Ключ к росту экономики - в руках банков

7216

МВФ перечислил основные факторы укрепления финансовой стабильности Казахстана

Фото: imf.com

На днях на сайте Международного валютного фонда было опубликовано заключительное заявление миссии Article IV за 2018. В документе описываются предварительные выводы сотрудников МВФ после посещения Казахстана. Такие визиты проводятся регулярно с целью консультаций по поводу использования ресурсов МВФ. Основываясь на предварительных выводах этой миссии, будет подготовлен отчёт, который, при условии одобрения руководства, представят исполнительному совету МВФ для обсуждения и принятия решения.

Forbes.kz выбрал самые значимые моменты из обзора.

Как сказано в заявлении, новая модель роста должна предотвратить укоренение культуры зависимости от государственных субсидий, а правительство и Национальный банк Казахстана (НБК) должны сконцентрироваться на обеспечении необходимы условий (в том числе, инфраструктуры и делового климата) для поощрения развития динамичного и конкурентного частного сектора. После нескольких лет налогово-бюджетного стимулирования и предоставления значительной поддержки банковскому сектору в 2017 году, в настоящее время следует провести консолидацию для обеспечения устойчивой траектории государственных финансов и восстановления буферных запасов.

Контекст и перспективы

Продолжается восстановление экономики Казахстана после шоков, начавшихся в 2014 году. После двух лет слабой экономической активности в условиях более низких цен на нефть и замедления роста в странах, которые являются основными торговыми партнерами Казахстана, реальный ВВП в 2017 году вырос на 4 процента. Рост был обусловлен высокими показателями экспорта (особенно нефти и металлов), которые отражают как благоприятные внешние условия, так и новые объемы добычи с Кашаганского месторождения.

Ситуация в финансовом секторе исправляется, и началось восстановление темпов роста кредитования. Кредитование домашних хозяйств выросло значительней, чем кредитование корпоративного сектора, что отражает продолжающееся оздоровление банковского сектора и нехватку кредитоспособных заемщиков в экономике, где преобладает государственный сектор.

Ожидается, что в перспективе рост останется высоким, но существуют и риски. Риски негативной направленности связаны с ценами на сырьевые товары и обусловлены, с одной стороны, снижением стимулов по проведению реформ из-за более высоких цен на нефть и металлы, а с другой стороны, рисками снижения экспортных доходов и давлением на курс тенге в результате более низких цен на сырьевые товары. Еще одним риском является более низкий экономический рост в России и Китае, а также более жёсткие (или волатильные) глобальные торговые и финансовые условия. Среди положительных факторов следует отметить, что инициатива «Один пояс, один путь» будет способствовать углублению интеграции и диверсификации, а реформы в Узбекистане открывают возможности для торговли и инвестиций.

Стратегия роста

Снижение доли государства в экономике будет иметь важнейшее значение. Для реализации намерений Казахстана войти в 30 наиболее развитых стран к 2050 году нужен процветающий частный сектор, поэтому необходимы решительные перемены в подходе к оказанию поддержки деятельности частного сектора. Несмотря на то, что различные инициативы в области реформ являются амбициозными и комплексными, а их реализация, по имеющейся информации, продвигается вперед, доля государства в экономике преобладает, а некоторые участники рынка считают, что реформы осуществляются скорее на бумаге, а не на практике.

Налогово-бюджетная политика

Недавние изменения налогового кодекса направлены на упрощение процедур, разъяснение двойственных положений, снижение нагрузки по соблюдению налоговых норм, а также совершенствование системы разрешения споров. Другие меры предусматривают обеспечение более широкого соблюдения нормативных требований малым бизнесом и самозанятыми работниками, а также развитие системы выставления электронных счетов. Кроме того, в рамках новой программы «5 социальных инициатив» эффективная ставка подоходного налога для низкооплачиваемых работников будет снижена с 10 процентов до 1 процента. Миссия МВФ поддерживает эти административные и программные меры, хотя прогнозируемые дополнительные доходы, которые поступят в результате реформ налогового администрирования, могут быть переоценены. Для работников, получающих более высокую оплату, можно рассмотреть возможность некоторого повышения ставок подоходного налога, чтобы обеспечить прогрессивный характер налогообложения (в сочетании с требованиями о всеобщем декларировании).

Политика в отношении финансового сектора

Самая важная задача для казахстанских банков заключается в полномерном внедрении улучшенной бизнес-модели, предполагающей укрепление системы корпоративного управления, администрирования и текущих операций. Отдельные банки по-прежнему сталкиваются с трудностями, которые вызваны слабой системой управления рисками и необслуживаемыми кредитами. Дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора будет способствовать развитию здоровых макро-финансовых связей и повышению экономического роста при сокращении рисков.

Необходимы политические решения в следующих областях:

Качество активов и эффективность управления ими. Банкам следует провести обновленную оценку активов на предмет выявления масштаба потенциальных необслуживаемых кредитов, с последующим своевременным списанием таких кредитов.

Усиление надзора и регулирования. Принятие поправок к Закону о Национальном банке и Закону о банках и банковской деятельности будет касаться регуляторных недостатков. В частности, для развития доверия со стороны субъектов регулирования важно обеспечить прозрачности принципов, лежащих в основе выносимых надзорных профессиональных суждений.

Экстренная поддержка ликвидности. НБК продолжает работу по усовершенствованию порядка предоставления ЭПЛ. Такую поддержку следует предоставлять только платежеспособным субъектам с привлечением залога и, по мнению персонала МВФ, при наличии государственной гарантии

Кредитные субсидии. Поддерживаемые государством инициативы, включая новую ипотечную программу «7-20-25» и поддержку МСБ и сельскохозяйственного сектора, должны быть целенаправленными, прозрачными и временными и финансироваться из бюджета, а не Нацбанком. Там, где это возможно, следует использовать существующие учреждения, при необходимости проводить реформы, а не создавать новые институты.

Инфраструктура финансового сектора. Существует необходимость в дальнейшем улучшении инфраструктуры финансового сектора, особенно в оценке залога, а также взыскании и списании проблемных активов. Необходимо устранить сохраняющиеся правовые, институциональные и оперативные ограничения, затрагивающие Фонд проблемных кредитов, с тем чтобы фонд мог добиться прогресса в решении вопроса проблемных активов, приобретённых в рамках слияния Kазкома и Halyk.

ЕНПФ. Управление активами пенсионного фонда должно быть направлено на достижение разумной отдачи для вкладчиков с соответствующими положениями о регулировании рисков и прозрачности, а не на поддержку целей финансовой или денежно-кредитной политики. Приветствуются меры, направленные на выведение части активов ЕНПФ из управления НБК, с соблюдением определенных гарантий и предохранительных мер.

Кредитование экономики более эффективно обеспечивается политикой, направленной на обеспечение динамичного роста частного сектора и укрепление банков. Отдельные меры, рассматриваемые в настоящее время для обеспечения кредитного роста, в частности, разрешение банкам частично реализовывать пакеты ценных бумаг, накопленных в рамках предыдущих мер государственного фондирования, или разрешение ЕНПФ размещать средства в облигациях банков, могут дать результат в виде создания более предсказуемого механизма долгосрочного фондирования, но только при условии проведения таких операций на рыночных условиях и с обеспечением надлежащего разделения рисков. Однако данные меры, скорее всего, не заработают в полном объеме, учитывая имеющиеся ограничения по спросу на кредиты. Следует предпринять меры, направленные на стимулирование инициативы в частном секторе и усовершенствование передаточного механизма денежно-кредитной политики посредством сокращения долларизации, постепенной отмены субсидирования кредитов и отмены регулирования процентных ставок. Ключевой задачей является дальнейшее укрепление банковского сектора.

Фото: facebook.com/almas.chukin

Прокомментировать основные положение заявления МВФ мы попросили экономиста Алмаса Чукина.

Какова цель подобных миссий МВФ и что зависит от выводов визитёров?

 - Если обратиться к основной задаче МВФ, которую страны учредители заложили в её устав много лет назад, она звучит просто – обеспечение стабильности мировой экономики. Как же можно решить эту проблему? У МВФ три инструмента, или три уровня подхода. Самое главное - это изучение процессов, происходящих во всех экономиках мира, и оценка глобальных рисков. Второе, это оказание финансовой помощи в виде займов для стран, попадающих в сложные ситуации с платёжным балансом или бюджетом. И, третье, это техническая помощь консультациями и передачей технических знаний в области финансово-государственного управления бюджетом и монетарной политикой.

Казахстан пользовался финансовой поддержкой со стороны МВФ активно в 90-е годы, позже все кредиты МВФ были погашены, и на сегодня осталось только координационное взаимодействие в плане обмена данными и взаимные консультации по вопросам экономической политики. В рамках этой работы специалисты МВФ приезжают каждый год и презентуют казахстанским властям свои взгляды и соображения, выслушивают точку зрения госорганов и потом выпускают в публичный оборот своё видение и рекомендации.

Это ежегодное «Заявление» не означает, что это некая программа действий, согласованная с правительством и Нацбанком Казахстана. Это больше точка зрения МВФ, из которой убраны пункты, которые вызывают явное неприятие нашей стороны, но оставлено по возможности то, что можно назвать «возможно, мы согласны с вами, может, и нет, но признаём ваше право на собственное мнение».

Основной посыл заключительного заявления: «экономика Казахстана активно восстанавливается» или «необходимы срочные реформы по уменьшению влияния государства на экономику»?

- Заявление в этом году достаточно позитивное, главный вывод МВФ, что экономика Казахстана активно восстанавливается и государство сделало много решительных шагов в оздоровлении ситуации, особенно в области проблем в банковском секторе.

Однако главная рекомендация, которая звучит явно и открыто, – пора навести порядок с собиранием доходов в бюджет и расходованием госсредств. По первой части проблема в том, что значительная часть доходной части бюджета формируется не за счёт налогов, а за счёт трансфертов из Нацфонда. То есть если вдруг представить себе, что нет сверхдоходов от нефти, которые накоплены в «хорошие» годы, мы не сможем содержать себя за счёт собираемых «сегодня» доходов государства.

По расходованию денег МВФ продолжает упирать на то, что всевозможные программы, которые идут как спецпрограммы с прямым выделением на них денег из Нацфонда, должны быть ограничены и включены в обычный процесс бюджетного планирования. Бюджет должен быть по возможности единым и прозрачным документом доходов и расходов.

И МВФ продолжает, как старую молитву, повторять, что надо сократить роль государства в экономике, уменьшить влияние госкомпаний и уменьшить вливания госсредств в «Самрук» и другие квазигосударственные образования. И, как и прежде, никто не возражает и все соглашаются, однако госсектор продолжает расти и увеличиваться.

Как именно МВФ предлагает изменить управление Нацфондом и ЕНПФ?

- МВФ настойчиво предлагает поставить деньги Нацфонда и ЕНПФ на службу клиентов, то есть нас с вами, а не на решение задач финансирования различных идей государства. С Нацфондом ситуация более-менее нормальная, определённая его часть управляется внешними финансовыми менеджерами, которые видят свою задачу в повышении доходности вложения средств НФ. Тем не менее в целом подчинённость Нацфонда Нацбанку содержит в себе массу противоречий, и в идеале Нацфонд и его управление должно быть отдельной структурой по типу Temasek (крупнейшая в Азии инвестиционная компания, принадлежит государству Сингапур. - F) или Норвежского суверенного фонда будущих поколений.

По ЕНПФ ситуация ещё сложнее, поскольку постоянно есть проблема нехватки выгодных объектов для вложения накопленных денег пенсионеров, и при этом постоянное желание государства профинансировать какую-нибудь важную идею за счёт этих денег.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить