Госзакупки и привилегии: почему в Казахстане так плохо с коррупцией

6359

Антикоррупционный орган Совета Европы опубликовал первый отчет по Казахстану

ФОТО: pixabay.com

Группа государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) опубликовала в четверг, 16 июня, свой первый оценочный отчет по Казахстану. Основной вывод отчета: хотя «технически» государство делает многое в сфере борьбы с коррупцией, для практических результатов нужны «фундаментальные реформы».

РК присоединилась к ГРЕКО 16 января 2020 года. В сентябре того же года Казахстан посетила оценочная группа ГРЕКО (ОГГ), куда вошли судьи Аластер Браун и Елена Консевичюте, старший советник по борьбе с коррупцией Луис Мигель Соуз Силва и главный финансовый инспектор Лаура Штефан. Члены группы встретились с представителями администрации президента, парламента, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Совета безопасности, ряда министерств и других организаций.

Результаты работы ОГГ представлены в обширном отчете, доступном на русском языке (группа настоятельно рекомендует перевести отчет на государственный язык).

Коррупция в Казахстане является серьезной проблемой, укоренившейся в различных секторах, учреждениях, государственной и частной сферах, констатирует ГРЕКО, но фактический масштаб проблемы трудно установить из-за отсутствия достоверной информации. Серьезными проблемами являются несовершенная антикоррупционная база, отсутствие реакции при выработке политики и государственный контроль над средствами массовой информации. «Для приближения казахстанских институтов к антикоррупционным стандартам необходимы фундаментальные реформы», — делают вывод в ГРЕКО.

ГРЕКО подчеркивает, что принципы демократии, верховенства закона и защиты прав человека - это фундаментальные гарантии эффективной борьбы с коррупцией. Но не менее принципиальное значение имеет разделение властей и система сдержек и противовесов.

«Общественный протест в январе 2022 года указал на некоторые принципиальные проблемы в Казахстане, а именно на неравномерное распределение власти между ветвями власти (с преобладанием исполнительной власти и широтой полномочий президента), коррупцию, усиление влияния ограниченных элитных групп, слабое гражданское общество и необходимость большей подотчетности правительства перед гражданами», - сказано в отчете.

Помимо институциональных реформ в отчете названы и другие аспекты, которые следует улучшить в первую очередь.

  • Повысить независимость судебной власти и автономии органов прокуратуры и правоохранительных органов, отвечающим за борьбу с коррупцией. Следует защищать эти органы от любого неправомерного влияния, в том числе со стороны высших политических/исполнительных властей государства.

  • Установить четкую и прозрачную (независимую от политических аспектов) процедуру назначения руководителей и заместителей руководителей правоохранительных органов с указанием срока их полномочий и оснований для увольнения.

  • Усилить координацию между правоохранительными органами для обеспечения эффективности финансовых расследований; обеспечить Агентству по противодействию коррупции и Агентству по финансовому мониторингу доступ к базе банковских счетов налоговых органов для эффективного отслеживания преступных доходов.

  • Пересмотреть основания для ограничения на арест и судебное преследование определенных должностных лиц и сократить категории лиц, имеющих, по сути, иммунитет от уголовного преследования.

  • Усилить контроль для отслеживания преступных доходов и выявления конечных бенефициарных владельцев.

  • Улучшить доступ к информации на всех уровнях госуправления, ввести ответственность за незаконное ограничение доступа к информации.

  • Установить прозрачные процедуры найма и продвижения на государственной службе на принципах меритократии в отношении всех должностей в системе госуправления.

Особо авторы отчета остановились на теме госзакупок. «Представители гражданского общества сообщили, что дороги, построенные в рамках ГЧП, могут быть в пять раз дороже, чем дороги, построенные по государственным закупкам (например, группе сообщали, что в Алматы стоимость строительства дорог может составлять до 21 млн тенге за километр, а в Нур-Султане – 3,5 млн тенге за километр). Утверждается, что школы, построенные в рамках ГЧП, иногда стоили в 10 раз дороже, чем школы, построенные в рамках государственных закупок», - привели примеры авторы документа. В связи с этим ГРЕКО рекомендует: установить адекватный уровень оплаты труда лицам, ответственным за госзакупки; ввести более жесткий контроль за соответствием квалификационным требованиям; выявлять и предотвращать конфликт интересов и аннулировать контракт в случае его выявления.

Еще одна тема, на которую сделали акцент авторы доклада, - выявление и раскрытие конечных бенефициарных владельцев юридических лиц. ГРЕКО рекомендует сформировать и поддерживать в актуальном состоянии реестр конечных бенефициарных собственников компаний и в целом создать условия для отслеживания всей цепочки владения компаниями, чтобы избежать использования подставных компаний.

Теперь Казахстан должен выполнить все рекомендации и до 30 сентября 2023 года предоставить ГРЕКО свой отчет об этом.

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) - орган Совета Европы, целью которого является повышение способности своих членов бороться с коррупцией путем контроля за соблюдением ими антикоррупционных стандартов. Он помогает государствам выявлять недостатки в национальной антикоррупционной политике, побуждая к необходимым законодательным, институциональным и практическим реформам.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить