Летний туристический сезон - 2020: быть или не быть?

7031

Об этом рассуждает руководитель туристического бренда

Бахтиер Исхаков
ФОТО: Личный архив
Бахтиер Исхаков

От вынужденных «каникул» в связи с пандемией COVID-19 серьезно пострадал бизнес во всем мире. Первыми заблокированы в тисках коронавирусной инфекции оказались компании, работающие в туристической отрасли. Туристам было рекомендовано вернуться домой, а границы многих стран оказались на замке.

Генеральный директор ProTour Бахтиёр Исхаков говорит, что с подобной тотальной остановкой деятельности целой индустрии сталкивается впервые за многолетнюю практику. С ним мы и побеседовали о том, чем грозит такой штиль рынку туристических услуг в будущем.

Как ваш бизнес переживает сложившуюся ситуацию с пандемией коронавируса?

- Я в туризме с 2001 года, и на моей памяти такое происходит впервые. Учитывая срыв летнего сезона, отрасль может потерять 70% своих доходов, которые обычно приходятся на выездной туризм.

В своей компании на период чрезвычайного положения мы были вынуждены отправить сотрудников в отпуск. В основном это работники кол-центра и отдела по работе с клиентами. Частично удаленно и частично в офисе выполняют свои обязанности бухгалтеры, поскольку бизнесу предстоит сдача годовых отчетов. Отдел разработчиков тоже продолжает работать. Мы позиционируем себя как технологический туроператор, поэтому приняли решение использовать вынужденное затишье на рынке для оттачивания IT-решений.

Отпуск оплачиваемый либо кого-то пришлось отправить без содержания?

- В текущей ситуации нам важно сохранить ключевых сотрудников. 80% людей, которые были отправлены в отпуск, сохранили свою зарплату. Без содержания остались стажеры и те, кто присоединился к нашей команде недавно. Хотелось бы надеяться, что нам удастся избежать следующей волны сокращений.

Какова вероятность массового ухода туристических компаний с рынка?

- Не хотелось бы нагнетать и без того непростую ситуацию, но такой пессимистичный сценарий возможен. Мы со своей стороны планируем сделать все возможное, чтобы вернуться на рынок после простоя с новыми идеями, силами и возможностями. Будем надеяться, что другие игроки тоже не станут опускать руки.

Насколько озвученные общие антикризисные меры отвечают ожиданиям вашего бизнеса?

- Из общих антикризисных мер я поддерживаю отсрочку платежей в бюджет как в виде налогов, так и социальных отчислений по сотрудникам. Эффективной мерой для нас могла стать и поддержка через льготное кредитование. Многие наши коллеги, в том числе и наша компания, пользуются кредитными продуктами банков. Также нашему рынку не помешали бы государственные субсидии на разработку технологических решений и развитие внутреннего туризма.

Какова на данный момент ситуация с туристами, оплатившими свои путевки на предстоящий отпуск?

- Немногие компании оказались подготовлены к данной ситуации с учетом того, как стремительно она развивалась. Но сейчас бизнес предлагает своим клиентам самые оптимальные решения. Одно из них заключается в предоставлении услуг с отсрочкой, поскольку туроператоры на условиях раннего бронирования уже успели произвести оплаты своим партнерам в лице авиакомпаний, отелей и т.д. По такому сценарию мы предложили тем, кто должен был улететь отдыхать в апреле или в мае, перенести свой отпуск на осень.

Второе решение – возврат оплаты клиенту (в некоторых случаях за минусом штрафных санкций). Такой сценарий по действующему регламенту возможен, как только рынок вновь начнет работать. Нам удалось аннулировать около 30% броней с возможностью рассмотрения возврата денежных средств туристам до конца мая. Мы продолжаем переговоры в этом направлении со своими партнерами, поскольку это вопрос репутации и клиентоориентированности компании.

Третий вариант, который мы отрабатываем сейчас с командой, это процедура перепродажи туров. Это решение станет возможным тоже только после того, как рынок хотя бы чуть-чуть оживится. Мы будем искать других туристов на это предложение. Если удастся его продать за такую же цену, первоначальный клиент получит 100%-й возврат. В случае дисконта часть изначально оплаченной стоимости тура будет потеряна.

Как вы оцениваете вероятность сценария, по которому после пандемии большим спросом будет пользоваться внутренний, а не внешний туризм?

- В текущей ситуации такой сценарий вполне возможен. Тем более что наши люди все чаще рассматривают внутренний туризм как один из вариантов своего отдыха.

Проблема в том, что даже если в этом году спрос на данный вид туризма будет выше, чем обычно, это не окажет большого эффекта на экономику и отрасль в целом. Связано это с тем, что данная ниша представлена в основном теневым бизнесом. Многие курорты, пансионаты и альтернативные места размещения со всеми сопутствующими услугами (аренда катамаранов, лодок и т.д.) не показывают свои реальные доходы.

Таким образом, даже если в стране и произойдет реальный рост внутреннего туриста, мы не сможем его оценить.

То есть с точки зрения восстановления рынка у вас больше надежд на отложенный спрос на выездной туризм?

- Хочется в это верить, но здесь нужно учитывать другой побочный фактор – глобальную историю в виде экономического кризиса. От него наш потребитель пострадает намного больше, нежели от изоляции во время чрезвычайного положения и карантина. При нынешнем курсе людям будет сложно что-то планировать и откладывать деньги на свой отдых. К тому же вопрос с открытием границ все еще остается актуальным.

Стоит ли ожидать уцененных предложений, как это было в 2015-2016 годах в связи с отсутствием массового потока туристов на курорты Турции и Египта?

- Это один из популярных инструментов привлечения туристического потока, но, учитывая, что текущая ситуация в корне другая, я бы не ожидал изобилия таких горящих и уцененных предложений в этом году.

Точка старта у всех будет одна. Компании не станут рисковать в условиях, когда после выхода из карантина запасов у отрасли практически не останется.

Горящие туры – это побочная реакция на передел рынка и войны туроператоров. Я думаю, что после открытия мирового туристического рынка у его игроков не будет сильного желания воевать друг с другом. Задача будет восстановиться.

Сколько времени, на ваш взгляд, может потребоваться туриндустрии для этого?

- Если летний сезон 2020 года все-таки состоится, то, скорее всего, он будет нестабильным, непонятным, осторожным. Поэтому к концу текущего года наша отрасль только осознает весь масштаб произошедшего и сделает какие-то выводы. А вот ренессанс после той ситуации, которая сейчас происходит во всем мире, может начаться в 2021 году. Это мой оптимистичный прогноз.

Какой сценарий был бы наиболее благоприятным для выхода отрасли из текущей ситуации?

- Хотелось бы, чтобы отрасль немного осторожнее подошла в плане рисков к вопросу планирования летнего сезона. Туристический рынок обычно работает в условиях излишнего предложения, поэтому приходится его стимулировать за счет дисконта и уцененных туров. Я бы хотел, чтобы наши коллеги, пока создалась такая возможность, изменили эту ситуацию.

Это один из редких шансов, когда можно будет пересмотреть саму систему туризма – снять некоторые риски с участников-туроператоров, разработав механизмы защиты нашего бизнеса.

На ваш взгляд, может ли текущая ситуация послужить толчком в развитии виртуального туризма за счет VR-технологий?

- Я не верю в то, что данные технологии смогут заменить традиционный туризм. Людям не будет интересно путешествовать, сидя на диване. Но как инструмент для планирования отдыха VR может быть перспективна. Это хорошая возможность сначала пройтись по интересующему маршруту виртуально, а затем отправиться туда на самом деле, скорректировав некоторые моменты.

В любом случае на это нужно время. Сейчас важно, чтобы туристическая отрасль прошла текущий кризис с минимальными потерями. Тогда мы сможем позволить себе смотреть в сторону технологических решений.

Справка

По данным КТА, до пандемии туристическая отрасль Казахстана насчитывала более 10 тыс. субъектов предпринимательства и обеспечивала рабочими местами свыше 80 тыс. человек.

Рахимбек Асанов

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить