Казахстану нужна новая международная политика

15712

Какую политику должен вести Казахстан, находясь между Россией и Китаем на севере и востоке, с Европой на западе, а также с США ввиду крупнейших месторождений нефти и газа в стране

ФОТО: Albert Nowicki / Shutterstock

Политика многовекторности в международных отношениях, которую использовала страна с момента независимости, дала важные результаты в становлении государственности, подъеме экономики, безопасности, международных инициативах и привлечении инвестиций.

Однако такая политика работает только при условии глобальной кооперации мировых держав и не может подходить под каждый период развития мира. Она должна корректироваться в зависимости от глобальной повестки и геополитической обстановки.

Так, политика многовекторности активно работала с 1990-х до 2014 годов. Это период взаимодействия и оттепели в американо-российских отношениях, а также активного сотрудничества США и Китая.

Именно на этот период пришелся цикл гиперглобализации, когда все мировые державы в лице США, ЕС, Китая и России активно взаимодействовали и были заинтересованы в партнерстве. На этот период также пришлось время парада суверенитетов стран бывшего союза и бурного роста развивающихся рынков.

Конечно, не все было спокойно в этот период в геополитике мира. Были войны в Персидском заливе, чеченская компания и карабахский конфликт, а также начало масштабного терроризма и серия революций во время арабской весны. История мира показывает, что он никогда не бывает полностью спокойным. Главным фактором стабильности служил период активной фазы сотрудничества между ключевыми державами в борьбе с терроризмом и с другими важными вызовами. Конечно, мировые державы не соглашались по полному спектру вопросов, но по всем вызовам диалог превалировал над конфронтацией.

В целом в этот период политика многовекторности была наиболее действенным механизмом ведения международной политики не только для Казахстана, но и для большинства развивающихся стран. Активная фаза глобализации способствовала развитию многосторонних отношений со всеми основными игроками.

Для Казахстана политика многовекторности работала до момента начала эпохи конфронтаций мировых держав, когда в отношении России начали вводиться международные санкции в связи с ситуацией вокруг Крыма. Это стало началом первых пробелов политики многовекторности и сигналом к необходимости пересмотра международной политики Казахстана.

Санкционное давление на Россию ударило по Казахстану не только в экономическом плане, но и в политическом, ввиду тесных взаимосвязей двух стран. Для граждан в основном ощущались экономические последствия в виде падения курса рубля, его влияния на тенге и связанных с этим процессом экономических вызовов. Однако начались и острые политические трения.
Казахстан ввиду тесных политических связей с Москвой не мог открыто заявить об аннексии Крыма, как это сделали США и Европа.

Другими словами, когда происходят серьезные разногласия между основными державами, политика многовекторности перестает работать, так как страна не может оставаться полноценным партнером для всех ключевых игроков в период острой вражды между державами.

То же самое происходит, когда весь мир, включая ООН, открыто заявляет о лагерях политических репрессий в Китае, где в основном на перевоспитании находятся уйгуры и этнические казахи.

Однако, даже несмотря на доказательства существования данных «лагерей перевоспитания», а также то, что там насильственно содержатся этнические казахи, Казахстан официально не подтверждает эту информацию и старается игнорировать данный вопрос. Таким образом, страна снова выбирает политику многовекторности, которая не может работать в период конфронтации мировых держав.

Сегодня нужно отчетливо понимать, что геополитическая ситуация в мире не будет безупречной, а соперничество мировых держав станет только усиливаться. Мы видим это на торговом и экономическом противостоянии США и Китая, а также деградации отношений Запада и России.

При этом пандемия, которая, казалось бы, могла объединить мир в борьбе с общим вирусом, стала катализатором протекционизма и еще больше усилила конфронтацию ключевых держав. Весь Запад обсуждает вопрос стратегической автономии от Китая, ввиду сильной зависимости от КНР по стратегическим товарам. К примеру, весной 2020-го Поднебесная запретила экспорт масок. И даже американская компания 3М не могла отправлять маски в США со своего завода в Китае, а экспорт США некоторых медикаментов с заводов в Китае составлял 90%. В России дело с отравлением Алексея Навального и его дальнейший арест еще больше усугубит отношения РФ с Европой и США.

Важно отметить, что президент Байден и его администрация глобалистов по-прежнему видят США в качестве единоличного гегемона и международного полицейского (global cop), поддерживающего правопорядок во всем мире. Но за последнее время мир изменился. Сегодня Китай можно считать новой сверхдержавой. Непринятие этого факта и стремление не допустить «китайского столетия» лишь будет расшатывать и без того хрупкие отношения США и Китая.

Антикитайские настроения выльются в масштабные перераспределения в глобальной торговле и цепочках производства, недопущение китайских компаний на рынки США и Европы, укрепления интересов США в Азии и восстановление транстихоокеанского партнерства для сокращения влияния Китая в Азии.

В свою очередь, данные действия вызовут негативную реакцию со стороны Пекина, включая запрет на использование западных технологий и блокировки китайского рынка для американских компаний. На этом фоне экономическое и технологическое противостояние, а также стремление США к наращиванию своего присутствия в Азии могут стать отправной точкой для новой холодной войны в геополитическом противостоянии США и Китая.

В мире, который не сплотился перед общей угрозой пандемии, разгораются региональные военные действия и конфликты на этнической почве, усиливается протекционизм, разрушаются международные соглашения и оплоты глобальной безопасности. Национальные интересы стали всецело определять курс развития государств мира. Курс на укрепление национальных интересов уже объявили все мировые лидеры, включая Байдена, Путина и ряд европейских политиков.

В период глобального геополитического противостояния не только мировые, но и региональные державы ставят собственные национальные интересы превыше всего.

Казахстану также необходимо поставить собственные национальные интересы во главу угла и иметь свое независимое мнение по ключевым международным вопросам.

В текущих условиях дальнейшее использование политики многовекторности только ухудшит международный политический вес и имидж Казахстана как страны без независимого мнения, которая игнорирует политические процессы, несмотря на их негативное влияние. Политика многовекторности перестает работать, когда идет конфронтация Запад - Россия, Запад - Китай. В такой ситуации быть союзником для всех и пытаться не реагировать на процессы, которые имеют прямое влияние на страну, будет иметь негативный эффект. В этом противостоянии «союзник для всех» может оказаться «мальчиком для битья», который пытается дружить со всеми, но которого может при желании обидеть любой из игроков.

В период геополитического противостояния мировых держав, для Казахстана приоритетным станет политика «независимого острова», где открыто говорится о мировых проблемах и высказывается собственное мнение, а также соблюдается нейтралитет и политика невмешательства в противостоянии держав. Политика «независимого острова» будет направлена на сильное национальное государство, политически и экономически сотрудничающее со всеми странами, однако имеющее собственное, независимое мнение по мировым и региональным процессам.

Такая политика позволит стране оставаться независимой в принятии решений, усилить внутреннее развитие, повернуть курс сотрудничества на страны Центральной Азии и развивать с ними более тесные отношения, сохраняя баланс с другими державами. Развивая отношения со странами Центральной Азии, Казахстану удастся создать блок союзных независимых государств, способных выступать единым фронтом по глобальным вызовам.

С точки зрения безопасности, политика «независимого острова» будет иметь ряд преимуществ, так как при такой международной политике Казахстан, как страна, имеющая открытые и независимые взгляды, будет вызывать уважение в международном сообществе, а также одинаково независимо сотрудничать со всеми мировыми державами, исходя из собственных национальных интересов. Ни одна из мировых держав не посягнёт на Казахстан, так как страна соблюдает нейтралитет и будет защищена международным сообществом. Другим сверхдержавам будет невыгодно, что Казахстан попадает под покровительство одного из могущественных государств. Даже сейчас покровительство России Казахстану во многом невыгодно - при сотрудничестве с Китаем, Европой и США. А самые тесные отношения с Китаем вредят Казахстану ввиду торговой войны США и Китая, а также конфронтации России и Запада.

В эпоху нового времени стране нужен глоток свежего воздуха и ведение собственной независимой политики с сохранением экономических отношений и торгового оборота со всеми странами. Естественно, применение стратегии «независимого острова» должно проходить планомерно и без резких маневров, ведь трансформация многовекторности в следующую стадию требует времени, но основной ее целью должна стать защита и поддержка национальных интересов.

Максат Курбенов, управляющий директор Фонда инклюзивного развития (IDF)

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора*

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить