Кликнуть клиента

6250

Ускоренное развитие нефинансовых онлайн-сервисов стало главным трендом минувшего года

ФОТО: © Евгений Карев

Проведенный Нацбанком опрос БВУ по кредитованию бизнеса в первом квартале 2022 года показывает как сокращение спроса на кредиты со стороны МСБ, так и снижение готовности банков фондировать таких клиентов. Количество обращений за кредитом со стороны малого бизнеса впервые уменьшилось со второго полугодия 2020 года, снизившись на 3% (квартал к кварталу). При этом средний размер заявки вырос в 4 раза. Спрос на кредиты также снизился и со стороны среднего бизнеса. По итогам первого квартала число поступивших кредитных заявок сократилось на 32%, а средний размер заявки уменьшился на 11% (квартал к кварталу), составив 517 млн тенге. Основное снижение количества кредитных заявок пришлось на российские дочерние банки.

Банки связывают снижение кредитного спроса с январскими ограничениями в период действия режима ЧП, удорожанием стоимости кредитных ресурсов в марте, а также с временным отсутствием финансирования по государственным программам.

Готовность БВУ кредитовать бизнес приблизилась к историческим минимальным значениям, составив 33 и 50% для малого и среднего бизнеса соответственно. Условия кредитования бизнеса ужесточились во многих банках. Ставки вознаграждения по кредитам бизнесу заметно выросли, больше всего – для субъектов среднего предпринимательства. Во втором квартале 2022 года многие БВУ ожидают незначительного увеличения спроса на кредиты со стороны малого бизнеса. По среднему бизнесу, как прогнозируется, индекс спроса в среднем сохранится на уровне первого квартала. Также ожидается дальнейшее незначительное повышение ставок вознаграждения по кредитам бизнесу.

Результаты опроса особенно ценны тем, что большинство средних банков называют МСБ якорным направлением. За три календарных года количество субъектов МСБ выросло с 1,3 млн до 1,5 млн, причем резкий рост наблюдается именно в последний год. Исходя из потенциала роста МСБ, снижение готовности его кредитовать у банков видится временным и связано с закредитованностью субъектов и повышенным в связи с этим обстоятельством кредитным риском.

С прошлого года некоторая активность банков замечена на другом контуре МСБ – в микробизнесе (ИП). Ряд экспертов считают, что ИП могут стать «кредитной силой» МСБ. Однако пока банки не слишком охотно кредитуют ИП: кредитование микробизнеса требует инфраструктуры, которая есть не у всех БВУ. Экспертиза – как кредитовать ИП – только формируется.

Кредитовать ИП как корпоративных клиентов с востребованием всех документов и бухгалтерских отчетов просто невозможно, так как микробизнесу, в отличие от среднего, деньги нужны «еще вчера». Важно и то, что многие микропредприниматели не ведут документо­оборот, не декларируют доход и не могут подтвердить кредитное качество. Сейчас большинство ИП кредитуются в МФО или как частные лица в БВУ. Ни один казахстанский банк пока не смог выстроить нормальный процесс для фондирования микробизнеса. Многие БВУ как раз решают задачу создания правильного скоринга для кредитования ИП с использованием баз данных, открываемых государством.

Эффективный способ вытащить ИП из пограничной зоны и сделать таких предпринимателей понятными для оценки кредитных рисков – развивать нефинансовые сервисы (по МСБ крупные банки развивают такие продукты уже несколько лет). Интеграция и бесшовный клиентский путь стали ключевыми терминами банкиров, работающими с ИП в 2021 году.

Нефинансовые сервисы – это пакетные продукты «одного окна», которые наравне с классическим банкингом предлагают клиенту сопровождение его бизнеса.

Например, банкиры выяснили, что предприниматели привыкли ходить в ЦОНы либо в Налоговый комитет, чтобы открыть ИП, это подтверждает анализ запросов в поисковике. Многие БВУ оцифровали процедуру с одновременным открытием клиентского счета. На внешнем сайте банка можно зарегистрировать ИП и сразу открыть счет. После того как будущий предприниматель получил банковские реквизиты, на его телефон приходит SMS для скачивания мобильного приложения. С момента авторизации на платформе банка предпринимателю становятся доступны банковские сервисы. Получив клиента, банк видит его финансовую историю и в дальнейшем может использовать ее для подготовки индивидуального предложения, в частности улучшения кредитного предложения, с более низкой ставкой кредитования.

Небанковские продукты становятся обязательным условием успешной работы банка с бизнес-клиентом. БВУ активно перестраивают собственные моносервисы в многофункциональные, чтобы закрыть разные клиентские потребности.

Торговать с приложением

В настоящий момент банки в рамках единого бесшовного клиентского пути предлагают бизнес-клиентам базовые услуги в виде регистрации и онлайн-открытия счета. Далее идут нюансы.

Например, есть предложение по карточному процессингу для клиентов – продукт нацелен на ИП в сфере торговли. После регистрации и открытия банковского счета предприниматель нуждается в терминале для приема денег и в кассе, чтобы его транзакции были видны КГД. Раньше в таком случае предприниматель писал заявление в банк и ждал установки платежного терминала. Сейчас платежный процесс полностью в телефоне. Банковские карты «принимает» мобильное приложение. Железная касса тоже переехала в онлайн. Объединив кассу и терминал в одном приложении, банк ускоряет платежи: перевод средств можно делать картой или QR-кодом, и он видит транзакцию.

Кроме того, в корпоративном бизнесе банков нефинансовые сервисы выступают дополнительной возможностью для продажи классических банковских продуктов, прежде всего кредитования. В этом же приложении предприниматель при необходимости может купить у банка услугу оплаты товара в рассрочку. В залах крупных торговых домов по продаже бытовой техники в свое время сидели представители банков и оформляли покупателям товары в рассрочку. Сейчас оформить покупку по частям может непосредственно сам покупатель. Предприниматель – клиент банка подключается онлайн к банковскому сервису «рассрочка», получает от банка уникальный QR и выставляет его «на прилавок». Покупатель, в том числе не клиент банка, сканирует код, подает заявку, и в течение непродолжительного времени банк рассматривает его заявку на рассрочку. Самостоятельное оформление рассрочки онлайн предлагают несколько банков, причем часть из них работают в закрытой экосистеме, а часть – в открытой, к которой могут присоединяться не клиенты банка.

Дальше – больше. Приложения дают ИП возможность создать личный кабинет по управлению продажами. В кабинете открыта история продаж, есть возможность сделать возврат товара, предусмотрены инструменты для маркетинговых акций.

Развитие нефинансовых сервисов дает БВУ твердую базу для конкуренции с МФО. Эквайринг (прием безналичных денег), рассрочка, касса, мобильное приложение с услугой оценки контрагента отвечают потребностям предпринимателей и сильно поднимают их лояльность банку.

Центробежные силы конкуренции

С прошлого года банки особенно активны в плане создания как можно большего количества полезных бизнесу нефинансовых сервисов. Идут работы по сервису упрощенного ведения бухгалтерии, более оперативному сервису проверки надежности контрагентов, конструктору создания собственного сайта, выкладке товаров по разным онлайн-площадкам и т. д. Для МСБ, в частности, актуальны дополнительные сервисы по онлайн-бухгалтерии и онлайн-инкассации, зарплатные карты для сотрудников.

В Казахстане быстрые темпы развития нефинансовых продуктов связаны с наличием инфраструктуры, созданной государством. Банки имеют интеграцию со всеми государственными базами данных и создали собственные удостоверяющие центры, в которых эмитируют ЭЦП клиентов. Это позволяет создать легитимный процесс работы с клиентом.

Намечен тренд, когда нефинансовые сервисы для микробизнеса начинают полностью переходить в приложение. Продукты для МСБ, скорее всего, будут превалировать на сайте банка. Дело в том, что у мобильного приложения и web-портала разное практическое использование. Не все субъекты МСБ работают в цифровом режиме единого банка. Такие клиенты могут выставить счет в текстовом режиме либо в электронном виде, на основании которого надо создавать платежное поручение. Через мобильное приложение бухгалтеру не очень удобно сформировать платежное поручение: приходится вручную набирать номера счетов, другую информацию, можно ошибиться. А вот на компьютере копировать документы и набирать информацию гораздо проще. Хотя, конечно, мобильное приложение для МСБ в отдельных случаях просто незаменимо, например, глава компании, когда находится в отъезде или вне офиса, может видеть поступления по счетам, дистанционно подписать документы.

Сейчас особенно заметна сегментация банков в производстве нефинансовых сервисов. Крупные БВУ отличаются большим покрытием бизнес-сегмента: микробизнеса, малого и среднего бизнеса, корпоративных клиентов. Средние банки делают акцент на один-два бизнес-сегмента. Различна и скорость внедрения нефинансовых сервисов. Часть банков развивает направление опережающими темпами, а часть только освоила базовые продукты. До сих пор у отдельных игроков клиенты заходят в банк через web-портал, тогда как у большинства БВУ вход освоен через мобильное приложение. Лидеры рынка предлагают доавторизационную зону через мобильное приложение, когда регистрация ИП и открытие счета доступны после скачивания приложения. В будущем можно будет увидеть маркетплейсы из связанных продуктов, ядром которых будет идея изучения клиентов, реагирование на их потребности и предвосхищение таковых. В условиях дефицита времени и средств, а также избытка информации клиент будет выбирать лучший нефинансовый сервис.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить