Кадровый потенциал в цифровом мире

9230

Что пришло вместо агрессивного хантинга

ФОТО: © Depositphotos.com/assumption111

Дефицит специалистов по-прежнему занимает первое место среди угроз для бизнеса. Как показал опрос CEO, агрессивный хантинг профессионалов сошел на нет. Теперь внутри компаний создаются экосистемы, которые позволяют сотрудникам постоянно получать новые знания, необходимые для цифрового мира. Кроме того, сотрудников начали вовлекать в процесс выработки стратегии и тактики компании. Люди становятся частью изменений и успехов организации, «прикипают» к ней. Это помогает не только решать проблему дефицита кадров, но и удерживать «прокачанных» профессионалов.

Расти внутри

В компании Lamoda действует «Лаборатория Lamoda», где специалисты читают лекции на разные темы. Если говорить о технических и цифровых навыках, то любой сотрудник может пройти обучение новой специальности или повысить квалификацию в диджитал-сфере. «У нас работают молодые ребята, не имеющие отношения ни к IT, ни к аналитике. Они самостоятельно или с помощью компании начинают изучать эту сферу и становятся универсальными специалистами», – объясняет генеральный директор Мольдер Рысалиева.

В течение последних лет Raimbek Group оцифровывает свои бизнес-процессы, поэтому учит сотрудников работать в ERP-системах, переводит внутренние коммуникации в удаленный формат. «У каждого нашего торгового представителя есть гаджеты с программами, которые позволяют полностью анализировать работу. Программа определяет количество посещенных в течение дня точек, время, проведенное там, эффективность. В результате нововведения нам пришлось поменять 90% линейного менеджмента, потому что сотрудники получали фиксированную плату, вне зависимости от того, выполнили план или нет. После замены линейного персонала у нас произошло ощутимое увеличение темпов роста бизнеса, – отмечает глава Raimbek Group Раимбек Баталов. – Благодаря программе цифровизации бизнес-процессов мы были полностью готовы к карантину и «удаленке».

«Международный Citibank (в состав которого входит и Ситибанк Казахстан) для повышения квалификации сотрудников все больше использует цифровые решения. Среди них онлайн-платформа Collaborate, объединяющая более 200 тыс. сотрудников компании по всему миру, и Degreed, собравшая вместе разнообразные курсы и учебные материалы. «Кроме того, ежедневно общаясь с коллегами из разных стран, наши сотрудники получают доступ к передовым практикам, возможность обмениваться знаниями и выстраивать широкую сеть профессиональных контактов», – говорит предправления Ситибанк Казахстан Андрей Курилин.

В «GEFCO Казахстан» проводят корпоративные тренинги через онлайн-платформу – по управлению проектами, логистическому инжинирингу, соблюдению норм и требований законодательства. Каждый имеет возможность пройти обучение по направлению своей деятельности. «Результативность и эффективность тренинга зависят от желания самого сотрудника развиваться, – отмечает CEO «GEFCO Казахстан» Эмиль Ашуралиев. – Заинтересованные сотрудники продолжают развиваться в профессиональной деятельности и заметно выделяются на фоне остальных, становятся своего рода «золотыми крупинками», которые впоследствии показывают отличные результаты».

Компания «Марс Казахстан» активно сотрудничает с научными учреждениями. «В рамках корпоративной программы Mars Academy мы работаем с ключевыми университетами, проводим дни открытых дверей, кейс-чемпионаты и другие мероприятия. У нас есть программа для молодых специалистов, в рамках которой ребята приходят в компанию, на протяжении трех лет работают в разных отделах и по завершении становятся менеджерами. Развита система перехода из одного отдела в другой. Более того, если человек хочет быть успешным в компании, он должен поработать на разных позициях, изучить всю цепочку процессов. Широко распространена ситуация, когда сотрудник, отработав некоторое время в отделе продаж в одной стране, переходит на работу в другой отдел или переезжает в другую страну. Таким образом, он получает новые знания, более широкое представление о бизнесе и лучше понимает специфику работы с сотрудниками разных департаментов», – говорит CEO «Марс Казахстан» Михаил Базанов.

Magnum Cash & Carry перестроил работу своего учебного центра. Совместно с властями Алматы и Нур-Султана компания прорабатывает проект по развитию центра компетенций и переквалификации. Цель – создание площадки для оперативного перепрофилирования кадров и их последующего трудоустройства.

Адаптивность сотрудников сейчас приобретает все большее значение в глазах работодателей, которые стремятся выявлять и развивать это качество у персонала. К примеру, на фоне пандемии и глобального экономического кризиса Банк ВТБ Казахстан делает ставку на тех, кто готов быстро адаптироваться к переменам и показывать высокие результаты деятельности в любых обстоятельствах. «Мы адаптировали систему оплаты труда под текущую ситуацию, теперь заработок работника полностью зависит от его результативности», – рассказывает предправления Дмитрий Забелло.

В «Шнейдер Электрик» реализовали программу для развития навыков продавцов, основанную на концепции «трансформационного обучения», где выявляются слабые стороны сотрудника, выстраивается личная программа, идет непрерывная работа с коучем. Руководитель компании Максим Агеев верит, что это даст хороший результат.

Компания «Сименс Здравоохранение» пошла еще дальше: запустила новую систему PLP (People Leadership Practices) и ведет открытый диалог с сотрудниками. «В нашу глобальную коммуникацию заложено согласование целей с сотрудниками на регулярной ежеквартальной основе. Это целая инфраструктура, которая отслеживается на разных уровнях, чтобы синхронизировать ожидания работника и работодателя», – объясняет CEO Михаил Грибов.

Трудности повышения

Как и в любом ином процессе, компании сталкиваются с рядом проблем при «выращивании» профессионалов и удержании талантов. CEO Aitas Group, UKPF Серик Толукпаев смотрит на указанные сложности широко и философски. «Сейчас складывается интересная ситуация с обучением сотрудников. Согласно «Теории U. Лидерство из будущего» (автор Отто Шармер), необходимо работать в плоских структурах, в отсутствие иерархии, не на опыте прошлого, а на опыте будущего. А будущее не сформировано ни в шаблоны, ни в паттерны. Все его навыки основаны на чувственном аспекте, – объясняет Толукпаев. – Учить этому и мотивировать на это очень трудно, потому что наша привычка думать через прошлое создает сложности для изменений на ментальном уровне». По словам собеседника, необходимо учиться визуализировать ситуацию в будущем, затем ставить ее перед собой, осознавая форму и суть, привлекая то, что сработало в прошлом. Если просто переносить все из прошлого в будущее, то велик соблазн ничего не делать. Основной инструмент приобретения новых навыков – это осознанность, спокойный и целостный взгляд в настоящем моменте. Для достижения этого состояния нужно уметь остановиться, почувствовать, а потом уже вывести результат. «Мы начинаем внедрять такое мышление на уровне топ-менеджмента», – заявляет Толукпаев.

Руководитель Epiroc Михаил Балычев в своей компании видит другие проблемы для роста: «Наши сотрудники – механики и супервайзеры – грамотные и толковые люди. В отношении развития персонала нас сдерживает недостаточное знание английского. В целом сотрудники открыты и готовы к обучению. Кардинальная переквалификация сверху вниз нам не требуется. Мы смотрим на направления, где человек хочет развиваться, и выбираем инструменты (менторство, совместные программы), которые помогут ему развить нужные компетенции. У нас такое видение, что человек на 70% должен обучаться самостоятельно, но мы обеспечиваем его «экипировкой для последующего заплыва».

Сотрудники KATKO имеют возможность развивать свои профессиональные навыки внутри компании и продвигаться по карьерной лестнице. «В итоге все стремятся стать частью топ-менеджмента, – говорит СЕО Джерард Фриес. – Я думаю, что в этом отношении мы являемся хорошей школой для менеджеров».

«У нас в штате 1500 сотрудников, примерно 50% приходится на долю линейного персонала, это в основном молодые люди 25–28 лет. В прошлом году текучесть кадров составила 25%, это один из самых низких показателей по индустрии. На мой взгляд, в нашей компании есть изменения к лучшему в сфере совершенствования навыков сотрудников, привлечения и удержания талантливых специалистов. Но в целом по индустрии ситуация оставляет желать лучшего», – констатирует СЕО ABR Аскар Байтасов.

«Санофи Казахстан» инвестирует в сотрудников через внутренние программы развития, тренинги. «В связи со сложной экономической ситуацией людей зачастую мотивирует более высокая зарплата, – говорит руководитель компании Виталий Быстрюков. Даже если им предлагают на 10% больше, они готовы уйти. В такой ситуации нам сложно удерживать сотрудников. Бывает, что квалифицированный персонал, который мы готовим в течение двух-трех лет, нас покидает. Мы принимаем меры по удержанию специалистов. Текучесть кадров у нас в районе 10–12% в годовом исчислении, поэтому наши меры можно назвать успешными».

По-своему решили проблему «обучаем, а они уходят» в Kolesa Group. «Мы были очень толерантны, но в 2020 году внесли в трудовой договор пункт, что человек должен вернуть потраченные на его обучение деньги, если раньше оговоренного срока покидает компанию, – рассказывает глава Kolesa Group Николай Бабешкин. Это повлияло даже не на удержание, а на осознанность в принятии сотрудниками решений. Если человек учится, ты понимаешь: он собирается работать долго».

Самой серьезной проблемой при обучении персонала Евгений Питолин из «Лаборатории Касперского» называет качество работы сторонних организаций, предоставляющих программы повышения квалификации. Поэтому в последние три года департамент тренингов и развития трансформировался из структуры, покупающей контент, в структуру, его формирующую и доставляющую. «Второй момент – сотрудникам надо работать, не всегда есть время учиться; актуальна проблема, связанная с перерывами в производственной деятельности. Третий – способность сотрудников обучаться новым ключевым навыкам. Во многом это зависит от них самих», – полагает собеседник.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить