Коннект-эксперт

6789

Как парень из Павлодара построил карьеру в США и нашел инвесторов для казахстанского стартапа

Ержан Наурузбаев
Фото: Matt Ludtke
Ержан Наурузбаев

В свои 27 лет Ержан Наурузбаев вошел в рейтинг «30 моложе 30» Forbes Kazakhstan. В 10-м классе он стал победителем программы обмена для старшеклассников FLEX и переехал из Павлодара в США, штат Висконсин. После школы поступил на грант в St. Norbert College на бизнес-администрирование, причем, чтобы полностью покрыть обучение Ержана, университет специально скомпоновал три отдельных стипендии. Сегодня молодой человек работает в компании по корпоративным инновациям StageThree и внедряет на рынок новый продукт цифровизации логистики совместно с одной из крупнейших FMCG-фирм. Хотя его история – настоящее воплощение американской мечты, Ержан говорит, что никогда не планировал «зацепиться» в США и своим успехом во многом обязан удачному стечению обстоятельств.

Из стажера в новаторы

«Когда я был на третьем курсе, к нам на пару в качестве спикера пришел представитель компании оптимизации транспорта и логистики Breakthrough Fuel. Тогда это был стартап с командой из 15 человек. Видимо, во время презентации я задавал хорошие вопросы, потому что после мне предложили отправить резюме на позицию стажера, – вспоминает Наурузбаев. – Через неделю состоялось собеседование с руководителем Крейгом Дикманом, и меня приняли в команду».

Формально Ержан должен был работать 20 часов в неделю во время учебы и 40 часов в период каникул. На деле же он проводил в офисе почти все свободное время. Кроме того, сумел сохранить работу в библиотеке университета, куда устроился еще на первом курсе. Спустя два года в Breakthrough Fuel, когда к концу подошла и учеба, Ержан самостоятельно разработал уникальную для компании и рынка программу по оптимизации морских перевозок.

«Один из клиентов (целлюлозно-бумажная компания Georgia-Pacific, входящая в Koch Industries) обратился к моему шефу с вопросом «Что вы знаете о морском топливе?». Так как в этой сфере на тот момент у нас экспертизы не было, мне, как стажеру, поручили изучить тему. Чем больше я читал, тем больше видел, что есть проблема и возможно ее решение, – рассказывает собеседник. – В течение двух лет я разрабатывал подходящий продукт, каждую пятницу показывая прогресс Крейгу. Так как у меня не было соответствующего образования, пришлось перечитать кучу технической литературы, понять, как работает морской двигатель внутреннего сгорания. Я ездил в порты, много общался с трейдерами и капитанами кораблей».

Наурузбаев понял, что самой волатильной частью расходов для судовладельцев является топливо, так как его цена зависит от множества факторов и может меняться каждый день, а то и в течение дня. Но крупным заказчикам цены на услуги выставляют фиксированные на год. В итоге компании, занимающиеся морскими перевозками, называют цены «с запасом» и не могут точно показать товароотправителям, как распределяются затраты.

«Мой алгоритм позволяет точно рассчитать реальное потребление топлива, благодаря чему можно рассчитать стоимость услуг. В этом польза как для грузоотправителей, так и для грузоперевозчиков. Они теперь могут быть уверены, что им заплатят за топливо, исходя из правильного расчета. Фиксируя другие капитальные затраты, они могут выставлять более конкурентоспособные тарифы», – объясняет Ержан.

По его словам, Крейг Дикман ранее внедрил похожие продукты для автотранспортных магистральных и железнодорожных перевозок. С программой казахстанца Breakthrough Fuel стала компанией, аналогов которой нет на рынке. Штат на сегодня составляет более 80 человек, бизнес развивается в 47 странах. «Я застал бурный рост, когда стартап превратился в зрелую компанию. Я внес вклад своим решением, но это не основной момент, который обеспечил динамику», – добавляет Ержан.

Когда пришло время коммерциализировать продукт (протестировали его в Maersk Line, первыми клиентами стали Unilever, Fortune Brands и Goodyear), Дикман решил сделать перспективному сотруднику рабочую визу. Вскоре, сказав, что планирует долгосрочное сотрудничество, оформил вид на жительство.

В январе этого года Наурузбаев перешел в новую компанию Крейга StageThree, которая занимается внедрением инноваций в крупный бизнес. «Крейг позвал нескольких человек, у которых уже есть опыт в создании продуктов и репутация нестандартного мышления. Передо мной было два пути: опять окунуться в мир стартапа или остаться во взрослой компании. Я выбрал первое. Сейчас мы совместно с первым клиентом из сектора FMCG работаем над созданием продукта по цифровизации логистики. Представить его планируем до конца 2019 года», – говорит молодой человек.

Трансграничный связной

Наурузбаев также является членом совета директоров портфельной компании Дикмана Lanehub (также оптимизация транспортной логистики), среди клиентов которой Walmart и Pepsi.

«То, как я вошел в Lanehub, – это отдельная история, – улыбается Ержан. – Летом прошлого года я приехал в Казахстан и увидел статью в Forbes Kazakhstan о компании Smart Satu. Мне понравилась история, и я написал в Facebook основателю Болатбеку Оспанову. Он в тот же день предложил встретиться. После долгой беседы Болатбек сказал, что мне стоит познакомиться с предпринимателем Маргуланом Сейсембаевым, одним из инвесторов Smart Satu. Мы встретились, сразу как-то завязались теплые отношения. Позднее летом я познакомил его с Крейгом (он приехал ко мне на свадьбу)».

В результате бизнесмены стали партнерами – Дикман инвестировал в Smart Satu, а Сейсембаев вложился в Lanehub. Однако условием второй сделки стало место для казахстанской стороны в совете директоров американской компании. Его по просьбе Сейсембаева и занял Наурузбаев. «Вновь оказался в нужном месте в нужное время с нужными навыками», – повторяет Ержан фразу, которой обычно объясняет свои достижения. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить