации реформ».

Но весь вопрос даже не в том, сможет ли поменяться госаппарат, а в том, захочет ли он меняться? Например, первый президент страны Нурсултан Назарбаев в своем заявлении от 22 февраля, в частности, сказал: «Анализ реализации госпрограмм показал, что они выполняются, но конкретные результаты по многим важным направлениям отсутствуют». Касым-Жомарт Токаев год назад на совещании по инновационно-индустриальному развитию в Караганде тоже дал оценку реализации госпрограмм, заметив, что кардинальных сдвигов в структуре экономики страны не наблюдается. Таким образом, недостаточная, мягко говоря, эффективность государственных программ – это не досужие рассуждения «диванного эксперта», а реальность, о которой говорят с самых высоких трибун.

И что от этого поменялось? На заседании правительства 15 сентября докладывается о вводе 206 проектов на общую сумму 996 млрд тенге. Но что там с их эффективностью? Или через пару лет снова будет констатироваться, что конкретных результатов нет? Отдельный вопрос возникает по поводу якобы успехов обрабатывающей промышленности. С чего это она вдруг растет в условиях снижения глобального спроса? Значит, прямо или косвенно стимулируется рост производства, плавно перетекающий в рост запасов, которые, в свою очередь, переходят в ухудшение финансовых показателей предприятий. Ради чего – понять невозможно.

Нет ни малейших признаков того, что аппарат хочет меняться. Каждый документ, который он рождает, создает впечатление дежавю: все это уже когда-то было, причем со все тем же отсутствием результата.

Наш госаппарат не уникален. Нигде и никогда он сам не захочет реформироваться. Его реформы всегда есть плод общественных усилий. Но у нас, так уж сложилось, общество к решению важных задач не привлекается.

Чтобы было иначе, требуется развитие представительных органов власти. Не просто расширение их полномочий, но более свободный допуск к выборам желающих в них работать. Без этого все останется без движения. Так же будут приниматься малоэффективные планы, а потом так же будем сокрушаться о том, что декларированного результата не получилось

Было бы несправедливо утверждать, что наверху этого не понимают. «Если мы реально хотим улучшить жизнь наших граждан, то следует вовлекать их самих в процесс реформ. Наши последующие политические реформы должны быть направлены на более широкое вовлечение людей в управление страной», – говорилось в недавнем президентском послании. Остается только пожелать руководителю страны успехов на этом поприще. Но есть опасность, что если реализация будет поручена самому аппарату, то это закончится ничем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить