Канат Копбаев: Судоходные компании отказались принимать казахстанские грузы

72385

Казахстанский бизнесмен обратился с открытым письмом к бизнес-сообществу, правительству и главе государства

Канат Копбаев
ФОТО: Андрей Лунин
Канат Копбаев

Известный предприниматель, совладелец компании Kusto Group (в партнерах - Еркин Татишев и Даулет Нуржанов) Канат Копбаев обратился с открытым письмом к бизнес-сообществу, правительству и главе государства, попросив о помощи - казахстанские грузы перестали принимать из Казахстана и отправлять в Казахстан.

Kusto Group владеет активами в Казахстане, России, Таджикистане, Вьетнаме, Китае, Таиланде, Украине, в Турции, Грузии и Израиле. В Казахстане Kusto Group принадлежат нефтяное АО «КазПетролГрупп», строительное ТОО «Kusto Home», реализующее проект ЖК Koktobe City в Алматы, сеть заправок Compass, ТОО «Kazceed», ТОО «KazBeef Group», которое владеет долями в ТОО «Щучинский гормолзавод» и ТОО «KazGrain Feeders», кожмехкомбинат в Семее, завод ТОО «KazCenosphere’s» в Павлодаре.

Текст письма мы приводим дословно.

«Дорогие друзья, члены YPO, братья!

Обращаюсь к вам по ситуации, в которой сейчас мы оказались в связи с агрессией России в Украине.

Я занимаюсь международным бизнесом уже 20 лет, но такого никогда не видел в своей жизни. Был Крым, была Сирия, и всё это мы как-то пережили, но впервые за всю нашу современную историю мы находимся в ситуации, которую я бы назвал катастрофой для нашей страны.

Как вы все знаете, 90% наших грузов шли через нашего соседа (Россию - F).

Мы занимаемся отгрузкой продукции через российские порты, и сегодня я осознал всю глубину проблемы, в которой мы оказались.

Сегодня в течение дня все крупные судоходные компании отказались принимать грузы, в том числе и из Казахстана.

Пока мы сидели в «зумах» обсуждали, как решать этот вопрос, случилось худшее.

В течение буквально пары часов перегрузочные транзитные порты Антверпен, Гамбург, Роттердам, Мууга отказались принимать грузы из РФ и РК. 

Ни одно судно не зайдёт в порт и не возьмёт груз, который невозможно застраховать, а от этого отказались все.

Лиха беда начало. Наши европейские партнеры заявили, что европейские банки блокируют все платежи в РФ и в РК.

Дальше хуже, индийские компании заявили, что через их корсчета в США не пускают платежи в РК и РФ.

Друзья, дальше будет хуже, это только начало.

Сейчас весь мир против России, и мы тоже в этой лодке.

Мы, конечно, для них не Гитлер, но мы сейчас Муссолини.

Нам надо бросить иллюзии, что нас пронесёт, уже всё, не проносит совсем.

Почему я обращаюсь к вам?

Во всей этой ситуации наши государственные мужи вместо того, чтобы бегать по миру и решать вопрос отгрузки товаров, занимаются переименованиями партии и прочей важной деятельностью.

Это же надо, страна находится в полувоенной ситуации, а они там даже в ус не дуют!

Они просто не понимают всего, что нас всех ждёт.

Они не понимают всей глубины проблемы - что нас ждёт коллапс экономики и мы можем иметь последствия похуже, чем в январе 2022 года.

Я обращаюсь к вам, так как все мы - патриоты Казахстана и представители бизнеса, и сейчас нам надо вместе донести до президента и правительства всю глубину проблемы.

Нам надо начать поднимать шум, чтобы они поняли, чтобы услышали. Мы же слышащее государство.

Пути решения есть, надо просто нашему правительству и прочим чиновникам работать день и ночь, а не сидеть в кабинетах, ездить в порты, встречаться с судоходными линиями, с Евросоюзом, с госдепом, с китайцами и т.д

Не могут и не знают, как - пусть привлекают нас, мы все готовы им помочь, рассказать, показать, летать с ними.

Друзья, это - не паника и страх, это наша реальность сейчас.

Я и мои партнеры хотим поднять этот вопрос и донести до президента по всем возможным каналам.

Мой друг сегодня встречался со многими людьми там, и мы поняли, что никто ничего не говорит главе государства, никто даже не чешется - как будто все хорошо.

У меня ко всем вам просьба: не молчать в данный момент об этой проблеме и также пытаться донести до руководства страны.

Если где-то сможем, то действовать вместе.

С уважением,

Канат Копбаев».

Forbes.kz обратился за комментарием к Канату Копбаеву для прояснения этой непростой ситуации.

F: Канат, правда, что вы являетесь автором этого письма?

- Это так. У меня нет социальных сетей, я их не веду, поэтому написал это обращение и скинул его своим друзьям, партнерам, в YPO Kazakhstan, чтобы наше правительство наконец начало что-то предпринимать. Потому что ситуация тяжелейшая.

F: Вы написали, что транзитные казахстанские грузы не принимают многие иностранные компании. Когда это началось?

- Вчера (1 марта - F). Неделю мы ждали этого решения, а вчера наконец пришло официальное сообщение.

Например, в нашей группе компаний стоит без работы костанайский завод минералов, а там работает 2,5 тысячи человек. Я разговаривал с представителями многих компаний. У многих стоят «отгрузки». Мы не можем ни отправить груз, ни принять его. Казахстанские птицефабрики, которые изготавливают 300 тыс. тонн курятины, весь соевый шрот (корма - F) получают из Бразилии через порты в Прибалтике и российские порты в Черном море. И этот груз также не может попасть к нам. Чем кормить птицу? Уже сейчас начать всех забивать?  Ситуация очень тяжелая.

F: Какие аргументы приводят представители иностранных компаний?

- Фактически ничем не объясняют. Но понятно, что в российские порты эти суда зайти не могут. Даже если завтра наше правительство как-то договорится с Западом, скажет, что Казахстан - это отдельное государство, и даже если эти компании захотят принять наши грузы, конкретно из Казахстана, то суда туда зайти не смогут. А российские корабли не принимают во многих странах.

Наша проблема в том, что Казахстан - страна без открытого доступа к морю. И мы оказались в этой ловушке. Нужно работать нашему правительству.

F: Какие существуют альтернативные варианты маршрутов?

- Есть транзитный путь Актау - Баку - Поти/Батуми. Но там объем грузов ограничен согласно подписанным документам. Нужно договариваться, чтобы увеличить транспортные потоки. Также нужно договориться с Китаем, чтобы также увеличить объем транзита из Казахстана и в Казахстан. Мы же являемся партнером Китая, вот пусть наши чиновники об этом договариваются. Для КНР это тоже в конце концов деньги. Есть возможность поставки груза через Иран, через Вьетнам - транзитом через Владивосток, есть другие варианты. Мы готовы помочь в этом разобраться. Просто нашему правительству нужно начать работать, а не жить в альтернативной реальности. Я вчера весь день пытался достучаться до наших чиновников, кое-как добрался до одного, все объяснил, а он мне говорит, что это не их проблема, а грузоотправителей, КТЖ и так далее. 

F: По вашему мнению, почему такая ситуация вообще сложилась?

- Мы союзники России. У нас это официально обозначено - мы члены ОДКБ, ЕАЭС и так далее. Я вообще предлагаю заявить, подумать над тем, чтобы выйти из ЕАЭС. Я понимаю, что у нас исторические связи, есть, наверное, какие-то договоренности с Путиным, но нужно идти и разговаривать. Хотя бы временно выйти из этого союза. Вы же сами видите, что творится с тенге. У нас реальный курс тенге должен быть в районе 600-700 тенге за доллар, а не 500, как сейчас, просто Нацбанк еще сдерживает. У рубля тоже курс уже около 120 рублей за доллар, а не 92-95 рублей по официальному курсу. Если все это отпустить - эти валюты упадут. Надо отвязываться от рубля. В стране и так непростая экономическая ситуация, население нищает. Если все это рухнет, а мы к этому и идем, то январские события покажутся «цветочками». В правительстве этого не понимают.

И я обращаюсь к властям, к представителям крупного иностранного бизнеса, который работает в Казахстане, в особенности в нефтегазовом секторе, чтобы они помогли нам разобраться с этой проблемой. Иностранные бизнесмены могут нам помочь, потому что они обладают авторитетом за рубежом и имеют площадку для голоса, коммуникаций. Сегодня их помощь Казахстану необходима.

P.S. Вечером в среду, 2 марта, в редакцию Forbes.kz пришло электронное письмо из Министерства торговли и интеграции РК с разъяснением по сложившейся ситуации с транзитом грузов из РК через территорию РФ.

«В связи с введением пакета санкций против Российской Федерации и отсутствием новых механизмов определения страны происхождения товара отмечаются факты задержки в ряде морских портов казахстанских грузов, следующих транзитом через территорию Российской Федерации на рынки стран ЕС. При этом казахстанские товары, следующие через территорию Российской Федерации на рынки стран ЕС автомобильным транспортом, проходят без задержек.

В настоящее время Министерством торговли и интеграции РК проводятся консультации для обеспечения бесперебойной доставки казахстанских товаров в страны назначения», - говорится в тексте сообщения.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить