100 млн человек сменят профессию: рынок труда после пандемии

16086

McKinsey & Company провела исследование по долгосрочному влиянию пандемии на несколько сфер трудовой деятельности в восьми странах: Китае, Франции, Германии, Индии, Японии, Испании, Великобритании и США

ФОТО: pixabay.com

Коронавирус заставил нас пересмотреть подходы к работе, подчеркнув важность живого общения с коллегами, а также ускорил процесс внедрения новых бизнес-моделей, изменил поведение и предпочтения потребителей, многие из которых, вероятно, сохранятся после окончания пандемии.

Физический фактор трудовой деятельности — это новый фактор, определяющий будущее рынка труда, который, в первую очередь, отвечает за здоровье и безопасность сотрудников. Теперь классификация видов деятельности включает в себя новые положения, такие как социальный контакт, частота такого контакта и место выполнения работы.

Исследование McKinsey & Company показало, что существует четыре зоны с высокой степеню риска, которые могут привести к краткосрочным и долгосрочным последствиям. Это места отдыха и путешествий (включая рестораны и отели).

Общее количество персонала в 8 исследуемых странах составляет более 60 млн человек. 

Исследовались объекты розничной торговли и гостиничного бизнеса (150 млн), офисы крупных компаний (300 млн), а также промышленные предприятия и их склады (более 350 млн).

К слову, организация производственных площадок на открытом воздухе не приведет к дальнейшему распространению COVID‑19. Например, виды деятельности, связанные с оказанием медицинских и оздоровительных услуг, где присутствует факт вынужденного социального контакта, претерпят значительно меньшие изменения.

COVID-19 усилил три тенденции, которые могут сохраняться в разной степени после окончания пандемии с разными последствиями для работы. Во-первых, тенденция к удаленной работе может продолжаться: от 20 до 25% работников в странах с развитой экономикой и около 10% в странах с развивающейся экономикой могут работать из дома от трех до пяти дней в неделю.

Данный показатель в четыре-пять раз больше, чем до пандемии, и может снизить спрос на общественный транспорт, рестораны и розничную торговлю в городских центрах. Во-вторых, рост доли электронной коммерции и «экономики доставки», который в 2020 году был в два-пять раз быстрее, чем до пандемии, вероятно, продолжится.

Данная тенденция приводит к сокращению рабочих мест в сфере путешествий и отдыха и ускоряет сокращение числа низкооплачиваемых рабочих мест в обычных магазинах и ресторанах, одновременно увеличивая количество рабочих мест в распределительных центрах и доставке «последней мили».

Наконец, компании прибегли к средствам автоматизации и искусственного интеллекта, чтобы справиться с нарушениями, связанными с COVID ‑ 19, и могут ускорить внедрение в ближайшие годы, разместив больше роботов на производственных предприятиях и складах и добавив киоски самообслуживания для клиентов и сервисных роботов в области взаимодействия с клиентами.

Переход кадров может быть более масштабным, чем предполагалось до пандемии, и доля занятости среди категорий низкооплачиваемых рабочих мест может снизиться. В зависимости от того, насколько широко сохранятся такие тенденции, сценарии предполагают, что более 100 млн рабочих в восьми странах, возможно, потребуется сменить профессию к 2030 году, что на 12% больше, чем до вируса в целом, и на 25% больше в странах с развитой экономикой.

Больше всего пострадают работники без высшего образования, женщины, представители этнических меньшинств и молодежь. Доля занятых в низкооплачиваемых профессиях может впервые снизиться к 2030 году несмотря на то, что высокооплачиваемые профессии в сфере здравоохранения и STEM продолжают расширяться.

Эксперты McKinsey & Company рассмотрели потенциальные устойчивые последствия для персонала, анализируя три группы тенденций, ускоренных COVID-19, которые могут сохраняться после спада пандемии. Это переход к удаленной работе и виртуальному взаимодействию, рост эффективности использования электронной коммерции и других цифровых платформ, а также внедрение автоматизации и ИИ.

В исследовании отмечается, что уровень, на котором сохраняется удаленная работа, зависит от способности компаний разрабатывать модели работы, которые уравновешивают гибкость сотрудников с большей эффективностью личной работы для нескольких ключевых видов деятельности.

Потенциальное ускорение автоматизации зависит от того, продолжат ли фирмы инвестировать в эти технологии, чтобы изменить конфигурацию работы и использовать более широкие возможности после коронакризиса.

Удаленная работа и виртуальные встречи, скорее всего, будут продолжаться, хотя и менее интенсивно, чем на пике пандемии, что окажет влияние на недвижимость, деловые поездки и городские центры.

Наиболее очевидным воздействием COVID-19 на рабочую силу является резкое увеличение числа сотрудников, работающих удаленно. Хотя удаленная работа была возможна уже много лет, именно во время пандемии «удаленку» поддержали быстрым развертыванием новых цифровых решений, таких как видео-конференц-связь, инструменты для обмена документами и расширением вычислительных мощностей на основе облачных вычислений.

В компаниях быстро выделили основных работников, которые должны были быть на месте, тогда как всем остальным сказали оставаться дома. Данный опыт доказал некоторые преимущества удаленной работы, в том числе большую гибкость для сотрудников и эффективность для бизнеса.

Чтобы определить, насколько широко удаленная работа может применяться после пандемии, эксперты проанализировали ее потенциал для выполнения более 2000 задач, выполняемых примерно в 800 профессиях в восьми целевых странах.

Так, пандемия продемонстрировала, что удаленно можно выполнять гораздо больше работы, чем считалось ранее, включая бизнес, коммерческие звонки, судебный арбитраж и судебные разбирательства, визиты к врачу, обучение в классе, туры по недвижимости и даже квалифицированный ремонт самого сложного в мире оборудования, выполненного с помощью гарнитур виртуальной реальности.

Также обнаружено, что некоторые виды деятельности, которые технически можно выполнять удаленно, лучше всего сделать лично. Например, во время кризиса обучение было переведено на онлайн-режим, но родители и учителя в одинаковой степени отметили потерю эффективности, особенно в обучении маленьких детей и студентов с особыми потребностями.

Переговоры, важные бизнес-решения, мозговые штурмы, предоставление деликатной обратной связи и адаптация новых сотрудников - это примеры действий, которые могут потерять некоторую эффективность в удаленном режиме.

Опрос 278 руководителей, проведенный McKinsey в августе 2020 года, показал, что в среднем запланированное сокращение офисных площадей составляет 30%.

Изменит ли COVID‑19 характер деятельности?

За последние десятилетия рабочие места сконцентрировались в крупнейших городах мира, и люди стекались в них, но удаленная работа может замедлить или даже обратить вспять эту миграцию.

До пандемии исследование MGI показало, что на крупнейшие города США и Европы приходилось непропорционально большое количество рабочих мест после глобального финансового кризиса 2008 года, в то время как многие небольшие города и сельские районы отставали.

Теперь же ситуация изменилась. Доля вакантных офисных площадей значительно выросла в крупных городах в 2020 году: например, на 91% в Сан-Франциско, 45% в Эдинбурге, 32% в Лондоне и 27% в Берлине. В то же время доля вакантных офисных площадей снизилась в небольших городах, таких как Глазго и Шарлотт. Сегодня же некоторые компании обсуждают открытие дополнительных офисов в небольших городах, отчасти для привлечения туда талантов.

В других небольших городах были разработаны программы стимулирования для поощрения удаленных работников к переезду.

Аренда жилья в США демонстрирует аналогичную картину: люди переезжают в пригороды и небольшие города, а также подальше от городских центров. В Испании арендная плата снизилась в крупных городах, таких как Мадрид, Барселона и Севилья, но выросла в небольших городах, таких как Саламанка и Гранада.

Неизвестно, будет ли такая миграция постоянной. Как будет развиваться география работы, будет зависеть от множества факторов. Городские власти могут изменить баланс с помощью налоговых льгот для предприятий и рабочих, а будущие инвестиции в городскую инфраструктуру и пространства могут повысить привлекательность различных мест. После пандемии люди могут пересмотреть свой выбор в отношении стоимости жизни и плотности районов по сравнению с легким доступом к крупным туристическим, культурным, инновационным и развлекательным центрам.

По оценкам McKinsey, около 20% деловых поездок могут не восстановиться после пандемии. Это окажет значительное влияние на занятость в коммерческой авиакосмической отрасли и аэропортах, в сфере гостиничного бизнеса и общественного питания.

Многие потребители открыли для себя удобство электронной торговли, доставки продуктов по заказу из приложения и других онлайн-действий во время пандемии. В 2020 году доля электронной коммерции в розничных продажах росла в два-пять раз быстрее, чем до COVID-19.

Более того, согласно опросам McKinsey Consumer Pulse, проведенным по всему миру, три четверти людей, впервые использующих цифровые каналы во время пандемии, говорят, что они будут продолжать использовать их, когда все вернется в «нормальное русло».

Также получили распространение и другие виды виртуальных транзакций, такие как телемедицина, онлайн-банкинг и потоковые развлечения. Онлайн-консультации врачей через Practo, компанию телемедицины в Индии, выросли более чем в десять раз в период с апреля по ноябрь 2020 года. В Китае Ping An Good Doctor удвоила доход от своего онлайн-бизнеса в области здравоохранения в первой половине 2020 года.

Переход к цифровым транзакциям стимулировал рост количества рабочих мест в сфере доставки, транспортировки и складирования, а также спровоцировал сокращение числа рабочих мест в розничной торговле, таких как кассиры. По мере того, как розничные продажи в интернете резко выросли, розничные торговцы закрывают обычные магазины. Macy’s и Gap - одни из многих розничных продавцов, объявивших о планах закрыть сотни магазинов в США. В тоже время Amazon наняла во время пандемии более 400 000 сотрудников по всему миру. В Китае количество рабочих мест в электронной коммерции, доставке и социальных сетях выросло более чем на 5,1 млн в первой половине 2020 года.

Многие рабочие места, созданные в сфере перевозок на дальние расстояния и доставки на «последнюю милю», создаются за счет экономики фриланса и независимых подрядчиков. Таким образом, рост электронной коммерции и других цифровых транзакций может означать переход к работе с независимыми сотрудниками.

COVID-19 может ускорить внедрение автоматизации и искусственного интеллекта, особенно на рабочих площадках с большой вероятностью социального взаимодействия.

Опыт показал, что доля рабочих мест, где в основном преобладают рутинные задачи, сокращается, поскольку предприятия стремятся контролировать свою базу затрат, одновременно преодолевая давление на маржу, снижая неопределенность за счет повышения эффективности. Они сделали это двумя способами: внедрили технологии автоматизации и изменили рабочие процессы.

В глобальном опросе 800 руководителей высшего звена, проведенном в июле 2020 года, две трети заявили, что они увеличивают инвестиции в автоматизацию и искусственный интеллект. Это отражает тот факт, что цены на акции мировых компаний, занимающихся промышленной робототехникой и искусственным интеллектом, росли намного быстрее, чем в целом рынок в 2020 году. И хотя в начале 2020 года производственные показатели робототехники в Китае упали, к июню прошлого года они превысили допандемический уровень.

Компании стали чаще использовать систему самообслуживания в продуктовых магазинах и аптеках, чтобы удовлетворить спрос клиентов на бесконтактное обслуживание. Спрос на приложения для заказа в ресторанах и отелях также вырос. Наконец, компании проявили больший интерес к использованию роботизированной автоматизации процессов для обработки документов и уменьшения плотности офисных помещений.

Некоторые банки, например, внедрили эту технологию для обработки резкого увеличения количества заявок на получение кредитов в рамках госпрограмм стимулирования.

Потенциальное ускорение автоматизации, скорее всего, произойдет в области взаимодействия с клиентами на месте и офисной работы на базе компьютера, где, по оценкам экспертов, доля рабочих, которые могут быть уволены, увеличится на 7-8%. Автоматизация может также расти на арене внутреннего производства и складирования, поскольку компании стремятся поддерживать социальную дистанцию, заменять больных работников и приспосабливаться к резкому увеличению спроса на промышленные товары и услуги доставки со складов во время и после пандемии.

До пандемии почти все низкооплачиваемые работники, потерявшие работу, могли перейти на другую низкооплачиваемую работу; например, работник по вводу данных может перейти в розничную торговлю или медицинское обслуживание на дому. Но, учитывая тенденции, усиленные COVID-19, теперь для того, чтобы оставаться занятыми, более половины низкооплачиваемых работников, которые попадают под сокращение, должны будут перейти на профессии с более высокой заработной платой, требующие других навыков.

Тенденции, усиленные COVID-19, могут привести к увольнению с работы большего числа работников, чем предполагали предыдущие сценарии экспертов.

Так, результаты показывают, что после пандемии может появиться заметно иное сочетание профессий. И, хотя результаты в восьми целевых странах различаются, наибольший чистый рост будет в сферах здравоохранения, STEM и транспорта, а наибольший спад в сфере обслуживания клиентов в розничной торговле и гостиничном бизнесе, в сфере общественного питания, на производстве и в офисной поддержке. В Индии и Китае эксперты также наблюдают снижение доли сельскохозяйственных профессий в соответствии с долгосрочной структурной трансформацией рабочей силы в этих странах.

В США количество рабочих мест в сфере обслуживания клиентов и общественного питания может сократиться в общей сложности на 4,3 млн человек, а количество рабочих мест на транспорте вырасти почти на 800 000 человек.

Спрос на работников здравоохранения и STEM может вырасти больше, чем до пандемии, что отражает повышенное внимание к здоровью по мере старения населения и роста доходов, а также растущую потребность в людях, которые могут создавать, внедрять и поддерживать новые технологии.

Для смены профессии может потребоваться до 25% больше работников, чем до пандемии, и задача переподготовки может оказаться сложнее.

В восьми целевых странах 107 млн работников должны будут найти другую профессию к 2030 году. Это на 12% больше по странам, чем оценивалось до пандемии, и на 25% больше в странах с развитой экономикой.

Работникам, которым необходимо осуществить такой переход, может потребоваться более серьезная подготовка и приобретение новых навыков для обеспечения работы в растущих профессиях.

Компании и политики могут помочь облегчить переход кадров

Инновационные и справедливые действия, предпринимаемые лидерами бизнеса и политиками, могут помочь работникам осуществить масштабную смену профессии.

Так, компании могут переосмыслить, где и как выполняется работа, и увеличить усилия по переподготовке. Ключ в том, чтобы сосредоточиться на необходимых задачах и действиях, а не на всей работе. Подобная реорганизация работы может упростить процессы, повысить эффективность и повысить операционную гибкость и маневренность.

Многие работодатели разрабатывают долгосрочные гибридные стратегии удаленной работы, чтобы расширить доступ к талантам, повысить удовлетворенность сотрудников и снизить затраты на недвижимость. Для этого потребуется тщательный анализ, чтобы определить, какие действия можно выполнять удаленно без потери производительности, а затем разработать подход к тому, когда группы сотрудников находятся в удалении, а когда они вместе находятся в офисе. Поддержание сплоченной культуры и развитие практик и программ, позволяющие сотрудникам оставаться на связи и продвигаться по карьерной лестнице даже на расстоянии, будут ключевыми. Наставничество, развитие и адаптация новых сотрудников могут быть несколько более сложными, но не невозможными в гибридных моделях удаленной работы.

Еще до пандемии многие компании помогали своим работникам приобретать навыки, необходимые для создания новых рабочих мест, и создавали возможности для карьерного роста с повышением мобильности. После пандемии потребность в таких программах станет еще более острой.

В 2020 году IBM, Bosch и Barclays начали программы ученичества, чтобы обучать работников техническим специальностям с возможностью карьерного роста. Они обнаружили, что переподготовка существующих сотрудников с проверенной репутацией, как правило, намного более рентабельна, чем наем новых людей.

Другие возможные меры включают изменения в практике приема на работу, чтобы сосредоточить внимание на навыках, а не на ученых степенях. Это может расширить пул доступных кандидатов и увеличить разнообразие компаний, одновременно помогая облегчить широкую смену кадров, которая будет происходить во всех странах.

Google, Hilton Hotels, Ernst & Young и IBM являются одними из растущего числа работодателей, которые изменили объявления о вакансиях, убрав требования к ученой степени и сосредоточив внимание на навыках.

Для политиков облегчение смены кадров было бы способом избежать высокого уровня безработицы или выхода рабочих из состава рабочей силы. Расширение цифровой инфраструктуры важно, учитывая рост онлайн-экономики, вызванный пандемией. Даже в странах с развитой экономикой 19% домашних хозяйств в сельской местности и 13% домашних хозяйств в целом не имеют доступа к интернет-услугам. Это лишает их возможности получения образования и работы. В Соединенных Штатах исследование McKinsey показало, что потери в обучении в результате пандемии могут свести на нет в среднем сумму, эквивалентную годовому окладу, а для недостаточно представленных этнических групп даже больше
Сегодня, когда работникам среднего звена может понадобиться переквалифицироваться и сменить профессию, обучение на протяжении всей жизни может стать реальностью, а не просто модной фразой.

Наконец, руководители местных органов власти могли рассмотреть ценностное предложение своего местоположения. По мере того, как все больше работников переходят на удаленную работу и размышляют о том, где открыть домашние офисы, небольшие города и районы, не охваченные резким ростом за последнее десятилетие, имеют новую возможность для привлечения жителей и оживления местного роста. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить