Код ученый

11824

Как рынок e-commerce меняет отношение к безналичным платежам

Фото: © Depositphotos.com/ktsdesign

О незначительной доле безналичных платежей как одном из наиболее проблемных аспектов казахстанского рынка e-commerce эксперты говорили с тех пор, как он стал делать первые шаги. Пользователи, только начинавшие осваивать покупки в интернете, опасались платить заранее и предпочитали доверять деньги доставлявшему заказ курьеру. По данным Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ), в 2012 году на долю отечественных интернет-магазинов приходилось не более 10% безналичных транзакций, в 2014-м году – около 30%. Заметный сдвиг произошел в 2016 году, когда казахстанцы оплатили картами почти половину, точнее, 48% заказов в местных онлайн-магазинах.

По состоянию на 1 июля 2018 года эмитирование платежных карт осуществляли 25 банков и АО «Казпочта». Доля карточек международных платежных систем (Visa, MasterCard, UnionPay, AmericanExpress) составила 99,6%. Кроме того, казахстанские банки выпускают карты локальных систем: Народный банк – AltynCard, и Ситибанк Казахстан – свою. Всего в обращении находилось 21,3 млн карт, а число держателей составило 18,3 млн человек.

По информации АКИБ, апрель текущего года ознаменовался важным для e-commerce событием: сумма транзакций в интернете впервые превысила сумму транзакций через POS-терминалы.Согласно данным Processing.kz, в интернете пользователи заплатили 170 млрд тенге, а через POS-терминалы – 167 млрд. Тенденция сохраняется: по данным Нацбанка, в июне через интернет было проведено платежей на 211 млрд тенге (33,3% от общего количества и 50,9% от общего объема безналичных платежей), а через POS-терминалы – на 176 млрд (60,1% и 42,4% соответственно). Если говорить об объеме безналичных операций по картам казахстанских банков в целом, то по итогам I полугодия он увеличился с 302 млрд тенге в январе до 386 млрд в июне.

Вместе с тем некоторые банки до сих пор по умолчанию закрывают карты для оплаты в интернете – достаточно проанализировать процент успешных интернет-транзакций. У некоторых БВУ этот показатель находится в районе 70% или даже 50%, и часто по указанной причине. Выбор в пользу наличных может быть продиктован и спецификой бизнеса. Эксперты отмечают, что многие пользователи, в первую очередь жители регионов, более охотно оплачивают картами услуги, а не товары, потому что купон, билет на концерт или авиабилет приходит на электронную почту сразу после совершения оплаты и не нужно тратить время на ожидание доставки товара, который к тому же может не подойти. «Если говорить об услугах, где нет физической доставки товара, то доля онлайн-оплаты растет. Еще три года назад лишь 55% всех плат за авиабилеты приходилось на карты, сейчас это 95%. В наших сервисах мы достаточно поздно внедрили возможность оплаты картами, например, в Chocofood только два года назад. Тогда доля оплаты ими составляла менее 10%, сейчас выросла до 30%», – комментирует глава холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов.

У одного из ведущих игроков в сегменте онлайн-продаж одежды Lamoda.kz доля безналичных платежей в среднем составляет 20% (в Алматы и Астане – выше), а доля онлайн-платежей не превышает 2%. «Мы предоставляем возможность доставки товара с примеркой и частичным выкупом, и многие клиенты сначала хотят убедиться, что товар им подходит, а уже потом принять решение о покупке. Такой подход действует даже в отношении косметики и аксессуаров, так что и по онлайн-платежам, и в плане оплаты картами нам есть куда расти», – говорит руководитель Lamoda.kz Мольдер Рысалиева.

Одним из главных трендов последних лет становится развитие мобильных платежей через QR-коды. В прошлом году интерес к данной технологии проявили международные платежные системы и ведущие игроки рынка, в 2018-м началось более широкое продвижение в массы. При этом одна из главных задач заключалась в том, чтобы донести и до бизнеса, и до плательщиков, что сегодня использование технологии стало легче, чем несколько лет назад. Как отмечают эксперты, фактор, повлиявший на востребованность платежей по QR, – это развитие так называемой сдельной экономики. В мире растет число самозанятых людей, которым важны быстрые и удобные взаиморасчеты без посредников. Потребители в свою очередь оценили возможность делать платежи через приложения, которые могут быть установлены даже на бюджетные модели смартфонов.

В этом году подобные приложения разработали и казахстанские компании. Так, мессенджер DAR-Vis, один из сервисов, входящих в экосистему, разработанную компанией DAR, функционирует как платежный агрегатор, который позволяет совершать защищенные денежные операции прямо в приложении. К аккаунту в мессенджере можно прикрепить банковскую карту и осуществлять денежные переводы и платежи в режиме электронного кошелька. Система аутентификации основана на токенах. Для каждой финансовой операции запрашивается свой токен или одноразовый ключ. Сейчас через интерфейс мессенджера можно, например, оформить заказ цветов, впоследствии возможности приложения в сфере электронной коммерции будут расширены.

На разработке приложения, сочетающего мобильный кошелек и единую программу лояльности, сосредоточился холдинг Chocofamily. Бесплатно скачав приложение «Рахмет», пользователь может привязать карту любого банка и при оплате услуг партнерских заведений получать кешбэк. Достаточно сосканировать QR-код на кассе или на счете и самостоятельно ввести сумму оплаты. Как отмечают в пресс-службе холдинга, приложение стало самым быстрорастущим проектом в истории Chocofamily, при этом основная часть клиентов «Рахмет» ранее не пользовалась другими сервисами компании.

Сегодня в приложении совершается 1000 транзакций в день, к системе подключено около 300 партнеров (рестораны и кафе, кинотеатры, АЗС, магазины одежды и др.) в Алматы и Астане, зарегистрировано более 150 000 скачиваний в Google Play и App Store. К весне 2019 года в Chocofamily планируют подключить к «Рахмет» 10 000 партнеров и более 1 млн пользователей, в 2019–2020 годах начнется выход в другие регионы.

Было бы неверно говорить, что все сложности, связанные с развитием безналичных и онлайн-платежей в казахстанском e-commerce, остались позади, но позитивные изменения очевидны. Пользователи, один раз оплатив в интернете услугу или покупку товара, убеждаются, что это удобно, быстро и безопасно. Если учесть, что банки в массовом порядке запускают привлекательные программы по начислению бонусов и кешбэков, то доверие к безналичным платежам, вероятно, будет расти.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить