Как образование может повлиять на развитие экономики и почему не стоит рассчитывать на быстрые победы

23666

Система образования должна создавать правильные модели поведения и взаимодействия, как основу для формирования правильных институтов

ФОТО: pixabay.com

Почему какие-то страны развиваются быстрее и успешнее других? Какие факторы влияют на это? Как система образования может повлиять на этот рост? Эти вопросы были актуальны всегда, но в условиях постоянных кризисов они приобретают еще большую значимость.

Если говорить о росте, то есть одно позитивное и значимое открытие, к которому пришел ведущий мировой экономист Ангус Мэддисон. Он провел анализ ВВП большинства стран, начиная с первой половины XIX века. В чем позитивность результатов его исследования? Оказывается, что с точки зрения темпов развития экономики все страны довольно четко разделяются всего на 2 группы, что значительно упрощает поиск причин различий между ними.

Итак, порядка 170 стран развиваются по траектории стабильного незначительного роста, причем они в случае стремительного развития в короткой перспективе также быстро проседают во время кризисов, возвращаясь в прежнюю колею. При этом менее 30 стран развиваются по траектории стабильно высокого экономического роста. Кроме стран Западной Европы, США и других общепризнанных лидеров, за последние несколько десятилетий сюда вошли Южная Корея, Сингапур, Япония, Тайвань, Гонконг.
Что же становится причиной такого четкого разделения стран на две категории? Одно из убедительных объяснений этого изложено в книге «Насилие и социальные порядки» под авторством Дугласа Норта (нобелевский лауреат по экономике), Джона Уоллиса (один из крупнейших мировых историков), Барри Вайнгаста (ведущий политолог). Они исследовали развитие разных стран и пришли к выводу, что для попадания в группу стран с устойчивым и высоким темпом развития необходимо три условия:

1. Верховенство закона для всех, включая элиты;

2. Распространение негосударственных организаций, которые живут дольше их создателей. То есть коммерческие, некоммерческие и политические организации должны существовать на постоянной основе, независимо от конкретных людей;

3. Коллективный контроль за средствами насилия. То есть контроль различных силовых структур осуществляется различными группами элит не по отдельности, а совместно.

Эти три условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы выстроенные и обновленные институты привели страну к динамичному экономическому росту. Но для этого необходимо несколько десятилетий.

Ануар Жангозин
ФОТО: личный архив автора
Ануар Жангозин

То есть ключевыми инструментами эффективной, а главное устойчивой модернизации являются не просто политические и экономические изменения, а изменение текущих и формирование новых формальных и неформальных институтов.

Как образование способно повлиять на рост экономики?

Получается, что согласно модели Норта, Уоллиса и Вайнгаста общественные институты имеют решающую роль в развитии государства. Причем не только с точки зрения идеологии или взаимодействия людей.

Формирование у людей культуры правильного восприятия и следования институтам имеет слишком важное значение для формирования эффективной экономики, чтобы игнорировать это. Очевидно, что ключевая роль в привитии правильной институциональной культуры отводится системе образования и интегрированной в нее воспитательной модели.

Во-первых, в системе образования необходимо делать акцент на воспитании отношения к закону или стандарту как к ключевой ценности. Понятие верховенства закона должно воспитываться со школы. По примеру успешных образовательных систем необходимо повсеместное внедрение политики академической честности. Любые случаи списывания и плагиата должны строго наказываться не только в университетах, но и в средней школе. Это позволит сформировать у молодежи восприятие норм и правил в качестве необходимого и неизбежного стандарта поведения.

Второе, способность эффективно коммуницировать и умение договариваться. В настоящее время в нашей культуре компромисс считается скорее слабостью, чем достоинством. Вместе с тем выполнение упомянутых трех условий по Норту, Уоллису и Вайнгасту зависит от социального интеллекта, т.е. способности людей успешно и эффективно взаимодействовать. В этой связи образовательная система и воспитательная работа должны быть нацелены на развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде, формирование командного духа.

Во многих образовательных моделях развитых стран большое внимание уделяется совместным проектам учащихся для решения общих проблем. Такая деятельность, как волонтерство, сбор пожертвований, туристические походы, каникулярные лагеря занимает отдельное место в учебных планах и оценивается наравне с предметами.

Третье, формирование длинного горизонта планирования. Данный навык важен для создания и поддержания устойчивости организаций и институтов. С точки зрения воспитания такого навыка, лучшие образовательные системы предусматривают жесткую регламентацию срока выполнения заданий учениками и студентами. По мере продвижения по уровням образования повышается не только сложность заданий, но и увеличивается срок их выполнения.

Поэтому учащиеся должны заранее планировать ход работы, который позволит им в срок и качественно выполнять задания. Не секрет, что для людей, воспитанных в условиях традиционного игнорирования сроков, необходимость четкого следования дедлайнам вызывает много внутренних проблем и ломку привычек, поэтому важно воспитывать это с самого начала.

Таким образом, система образования должна создавать правильные модели поведения и взаимодействия, как основу для формирования правильных институтов. Вместе с тем, важный посыл заключается еще и в том, что быстрых побед достигнуть не получится. Выполнение условий позволит попасть в заветную группу стран лидеров, но на это потребуется не одно десятилетие, а отсчет начинается с момента, когда у необходимого большинства сформированы принципы институциональной дисциплины.

Ануар Жангозин, заместитель руководителя корпоративного фонда «Академия Елбасы» 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить