Стоит ли вкладываться в обучение кадров

6057

Как компаниям справиться с дефицитом профессионалов в свете всеобщей цифровизации

ФОТО: © Depositphotos.com/GeorgeRudy

Скорость и масштабность технологических изменений создают риски, связанные с безработицей и растущим неравенством доходов. Это влияет не только на социальную и политическую обстановку в мире, но и на бизнес. По прогнозам McKinsey&Company, к 2030 году порядка 30–40% профессионалов в развитых странах столкнутся с необходимостью овладеть новой профессией или значительно усовершенствовать свои навыки. Работодатели же станут острее ощущать дефицит высококвалифицированных кадров. Эксперты уверены: справиться с этим можно, вкладываясь в обучение собственных сотрудников и создание условий для их профессионального и личностного роста.

Обучить нельзя уволить

Исследования McKinsey продемонстрировали, что кадровый голод – главное, по мнению большинства топ-менеджеров, препятствие на пути внедрения инноваций (особенно связанных с цифровизацией и автоматизацией). 64% опрошенных в США считают, что бизнесу необходимо возглавить работу по сокращению глобального неравенства в навыках и подготовить сотрудников к будущему на рынке труда. К сожалению, их слова часто расходятся с делами: всего треть респондентов указала, что их компании запустили программы по переподготовке персонала, пусть даже в пилотном режиме.

Тем не менее некоторые крупные корпорации уже начали переобучать своих сотрудников. Так, Amazon недавно заявил о намерении потратить $700 млн на обучение 100 тыс. работников, чтобы те могли выполнять более сложные задания. По мнению топ-менеджмента, это поможет людям вырасти профессионально внутри компании: работники складов Amazon, к примеру, смогут занять начальные позиции в департаменте анализа данных. JP Morgan Chase запланировал направить $350 млн в следующие пять лет на развитие востребованных технических навыков в финансовой отрасли, в том числе у своих сотрудников. Walmart уже потратил более $2 млрд на такие обучающие программы, как Walmart Pathways, цель которой – помочь начинающим сотрудникам узнать о бизнес-модели компании и развить мягкие навыки.

Однако для многих компаний выгодность инвестиций в обучение сотрудников неочевидна. Столкнувшись с нехваткой девелоперов для внедрения цифровых новшеств, топ-менеджеры одной крупной страховой фирмы оказались перед выбором: вкладывать в совершенствование навыков действующих работников или просто увеличить ставки зарплаты, чтобы привлечь более образованных специалистов. Как только они подсчитали, какую выгоду принесет им цифровая трансформация, дилемма отпала сама собой. Оказалось, что новшества могут увеличить доходы корпорации на $300 млн в год – такова совокупная выгода, которую принесет рост выручки и снижение расходов в результате автоматизации процессов. Такие перспективы побудили менеджмент инвестировать как в обучение персонала, так и в наращивание зарплатного фонда.

Мы ищем таланты

Перемены на рабочем месте сегодня настолько масштабны, что одним переобучением не обойдешься, утверждают в McKinsey. Возникают совершенно новые задачи, и некоторым компаниям приходится создавать что-то вроде внутренней биржи труда, которая позволяет сотрудникам постоянно перемещаться с позиции на позицию. Что это дает бизнесу? Благодаря подобным акселераторам талантов цели компании можно разбить на ряд задач. Задачи, в свою очередь, вызывают к жизни проекты, куда подбираются наиболее подходящие профессионалы из числа действующих сотрудников. В некоторых случаях переобучать их не нужно, в других акселератор талантов может стать отличной площадкой для получения новых навыков.

Вдобавок к созданию платформы для выявления талантов компаниям необходимо так выстроить кадровую политику, чтобы дать сотрудникам пространство для самостоятельного развития. Помочь в этом могут новые методики в образовании (дистанционное и микрообучение, компьютерные симуляции и игры), а также психологические тренинги, помогающие, например, бороться со стрессом.

Благодаря инновационным подходам к обучению один европейский банк смог сохранить тысячи рабочих мест. Осознав стремительность цифровизации банковской деятельности, топ-менеджмент решил разработать приложение, которое помогло бы сотрудникам овладеть новыми навыками. Приложение оказалось настолько удачным, что банк стал продавать его другим компаниям. Оказавшихся под угрозой сокращения сотрудников трудоустроили в отделах, занимающихся разработкой и продвижением нового продукта. Сокращать никого не пришлось еще и потому, что цифровое обучение сэкономило банку кучу денег, которые раньше уходили на «живые» тренинги, многие из которых проходили в других городах и странах.

К любым изменениям нужно подходить взвешенно и осмысленно. Разумеется, не всем компаниям удастся сохранить все существующие рабочие места. Некоторым сотрудникам будет тяжело переучиться, другие предпочтут уйти к конкурентам или сменить сферу деятельности. Кадровые вопросы – дело щепетильное. С одной стороны, бизнесу необходимо проявлять в них гибкость и человечность. С другой – помнить, что за лояльных сотрудников стоит держаться. Особенно сейчас, когда борьба за таланты сильно обострилась.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить