Как карантин сказался на экономике Казахстана

26686

Анализ на примере 100 сфер деятельности

ФОТО: pixabay.com

Текущий период в развитии мировой экономики принято называть кризисом. Множество сфер деятельности, которые еще месяц назад показывали прекрасные результаты, сегодня либо полностью не работают, либо существенно снизили свою активность. Темой номер один на повестке дня стал коронавирус - виновник социальной изоляции, которая и привела к кардинальным изменениям в бизнес-среде как Казахстанской, так и мировой экономики.

Аналитики компании Nurkassa задались вопросом: как карантин сказывается на деловой активности в Казахстане?
Мы решили разобраться, какие компании в кризис развиваются, а какие, наоборот, падают? В статье мы раскроем также, насколько снизилась деловая активность в Казахстане в целом и в множестве сфер деятельности в частности.

Почему мы решились на такое исследование и почему мы считаем его полностью репрезентативным? Дело в том, что наша компания обрабатывает и передает в налоговую службу данные о фактически совершенных оплатах в более чем 300 видах деятельности. Онлайн-касса - это отличное решение в первую очередь для малого и среднего бизнеса, которому незачем покупать дорогостоящее кассовое оборудование, достаточно пользоваться программой в телефоне для выдачи современных электронных фискальных чеков. Конечно, у нас есть API, и проработаны интеграции для крупных компаний, однако более 90% подключенных к Nurkassa кассовых аппаратов принадлежит малому и среднему бизнесу. Оборот наших клиентов составляет несколько триллионов тенге в месяц, поэтому мы уверены в том, что держим руку на пульсе малого и среднего бизнеса в Казахстане.

Для анализа мы выбрали 100 самых активных сфер деятельности среди клиентов нашей компании. Учитывая тот факт, что первый случай коронавирусной инфекции в Казахстане был выявлен 13 марта, а уже 16 марта в Нур-Султане и Алматы был введен режим ЧП, мы рассматриваем данные за февраль, март и первые девять дней апреля. Выборка затрагивает компании со всего Казахстана, однако более 50% клиентов Nurkassa работают в Нур-Султане или Алматы. 

-72% текущий спад в МСБ в Казахстане по состоянию на 9 апреля

Уже первые цифры в нашем исследовании оказались удручающими. Проанализировав среднесуточные продажи в 100 самых активных сферах деятельности, мы пришли к следующим выводам:

- все сферы деятельности в период карантина переживают нешуточный спад. В среднем компании потеряли 72% своих доходов;

- в апреле средний суточный доход компаний составил 14% от значений февраля в сфере производства и сельском хозяйстве (спад в 6 раз), 27% в сфере услуг (спад более чем в 3 раза) и 39% в сфере торговли;

- в марте сфера торговли показала рост среднесуточных доходов на 274%, что можно объяснить паникой среди населения, а также сокращением числа походов в магазины (люди закупились впрок);

ФОТО: nurkassa.kz

Посмотрим данные по сферам деятельности компаний. В торговле за 9 дней апреля показали рост лишь 2 сферы деятельности: «Другие виды розничной торговли вне магазинов, торговых палаток или рынков» и «Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно продуктами питания, включая напитки, и табачными изделиями».

В то же время целый ряд сфер деятельности показал спад продаж в 5 раз и более:

Неспециализированная оптовая торговля продуктами питания, напитками и табачными изделиями;
Розничная торговля обувью и кожаными изделиями в специализированных магазинах;
Розничная торговля цветами, комнатными растениями, семенами, удобрениями, домашними животными и кормами для домашних животных в специализированных магазинах;
Розничная торговля не через магазины и рынки;
Другие виды розничной торговли новыми товарами в специализированных магазинах;
Розничная торговля мебелью, осветительным оборудованием и прочими бытовыми принадлежностями в специализированных магазинах;
Розничная торговля текстильными изделиями в специализированных магазинах;
Розничная торговля прочими товарами через палатки и рынки.

ФОТО: nurkassa.kz

 

ФОТО: nurkassa.kz

В производственном секторе ситуация еще более плачевна

Общий дневной спад продаж составил 86%, при этом рост показал только 1 вид деятельности: Производство хлеба; производство свежих мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных

Всего 3 сферы производственной и сельскохозяйственной деятельности показали спад от 50% до 70%:

Вспомогательные виды деятельности в области выращивания сельскохозяйственных культур и разведения животных;
Производство верхней одежды;
Производство продукции питомников;

Остальные сферы производства показали спад продаж в 5 раз и более, причем более половины участников списка в апреле не заработали ни одного тенге.

ФОТО: nurkassa.kz

 

ФОТО: nurkassa.kz

 

В сфере услуг ситуация не намного лучше, чем в производстве. Общий спад в продажах составил -73% от показателей февраля, при этом продажи в шести сферах деятельности превысили февральские показатели:

Прочие виды вспомогательного обслуживания хозяйственной деятельности, не включенные в другие категории;
Технические испытания и анализы;
Другие виды деятельности в области информационных технологий и компьютерных систем;
Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультации по налогообложению;
Ремонт компьютеров и периферийного оборудования;
Предоставление прочих услуг, не включенных в другие группировки.

Примечательно, что в лидерах по росту среди услуг оказались компьютерные специализации, что явно обозначает современный тренд на переход к дистанционной работе.

ФОТО: nurkassa.kz

В то же время, в 36 сферах деятельности объем продаж сократился в 20 раз и более:

Спортивное образование и образование специалистов организации досуга;
Консультационные услуги в области компьютерных технологий;
Деятельность туристских агентств;
Деятельность фитнесс клубов;
Вспомогательное обслуживание хозяйственной деятельности, не включенное в другие категории;
Техобслуживание и ремонт автотранспортных средств;
Прочие виды печатного производства;
Рестораны и услуги по доставке продуктов питания;
Прочие виды организации питания;
Техническая поддержка при показе спектаклей;
Печать и воспроизведение записанных материалов;
Предоставление услуг гостиницами;
Ремонт обуви и изделий из кожи;

Вспомогательные образовательные услуги;
Прочие виды образования;
Деятельность рекламных агентств;
Денежно-кредитное посредничество;
Специальная врачебная практика;
Прочие виды образования, не включенные в другие категории;
Строительство жилых и нежилых зданий;
Подача напитков;
Представление рекламы в средствах массовой информации;
Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
Услуги по перевозкам;
Деятельность по управлению компьютерным оборудованием;
Прочие строительно-монтажные работы;
Работы по покрытию полов и облицовке стен;

Предоставление жилья на выходные и прочие периоды краткосрочного проживания;
Переводческое (устное и письменное) дело;
Доставка пищи на заказ;
Прочие виды деятельности по организации отдыха и развлечений;
Прочие виды кредитования;
Деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом;
Операции с недвижимым имуществом. 

При этом, суммарный оборот указанных выше компаний составил 3,126 млрд тнг в феврале, а в апреле - лишь 7,192 млн тнг. Среднесуточный оборот в самых «пострадавших» секторах сферы услуг сократился с 107 млн тнг до 798 тыс. тнг, то есть упал более чем в 100 раз!

Количество клиентов сократилось от 4 до 20 раз в зависимости от сферы деятельности компаний
На следующем графике, который отображает среднее количество чеков, выданных компаниями из разных сфер деятельности на протяжении одного дня, мы видим, что в период карантина происходит сокращение деловой активности во всех сферах деятельности без исключения.

Количество чеков равняется количеству покупок, то есть на основании этого графика мы можем говорить о сокращении числа сделок в малом и среднем бизнесе в Казахстане. 

ФОТО: nurkassa.kz

Таким образом, в производственной сфере деловая активность замедлилась в 20 раз, в в сфере услуг произошло сокращение числа покупателей в 6 раз, а в сфере торговли - в 4 раза.

Средний чек в торговле растет, в остальных сферах деятельности остается на одном уровне.
Сфера торговли показывает рост среднего чека на фоне карантина, остальные сферы деятельности существенно не меняют объем продаж в перерасчете на 1 клиента.

ФОТО: nurkassa.kz

В качестве выводов можно заключить, что текущая карантинная ситуация абсолютно парализовала малый и средний бизнес в Казахстане. Очевидно, что компаниям для продолжения экономической деятельности придется подстраиваться под современные реалии, переводя свой бизнес в онлайн. Пусть по «оцифровке» бизнеса за последние 10 лет прошли множество крупных компаний из совершенно разных сфер экономики. Повсюду мы слышим, как школы иностранных языков, крупные производства и даже пиццерии становятся наполовину ИТ-компаниями, внедряя все новые инструменты для оцифровки бизнеса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить