Как пандемия изменила покупательские привычки казахстанцев

5403

Какие продукты жители страны продолжают покупать онлайн, а какие офлайн

ФОТО: © pixabay.com

За время локдаунов и карантинов отечественная аудитория, готовая совершать онлайн-покупки, увеличилась в 2–3 раза, об этом говорят результаты исследования компании NielsenIQ. Наиболее высокая концентрация лояльных к интернет-шопингу покупателей сосредоточена в двух столицах. Так, до начала пандемии в 2019 году в Нур-Султане и Алматы лишь 27% респондентов были однозначно «за» дистанционные покупки, в 2020 году эта цифра выросла до 45%.

Шымкент и Актобе также демонстрируют значительный рост в данном сегменте. В 2018 году 12% покупателей были готовы к онлайн-шопингу, в 2020 уже 42%. Всего за 2021 год онлайн-продажи выросли на 53%.  

При этом продажи через онлайн-каналы, достигшие своего максимума в росте +326% по сравнению с началом января 2020, на момент старта вакцинации в республике, постепенно уменьшаются. Хотя нужно отметить, что даже эти показатели все еще выше показателей осени прошлого года.  

Что покупают онлайн

Значительная часть наших соотечественников и сегодня готова продолжить совершать покупки онлайн. Среди лидеров по заказу – непродовольственные товары. Их однозначно купят онлайн 20% респондентов в Казахстане, а вот продукты питания - только 14%. Так, самыми популярными в онлайн-заказах у жителей Нур-Султана стали средства по уходу за лицом и телом, их выбрали для покупки онлайн 31% респондентов. На втором месте в столице стиральные порошки и средства по уходу за домом – 25% покупателей. Тройку лидеров замыкают средства по уходу за волосами (шампуни и кондиционеры) – совершило покупку 19% онлайн-заказчиков.

Любопытно, что топ-3 самых покупаемых онлайн-товаров в Алматы, по информации NielsenIQ, несколько отличается от столичного. Так, алматинцы чаще всего покупают средства по уходу за волосами, их выбрали 26% опрошенных. За ними следуют средства по уходу за лицом и телом (кремы, лосьоны, маски) – 25%. На третьем месте - свежие овощи и фрукты, их онлайн приобрели 23% покупателей.

Не менее интересно наблюдать за разницей онлайн и офлайн-выбора подгузников и сухого детского питания. По данным NielsenIQ, при онлайн-покупках респонденты чаще выбирают узнаваемые бренды и товары в более высоком ценовом сегменте.

Реже всего жители столицы покупают онлайн слабоалкогольные напитки, соленые закуски и морепродукты (3%), а алматинцы - крепкие алкогольные напитки (2% покупателей). 

Причины отказа

На данный момент среди причин, которые останавливают казахстанцев в вопросах онлайн-шопинга, лидируют сомнения в том, будет ли соответствовать продукт описанию, а также качество продукта и цена/предложение в офлайн-магазинах. Если первые две можно назвать временными, так как с приобретением положительного опыта у покупателя они могут отступить, то вопрос цены и более выгодных предложений говорит скорее о попытках покупателей экономить.

Чего ожидать от сферы онлайн-продаж

Исходя из того что на данный момент 81,9% (+5% за текущий год) казахстанцев уже имеет доступ к интернету, есть все шансы, что тренд на онлайн-покупки может стать покупательской нормой. Крупные ретейлеры обеспокоены падением трафика в офлайн-магазинах (таких уже 48% среди опрошенных) и начинают делать шаги в онлайн. В первую очередь они намерены развивать скоростную доставку (речь идет о 15–20 минутах при ограниченной корзине заказа). На втором месте – расширение эконом-сегмента и СТМ (собственных торговых марок), позволяющих снизить сумму в чеке. Третий пункт - пересмотр способов и каналов донесения предложения до клиента. Этот аспект кажется особенно перспективным через призму числа активных пользователей социальных сетей в стране: с 2017 года оно выросло на 8,9 млн человек.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить