Кадровая стратегия в цифровую эпоху

13191

Какие вызовы ставит перед казахстанским бизнесом внедрение новых технологий

Фото: © Depositphotos.com/designwork07

Практически все руководители, принимавшие участие в опросе в нынешнем году, отметили возрастающую роль цифровых технологий как одного из факторов, определяющих успех развития бизнеса. Цифровые решения не только революционным образом меняют производственный процесс как таковой, но и создают новую экономику, которая формирует новое поколение работников – амбициозных, понимающих, что технологии стирают границы между государствами, и все чаще выступающих драйверами развития современных предпринимательских проектов. «Рост проникновения интернета в последние пять-семь лет стимулировал быстрое распространение информации. Некоторые истории успеха – Facebook, IPO, продажа Instagram – будоражат воображение молодого поколения. Появилось много молодых людей, которые стремятся работать в IT-компаниях и нацеливаются на это со студенческой скамьи», – отмечает глава Silkway Ventures Алексей Сидоров.

Автоматизированное будущее

В ближайшей перспективе процессы цифровизации затронут практически все специальности. Внедрение автоматизированных решений приведет к тому, что на некоторых участках работы роль человеческого персонала будет сведена к минимуму, что, с одной стороны, выведет на новый уровень производительность труда и качество выполнения работ, с другой – поставит под угрозу существование тысяч рабочих мест. В связи с этим развитие кадровой стратегии в цифровую эпоху уже сегодня становится одним из главных вопросов для руководителей компаний.

Абсолютное большинство казахстанских и зарубежных СЕО – 96 и 91% соответственно – уже сегодня наряду с умениями использовать цифровые технологии развивают у своих подчиненных навыки межличностного общения. 82% глав компаний в Казахстане и за рубежом говорят об автоматизации участков работы. При этом 71% местных респондентов и 67% опрошенных из других стран считают необходимой мерой переподготовку сотрудников на участках автоматизации и активно занимаются этим вопросом, 75 и 66% соответственно организуют для своих сотрудников дополнительное обучение и стажировки.

Генеральный директор Kagazy Recycling Виктория Горобцова отмечает, что компания постоянно организует стажировки и практику, отправляет производственников топ-уровня в Россию, на Украину, в Китай, страны Восточной Европы. «Направлять сотрудников на обучение в страны Западной Европы, США нет смысла, потому что там совершенно другой уровень развития технологий. Мы выбираем государства, в которых технологии производства близки к нашим», – поясняет она. Аналогичной стратегии придерживаются представители других отраслей. «Мы обязаны проводить переподготовку сотрудников, занятых на тех участках работы, которые будут автоматизированы. Мы используем принцип эволюционного развития, без тотальных перемен, поэтому остро перед нами этот вопрос не стоит. Наряду с навыками использования цифровых технологий надо развивать и навыки межличностного общения. Мы живем в то время, когда работа вне команды, за редким исключением, невозможна. Способность быть вместе – такой же мировой тренд, как глобализация», – считает Дмитрий Забелло, председатель правления ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан). По мнению председателя правления «Tele2 Казахстан» Романа Володина, перед бизнесом всегда будет стоять дилемма: переподготовить существующего сотрудника или нанять нового. Практика показывает, что развивать работников, уже состоящих в штате, дольше, но дешевле. «Но если процесс будет автоматизирован завтра, то проще поменять сотрудников, потому что нет времени на обучение», – отмечает спикер. Впрочем, считают некоторые опрошенные, в частности CEO Chocofamily Holding Рамиль Мухоряпов, освоение нововведений, продиктованных автоматизацией, не составит труда, особенно для молодых специалистов.

67% казахстанских респондентов и 60% иностранных уверены, что развитие кадровой стратегии в цифровую эпоху невозможно без пересмотра организации работы HR-департамента. Участники исследования солидарны в том, что робототехника и искусственный интеллект будут способствовать улучшению качества обслуживания – об этом говорят руководители 46% местных и 47% зарубежных компаний. Генеральный директор Arena S Дмитрий Провкин, в частности, уверен, что робототехника и искусственный интеллект могут повысить качество обслуживания клиентов, в первую очередь с точки зрения предоставления информации и сравнения характеристик, данных. Второй важный для клиентов фактор – скорость обслуживания: IT-решения должны помогать быстрее справляться с запросами клиентов.

Преодолеть цифровой барьер

Процесс цифровизации многогранен, и готовность рынка принять современные IT-решения и новые технологии не менее важна, чем стремление компаний внедрять эти разработки. Во многом именно поэтому более чем три четверти казахстанских респондентов – 77% – выразили обеспокоенность навыками использования цифровых технологий в РК. Для сравнения отметим, что среди СЕО, представляющих остальные страны, доля обеспокоенных этим вопросом тоже достаточна высока – 71%.

Как отметили участники опроса, в Казахстане уже проделана серьезная работа по внедрению цифровых решений и некоторые результаты впечатляют. «Я могу с уверенностью сказать, что очень хорошо развит портал электронного правительства – лучше, чем в моей родной Бельгии. Часто бывает так, что развивающиеся страны идут на шаг впереди на пути к трансформациям, в том числе цифровым», – считает председатель правления АО «КЦДС «Атакент» Деннис Ван ден Вейх.

Но не все представители бизнес-сообщества разделяют оптимистичную точку зрения. При этом в первую очередь указывается на неравномерный доступ населения Казахстана к новым технологиям. «В целом по стране наблюдается недостаток использования цифровых технологий. До некоторых населенных пунктов еще даже интернет не дошел, и в век высоких технологий такая ситуация не может не вызывать тревоги», – отмечает Оразхан Карсыбеков, руководитель Kusto Group.

С мнением Карсыбекова согласен и Володин, деятельность чьей компании непосредственным образом связана со сферой IT и цифровизацией. «Недостаток навыков использования цифровых технологий в целом по стране вызывает сильное беспокойство. Относительно уровня их применения в Алматы, Астане и Шымкенте тревоги нет, но если мы посмотрим на ситуацию в регионах, то увидим, что там он все еще очень низок», – говорит предправления «Tele2 Казахстан».

Обеспокоенность навыками использования цифровых технологий в рамках конкретных отраслей испытывают 58% руководителей казахстанских компаний и 75% их зарубежных коллег. Примерно так же выглядит расклад мнений применительно к отдельным компаниям и их топ-менеджменту. В той или иной степени не удовлетворены навыками применения цифровых технологий в своей организации 57% отечественных и 70% иностранных СЕО. 51 и 76% соответственно считают, что могут улучшить собственные знания и навыки в этой области. «В связи со стремительным развитием цифровых технологий наша индустрия и в целом страна испытывают дефицит кадров, обладающих современными и актуальными знаниями, а тем более успешным опытом. Этим же обусловлена высокая стоимость специалистов или аутсорсинговых услуг в данном направлении», – сетует Провкин.

Говоря об отраслевом раскладе, следует отметить, что в банковском, телекоммуникационном бизнесе и других секторах, где уровень использования цифровых технологий традиционно высок, предъявляются более жесткие требования к специалистам и определяющим критерием при подборе кадров становится уровень профессионализма, а не наличие диплома вуза или, например, возраст. По словам Сидорова, в последние годы наблюдается интересный тренд: люди постарше, поработавшие в банковском секторе, телекоме и других отраслях, поняли, что в крупных структурах они не реализуют карьерные амбиции. В результате они ищут возможность трудоустройства в IT-компаниях и стартапах.

В том, что в некоторых вопросах сотрудники старшего возраста могут дать фору молодежи, уверен и Забелло: «Мы эволюционно развиваемся, банковский бизнес находится на пике развития IT, так что возраст специалиста не имеет значения: сотрудник просто не сможет работать, не имея соответствующих знаний».

В условиях дефицита квалифицированных кадров в сфере IT 80% казахстанских руководителей прибегают к сотрудничеству с внешними поставщиками. Такой подход наиболее оправдан в тех отраслях, где IT не является профильной сферой деятельности. «Наша специфика – добывать металл. Все непрофильные активы, на мой взгляд, необходимо отдать специалистам, для которых это является профилем. Например, системы безопасности, настройки базы данных – это очень важно, но прямой добавленной стоимости нам не даст. Эти инструменты облегчения и ускорения процессов мы отдаем на аутсорсинг», – отмечает руководитель компании AltynEx Станислав Рясков.

Некоторые компании прибегают к услугам сторонних поставщиков по причине дефицита или отсутствия необходимых специалистов на рынке. В частности, о нехватке собственных ресурсов для решения бизнес-задач говорит председатель правления Halyk Finance Арнат Абжанов. Компания регулярно привлекает внешних поставщиков, у которых есть глубокая экспертиза в довольно специфической сфере. Поскольку наиболее сильные специалисты в области цифровых технологий для рынка ценных бумаг работают в России и на Украине, последние IT-приложения компания запрашивала там.

Наряду с использованием услуг внешних поставщиков для привлечения специалистов по цифровым технологиям и развития этих навыков у сотрудников местные руководители используют такие инструменты, как модернизация рабочего места (75% респондентов), улучшение пакета льгот и вознаграждений (74%), реализация программ непрерывного обучения и развития (73%), внедрение новых гибких методов работы, например удаленная работа (60%). Большинство компаний, идя навстречу профессионалам в области IT, в той или иной мере сочетают различные подходы. «У IT-специалистов есть запросы с точки зрения обучения, изучения новых продуктов. Мы вкладываемся в это направление и регулярно отправляем людей на обучение. Кроме того, для отдела IT у нас действует проектная система. Не важно, где и когда человек выполняет свою работу; важно, чтобы мы получили результаты в срок и должного качества», – говорит Провкин. К практике стажировок, участия в хакатонах, специализированных конференциях регулярно прибегает и руководство Silkway Ventures, деятельность 80% сотрудников которой так или иначе связана с цифровыми технологиями.

Что касается развития навыков использования цифровых технологий, то для 61% казахстанских руководителей и 52% СЕО из других стран оно связано в первую очередь с управлением собственными аккаунтами в социальных сетях; 54 и 55% соответственно занимаются настройкой используемого ПО и IT-сервисов; 51 и 49% осуществляют контроль используемых цифровых устройств, а чуть менее 50% там и там самостоятельно используют CRM-системы. Кстати, в числе навыков использования цифровых технологий торговлю криптовалютами упомянули 3% казахстанских участников исследования и 7% иностранных.

По словам председателя правления «Ситибанк Казахстан» Андрея Курилина, применение таких технологичных решений, как, например, видеосвязь, позволяет познакомиться с большим количеством бизнес-партнеров из разных стран и экономит ресурсы компании.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить