Как создать бизнес для души и с душой

10647

Об этом рассказывает совладелица бренда «Арлем» Дильдара Абдибекова

Как родилась идея

Идея ярких носков «Арлем» пришла нам с супругом, когда мы находились зарубежом. Мы только поженились. Даурен предложил начать семейное дело. Он считал, что у меня огромный потенциал, его нужно развивать и желательно в собственном деле.

До этого у меня не было опыта в бизнесе, но я уже успела поработать в нескольких иностранных компаниях. Также была работа в брокерской компании в Ирвайне, Калифорния, где я приобрела хороший опыт в продажах. Жила год в американской семье предпринимателей. Общение с ними и их опыт развили во мне навыки предпринимателя, так как я им помогала по бизнесу.

Я понимала, что заниматься бизнесом - это работать 24/7, что это увлекательный, но тяжёлый труд. Были страхи, что не смогу совмещать семью и работу. Я долго думала, но в конце концов согласилась, но с условием, что супруг мне будет помогать и поддерживать.

Почему носки? Всё просто. Супруг по профессии дизайнер, и он обожает яркие носки. А я экономист, во всём ищу рациональность. Когда я сказала, что хочу выпускать носки, он нарисовал мне дизайн в тот же день и сказал, что такие яркие носки с национальным казахским орнаментом носил бы с удовольствием и что это позволит популяризировать нашу культуру и продавать их по всему миру. Я засмеялась. Сказать, что была в шоке, ничего не сказать. В тот момент я не была уверена, купит ли кто-нибудь наш продукт. В Казахстане в 2017 году яркие носки сложно было представить, а тут ещё и с таким ярким дизайном, орнаментами. Сложно было представить, как нас примут на рынке. Ещё немного подумав, я решила, что всё-таки надо пробовать. Так зародилось наше детище «Арлем».

Также хочется отметить роль папы Даурена. За помощью в подборе орнаментов мы обратились к нему. Это очень талантливый карикатурист, чьи работы занимают первые места в мировых конкурсах. У него имеется огромная библиотека книг о нашей культуре, вырезки из различных журналов. И до сих пор мы заимствуем у него материалы и вдохновляемся нашей историей и культурой.

Первые шаги

Получив первые эскизы от Даурена, я начала работать с технологами лёгкой промышленности. Изучая огромное количество различного хлопка, мы наконец-то нашли высококачественное экологичное сырье. И так наш проект от идеи в голове и на бумаге начал свое развитие. Было очень волнительно, но в то же время интересно, так как мы приступили к изготовлению образцов. Правда, первые варианты вообще не отвечали нашим требованиям. Оказалось, что это не так-то просто, зная, чего мы хотим, осуществить это наяву. Нам пришлось опробовать более 35 вариантов, пока мы не нашли оптимальный.

Кстати, история наших продаж началась довольно интересно. Мы завели страничку в Инстаграме и выложили тестовую пару носков. У неё не было ни упаковки, ни этикетки. И буквально сразу нам разместили заказ на эти носки, которые забрали в подарок в США. Но так как я не могла их отдать в таком виде, в первом же цветочном магазине из имеющихся материалов изготовила собственноручно упаковку. А Даурен сделал первую доставку. Мы были дико счастливы и не могли поверить в происходящее. С этого момента у нас появился азарт, так как мы поняли, что создаём интересный продукт и уверены в его качестве.

Многим интересно, а как работается супругам вместе. Все банально просто. Изначально наши обязанности органично разделились. Даурен – креативщик в нашей команде и разрабатывает концепцию бренда. А я занимаюсь производством, продажами и развитием продукта.

Первые трудности

Для меня в компании важны 4 вещи: дизайн, качество, потребительский спрос и скорость.

Над скоростью мы сейчас активно работаем, так как над первыми 3 пунктами мы работаем по понятному плану с каждой новой коллекцией, а со скоростью есть небольшие затруднения.

Из эскиза, а затем уже из ниток мы создаем готовый продукт. Также анализируем мировой рынок, хотим создавать то, что в тренде и будет в спросе во всем мире. Потому что наши клиенты – не только наши соотечественники, но и иностранцы, приобретающие продукцию «Арлем» в качестве подарка. Поэтому нам хочется производить модный, качественный и стильный продукт, чтобы любой человек, несмотря на возраст и пол, с большим удовольствием использовал его.

Ещё одна наша боль – это нехватка, а иногда и отсутствие сырья в Казахстане. Мы всё импортируем - сырье, ткани, материалы для упаковок и даже хлопок, что, конечно же, сказывается на  себестоимости конечного продукта. Вот поэтому многие жалуются на цены на продукцию отечественных производителей, и это одна из главных трудностей всей нашей отрасли. А делать качественный продукт из того, что имеем, крайне сложно. Но эти трудности нас не останавливают, мы всегда ищем наилучшие варианты, которые будут выгодны и полезны нам и нашим клиентам.

Первые полтора года я занималась всем - и грузчиком была, и доставкой занималась, и договоривалась с магазинами, то есть сама организовывала весь процесс работы. Было сложно, спрос увеличивался, а развивался бренд медленно, потому что главный руководитель, то есть я, была занята внутренними процессами. В этот момент стало понятно, что мне нужен ментор и сильная команда, чтобы появилась возможность для более динамичного развития и масштабирования.

Главные достижения

Однажды в Facebook я наткнулась на статью, что Европейский банк реконструкции и развития принимает заявки на программу «Женщины в предпринимательстве» и подбирает им менторов, успешных бизнесменов Казахстана. Я прошла отбор и мне определили ментора - им стал Данияр Нурмаганбетов, выпускник Гарвардского университета, заместитель генерального директора в одной из структур КТЖ, также он является успешным бизнесменом, занимающимся собственным производством. Это, наверное, самая большая удача для «Арлем» - найти ментора, который на одной волне с тобой, верит в твой проект и грамотно направляет. Даже после окончания этой программы Данияр продолжает нас консультировать и участвует во многих рабочих процессах компании. Считаю, что нам очень повезло с ним.

Также мне помогло то, что я переняла американский метод ведения бизнеса. Сейчас век технологий и глобализации, когда мы не привязаны к месту, городу или стране, когда всё так быстро меняется и во всём нужна скорость. Считаю, что сегодня всё в мире гибко. Однозначно в наше время не всегда рационально брать кредиты, строить огромные фабрики, годами учиться, а потом искать сбыт, клиентов и десятками лет выплачивать заёмные средства. А может получиться так, что через несколько лет этот товар уже не будет актуальным. Много чего в мире уже создали до нас. Просто нужно найти правильных высококвалифицированных специалистов, подойти креативно и добавить свою изюминку. Нужно начинать с малого и исходить от обратного – сначала тестируете продукт на рынке, а затем уже решаете, оправдаются ли все вложения в строительство собственного производства.

Моя компания полностью на аутсорсинге. Это сильные команды, на которые я могу положиться в любом вопросе. Также мне отлично подошел вариант найма сотрудников со всего мира, являющихся лучшими в своей отрасли. У всех свои сильные качества. Кто-то силён в цветах и композициях, кто-то - в разработке упаковки. Например, когда мы разрабатывали вкладыши для упаковки на нескольких языках, перевод на английский язык мы отдали компании в США, которая перевела нам тексты на американский английский. И так, по частям, мы собираем наш продукт.

Нашему бренду всего 2 года, наша продукция представлена в 35 магазинах по Казахстану, в том числе в зонах duty free в аэропортах, на горнолыжном комплексе Чимбулак, в ведущих шоурумах страны. С конца 2017 года мы вышли на американскую торговую площадку Amazon.  

Планы на будущее

На данный момент мы работаем над расширением ассортимента носков. Одной из новинок будет запуск детской линии, а также абсолютно новые продукты.

Сейчас ещё одна наша задача - создать современную компанию, которой можно будет управлять из любой точки мира.

Советы женщинам-предпринимателям

Мечтайте! Я всегда говорю, нет ничего невозможного, всё зависит только от силы вашего желания. Не забывайте, только упорством, верой и трудом можно добиться чего-либо. Страх и сомнения будут всегда, и в особенности у женщин. Не важно, вы начинающий предприниматель или руководитель большого предприятия, проблемы и риски только разные по масштабу, но они есть и в малом, и в крупном бизнесе. Когда появляется страх, думайте о своей мечте и какая награда ждёт вас, если вы пройдете этот путь. Все сложности когда-нибудь заканчиваются. Представьте это, и все ваши страхи отпадут. Думайте всегда в позитивном русле, ведь подобное тянется к подобному. Хвалите себя даже за маленькие успехи. Мы можем всё, если захотим. Если сложностей много и ничего не получается, значит ваше желание недостаточно сильное.

Купите планер, пишите свои цели на неделю, на месяц, на год. Делайте каждый день маленькие шаги навстречу своей мечте. Ведь когда к нам пришла идея ярких носков с орнаментами, у нас были только рисунок на бумаге и сомнения. Но всё же мы поверили в нашу идею. А сейчас носки «Арлем» носят и в Америке, и в Европе, и в Канаде, и в Китае. Студенты, бизнесмены,  дипломаты, пожилые люди и молодёжь. А сколько разных людей читают послание на упаковке о значении орнаментов! Мы популяризуем нашу культуру? Конечно же, да! Сколько соотечественников за рубежом рассказывают о нашей культуре через носки «Арлем». Два года назад это была просто мечта двух влюблённых друг в друга и в общую идею людей! У вас все получится!

С любовью к вам, ваш Arlem.

Авторы статьи выражают огромную благодарность юридической фирме Dentons за предоставленную возможность опубликовать данный материал на Forbes.kz.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить