Как Директива Евросоюза DAC6 повлияет на казахстанский бизнес

6323

Ни для кого не секрет, что в последние годы правительства многих развитых стран ведут серьезную работу по созданию законодательных условий в целях противодействия различным механизмам, которые позволяют международным группам смещать прибыль в страны с меньшей налоговой нагрузкой по сравнению со странами, из которых такие группы фактически получают доход

ФОТО: pixabay

Одной из глобальных международных инициатив по этой тематике является программа BEPS (Base Erosion and Profits Shifting), разработанная ОЭСР и Группой 20. Казахстан присоединился к этой программе и уже внедрил некоторые рекомендации ОЭСР. Например, ратифицировал Многостороннюю конвенцию MLI, которая начнет применяться с 1 января 2021, и внес изменения в законодательство о трансфертном ценообразовании в конце 2017 , согласно которым казахстанские международные группы должны теперь представлять в казахстанские налоговые органы заявление об участии в международных группе, межстрановую отчетность начиная с 2016, местную отчетность начиная с 2019  и основную отчетность по требованию налоговых органов.

В связи с инициативой BEPS cтраны Европейского союза (ЕС) внесли изменения в существующие налоговые директивы, а также приняли новые налоговые директивы, одной из которых является Директива ЕС о налоговых посредниках (DAC6) от 25 мая 2018. Несмотря на то, что данная Директива не распространяется непосредственно на казахстанские компании, ее действие необходимо учитывать, если в состав казахстанской международной группы входят компании, зарегистрированные в странах ЕС. Это могут быть, например, европейские холдинговые, финансовые, торговые, операционные компании или компании – владельцы объектов интеллектуальной собственности.

Что это такое?

Директива DAC6 предусматривает введение требований в ЕС по обязательному раскрытию информации о трансграничных сделках, обладающих признаками агрессивного налогового планирования. Причем налоговые органы стран ЕС будут автоматически обмениваться информацией о таких трансграничных сделках через централизованную базу данных. При этом потенциально такая информация может оказаться в руках налоговых органов Казахстана, в случае направления адресного международного запроса, или может быть получена в рамках так называемого спонтанного обмена информацией от зарубежных налоговых органов.

Директива DAC6 распространяет свое действие на все виды прямых налогов (например, налог на прибыль, подоходный налог), а косвенные налоги не подпадают под её действие (например, НДС, таможенные сборы). Однако данная Директива представляет собой минимальный стандарт, и страны ЕС имеют возможность предусмотреть дополнительные требования. Так, например, Польша приняла решение распространить действие Директивы и на НДС.

Как это работает?

В первую очередь необходимо определить совершается ли трансграничная сделка для целей DAC6 или нет. В общем случае под понятие «трансграничных сделок» для целей Директивы подпадают не только сделки между резидентами двух различных стран ЕС, но и сделки между резидентами ЕС и резидентами любой иной страны (например, Казахстана). Соответственно, действие Директивы будет также распространяться на сделки компаний в ЕС, если второй стороной сделок выступали резиденты Казахстана, в том числе, в случае внутригрупповых транзакций между компаниями одной группы.

Далее необходимо выяснить, подпадает ли конкретная сделка под раскрытие в рамках DAC6. Для этого нужно проанализировать условия транзакции в соответствии с критериями, установленными Директивой.

В частности, в рамках первого этапа необходимо провести так называемый «тест на основную цель сделки». Данный тест очень похож на «тест основной цели» в рамках Многосторонней конвенции MLI, которая, как ожидается, будет применяться в Казахстане с 1 января 2021.

Тест на основную цель сделки (Этап 1) 

В рамках данного теста определяется, есть ли основания полагать, что одна из основных целей сделки заключается в экономии на налогах. Причем соответствие обстоятельств транзакции следующим критериям может указывать на наличие вышеуказанной цели (то есть, экономии на налогах):

—   Условие о конфиденциальности сделки и/или условие о вознаграждении в зависимости от налоговых последствий по сделке;

—   Типовая сделка, осуществляемая несколькими компаниями группы (в том числе, с использованием стандартных форм документов);

—   Приобретение убыточной компании для целей использования её убытков;

—   Доход от сделки не облагается налогом или облагается по низкой ставке (включая изменение природы дохода, предполагающее налогообложение по более низким ставкам);

—   Искусственное завышение оборотов по сделке (например, в случае наличия ряда сделок, приводящих к циркуляции денежных средств из и обратно в компанию посредством включения «фиктивных» компаний-посредников и/или системы взаимозачетов);

—   Расход по сделке является вычитаемым из базы по налогу на прибыль в одной юрисдикции, при этом доход по такой сделке не подлежит налогообложению в другой юрисдикции.

Если условия сделки подразумевают соответствие какому-либо из критериев выше, то информация о данной сделке подлежит раскрытию в рамках DAC6. В противном случае следует перейти ко второму этапу тестирования.

Этап 2

 

Данный тест применяется даже если можно прийти к выводу о том, что экономия на налогах не была одной из основных целей транзакции. Тем не менее, если какой-либо из нижеприведённых критериев будет выполняться, о такой сделке необходимо будет уведомить налоговые органы:

—   Доход не подлежит налогообложению одновременно в нескольких юрисдикциях в связи с дублированием вычета в качестве амортизации или под видом освобождения от двойного налогообложения;

—   Структура сделки позволяет избежать требований об автоматическом обмене информацией, и/или осуществляется сделка с непрозрачной структурой владения/ «пустыми» компаниями;

—   В ходе сделки происходит реализация трудно оценимых с точки зрения трансфертного ценообразования нематериальных активов и/или в одностороннем порядке используются так называемые правила «безопасной гавани» (например, когда компания не рассчитывает цену по сделке на основании правил трансфертного ценообразования, а использует лимиты, установленные налоговым законодательством).

Следует отметить, что под указанные выше критерии могут попасть даже достаточно рутинные операции. Например, распределение дивидендов в рамках ЕС и применение освобождений на основании Директивы о дочерних-материнских компаниях, а также локальных освобождений от участия.

Опять же, если какой-либо из критериев Этапа 2 соответствует условиям сделки, то такая сделка подлежит раскрытию в рамках Директивы. Соответственно, сделка признается не подпадающей под действие DAC6, только если она одновременно не соответствуют критериям Этапа 1 и Этапа 2.

Кто непосредственно осуществляет раскрытие информации, и какая информация должна быть раскрыта?

Особенностью Директивы является то, что она вводит требование о раскрытии информации о соответствующих трансграничных сделках, распространяющееся не только непосредственно на участников сделки, но и на третьих лиц.

Так, в рамках Директивы отчитываться по сделке обязаны так называемые посредники (например, банки или консультанты), которые участвовали в разработке, ведении соответствующей сделки или же были осведомлены о ней. К данным посредникам относятся резиденты ЕС, а также компании, имеющие постоянное представительство (учреждение) в ЕС.

При этом налогоплательщик – резидент страны ЕС будет обязан самостоятельно отчитаться по сделке, если посредник отсутствует, находится вне ЕС или же ограничен «профессиональной тайной» в соответствии с местным законодательством (например, адвокаты).

Раскрытию подлежит следующая информация в отношении трансграничных сделок:

—   Данные о налогоплательщиках и посредниках, вовлеченных в совершение сделки;

—   Критерии, которым удовлетворяет сделка;

—   Описание сделки (без описания деталей, раскрывающих коммерческую/профессиональную тайну и т.д.);

—   Дата начала сделки и её стоимость;

—   Описание правил законодательства, на основании которых осуществляется сделка;

—   Данные о лице или стране ЕС, к которым может относиться сделка.

Статус введения Директивы DAC6 и санкции за нераскрытие информации на примере нескольких стран ЕС

В настоящее время Директива уже внедрена в национальное законодательство во многих странах-участниках ЕС, а первой отчетной датой раскрытия информации по сделкам, совершенным в период с 25 июня 2018 года по 1 июля 2020 года, изначально была установлена дата 31 августа 2020 года. Вместе с тем в связи с текущей пандемией COVID-19 ЕС одобрил возможность предоставления странами-членами ЕС отсрочки на 6 месяцев лицам, обязанным подавать отчетность по DAC6 (т.е. каждая страна ЕС сможет самостоятельно решить будет ли такая отсрочка предоставляться компаниям-резидентам данной страны или нет).

Необходимо отметить, что несоблюдение требований Директивы по раскрытию информации может привести к значительным штрафам, размер которых определяется каждым государством ЕС. Для примера предлагаем более подробно рассмотреть статус введения Директивы, а также соответствующие штрафы в ключевых юрисдикциях, в которых осуществляют свою деятельность казахстанские группы.

Великобритания, Люксембург, Нидерланды

Директива DAC6 полностью внедрена в законодательство данных государств. Все эти страны решили предоставить вышеуказанную отсрочку в отношении подачи отчетности на 6 месяцев (т.е. в отношении прошлых сделок, совершенных в период с 25 июня 2018 г. по 1 июля 2020 г., необходимо будет уведомить до 28 февраля 2021 г.).

Размер штрафных санкций может составить (за сделку):

Великобритания от 5 тыс. фунтов до 1 млн фунтов;

Люксембургдо 250 тыс. евро;

Нидерланды – до 870 тыс. евро.

Кипр

Точная дата внедрения Директивы в местное законодательство Кипра пока неизвестна, однако Кипр также выбрал применение соответствующей отсрочки на 6 месяцев. Планируется, что штрафные санкции в рамках директивы будут установлены в размере до 20 000 евро.

Что делать?

Как и указывалось  ранее, действие Директивы DAC6 может коснуться казахстанских групп, имеющих присутствие в странах ЕС, и рекомендуется:

—   Своевременно выявить сделки, подлежащие раскрытию;

—   Наладить взаимодействие с консультантами или иными «посредниками» для согласования того, кто и какую информацию будет раскрывать;

—   Обеспечить раскрытие информации по сделке в соответствующей стране ЕС в установленные сроки.

Как отмечалось выше, каждая страна внедряет Директиву со своими особенностями. В этой связи для решения рекомендованных задач потребуется наличие соответствующего опыта и локальной экспертизы.

Авторы: 

Партнер, Департамент налогового и юридического консультирования, KPMG в России и СНГ Александр Токарев

Директор, Департамент налогового и юридического консультирования, KPMG в Казахстане и Центральной Азии Асия Атекеева

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить