Как меняются отношения граждан и государства в цифровую эпоху

18353

Все, что гражданину нужно от государства, он теперь может получить автоматически, даже голосовать он может через интернет

Иллюстрация: news.tj

Растущее проникновение технологий затрагивает все сферы жизни, в том числе и отношения граждан и государства. Мы живем в эпоху цифровой экономики: 90% населения Земли старше 6 лет к 2020 будет иметь мобильные устройства. Уже сейчас число пользователей интернета по всему миру составляет 3 млрд человек. Это значит, что весь мир превращается в единое онлайн-сообщество. И деятельность властей, и действия людей становятся более прозрачными, хотят они того ли нет.

К 2020 в мире будет 20 млн «умных» устройств, которые сами смогут сообщать о расходе воды, электроэнергии, обслуживать умные дома, сообщать о критическом состоянии оборудования. Таким образом, заметно упростится количественный анализ потребления и, скажем, муниципалитеты смогут оптимизировать потребление ресурсов, а также сократить расходы на ремонты.

Кроме того, применение современных ИТ-технологий уже показывает весомые успехи в цифровой экономике, генерируя новые источники доходов компаний. Перевод экономики на цифровые рельсы позволяет уменьшить операционные расходы, сократить капитальные затраты и получить дополнительную прибыль, которая затем повторно инвестируется в экономику. Таким образом, наличие четкой цифровой стратегии позволяет странам дополнительно наращивать свой экономический потенциал.

Государство не может стоять в стороне от происходящих процессов. Так как гражданин – это потребитель, налогоплательщик и бизнесмен, государство старается поставить технологии на службу людям. За счет этого достигается сразу несколько целей. С одной стороны, сокращаются затраты на обслуживание граждан в масштабе города и страны, с другой – заметно ускоряется и упрощается предоставление услуг различного типа, таких как получение информации и предоставление гражданами сведений, регистрация прав, выдача нужных документов. Самые разные виды сервисов, например, начисление пенсий и социальных пособий, оформление прав на жилье и другие, должны происходить в онлайн-режиме с минимальным участием чиновников. Все, что гражданину нужно от государства, он теперь может получить автоматически, даже голосовать он может через интернет.

В основе новых отношений между гражданином и государством лежит концепция проактивных сервисов. Это означает, что после формирования гражданином электронного запроса все взаимодействие между различными госучреждениями также должно производиться в электронном виде. Иначе услуга будет оказываться медленно: при сохранении, полностью или частично, бумажного документооборота чиновники из разных ведомств будут запрашивать дополнительную информацию, ждать подтверждения, преобразовывать ответ, полученный в другой форме, в формат, используемый в данном учреждении. Только при налаженном электронном документообороте, единых стандартах и четком взаимодействии между ведомствами гражданин быстро получит ответ на свой запрос. Такие системы уже действуют: в Израиле, Дании, Великобритании, США.

Важно также своевременное и гибкое изменение законодательства, обеспечивающее реализацию проектов, как например, введение электронно-цифровой подписи. Например, в Эстонии выдано несколько десятков тысяч уникальных ключей для применения электронной подписи.

Эстония вообще является пионером использования ИТ-технологий на благо граждан и бизнеса. Проект e-Estonia стартовал 10 лет назад, и сейчас все сервисы в стране электронные. Личное присутствие граждан нужно лишь в таких случаях, как свадьба или регистрация ребенка. Все остальное можно сделать, не выходя из дома: проголосовать, осуществить банковский перевод, зарегистрировать фирму, даже получить медицинский рецепт. Кроме того, последняя инновация, реализованная вместе с бразильской компанией BigNation, – блокчейн-система регистрации беженцев. Все сведения о человеке и его родственниках фиксируются в распределенной базе данных.

Таким образом, информация становится доступной в любой стране, а это означает сокращение времени на оформление беженцев и существенное снижение вероятности того, что тот же человек зарегистрируется в другой стране под другим именем.

Казахстан является одним из ключевых регионов для SAP, и мы заинтересованы в его процветании и устойчивом развитии. Отрадно сознавать, что страна находится в русле основных мировых тенденций и также стремится развивать цифровой подход в построении работы с гражданами. Однако основной вопрос – в готовности платформы. Мы в SAP совместно с национальным австралийским институтом разработали шкалу зрелости для стран и правительств. Она создана на базе новой инициативы SAP в Казахстане – SAP Institute for Digital Government (SIDG, некоммерческий проект по обеспечению межправительственных коммуникаций в сфере цифровой трансформации). С помощью этой шкалы мы можем вести дискуссию о том, на каком уровне находятся отдельные страны, и нарисовать дорожную карту для перехода к инновационному электронному правительству.

Кроме того, как технологический вендор, мы готовы аккумулировать рекомендации по выстраиванию необходимых процессов. Один из способов – организация круглых столов, в том числе на базе «Зерде», с участием ведущих независимых экспертов и представителей тех стран, где успешно внедряется цифровой подход, например, Австралии и Германии.

В Казахстане государство много делает в этом направлении, большое участие принимает Министерство информации и коммуникаций. В рамках государственной стратегии Digital Kazakhstan реализуется проект электронного правительства. В стране начат один из важнейших этапов на этом пути – организационные преобразования. В рамках государственной корпорации «Правительство для граждан» уже собраны сервисы, оказываемые гражданам в различных областях жизнедеятельности: пенсионное и социальное обеспечение, медицина, операции с  недвижимостью, услуги автовладельцам и многое другое.

Но затем необходимо перейти к следующему этапу – унификации и стандартизации процессов, как это сделано, например, в Австралии и Канаде. Потому что само по себе организационное слияние не дает максимального эффекта, это лишь стартовая площадка для дальнейших действий. Необходимо реализовать централизованную  архитектуру ИТ-систем на различных уровнях создания государственных сервисов для того, чтобы процессы исполнялись легко и однотипно, а сервисы совершенствовались и развивались соответствующими темпами.

Второй важный шаг, сделанный страной в направлении цифрового правительства, – выбор национального холдинга «Зерде» в качестве единого ИКТ-провайдера, отвечающего за технологическую архитектуру министерств и ведомств. Это решение находится в русле общемировой тенденции формирования общих центров обслуживания для государства, которые, в свою очередь, становятся основой для оказания проактивных сервисов.

Таким образом, можно сказать, что в Казахстане заложено хорошее начало для цифровой трансформации государства, но пока это лишь перспективный задел для будущей работы.

Страна уже занимает устойчивые позиции в рейтингах мировых цифровых правительств, однако, чтобы провозглашенная реформа двигалась дальше, необходимо внимание первых лиц государства и их персональное участие в обсуждении преобразований. В таком случае результатом работы станет существенное повышение инвестиционной привлекательности Казахстана и его дальнейшая интеграция в мировую экономику.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить