Качество или количество

7303

Нужно ли строить больше школ

Профессор экономики Стэндфордского университета Эрик Ханушек и профессор экономики Университета Людвига Максимилиана Людгер Вессман пришли к выводу, что качество образования влияет на рост ВВП значительно сильнее, чем количество школ. Их статья «Капитал знаний, рост и восточноазиатское чудо», опубликованная в 2016 году в научном журнале Science, положила конец долгим спорам о том, что важнее – строить больше школ, чтобы больше детей имели доступ к знаниям, или же вкладывать в улучшение качества образования.

Экономисты согласны, что одним из способов стимулирования роста ВВП является увеличение количества школ в стране. Однако при этом они выяснили, что в азиатских странах, таких как Китай, рост населения происходил более быстрыми темпами, чем рост числа школ. И тем не менее «нынешнее поколение китайцев живет в 9 раз благополучнее в финансовом смысле, чем два поколения назад. А в Латинской Америке, где население росло медленнее, чем количество учебных заведений, благосостояние нынешнего поколения увеличилось всего в 2 раза», – констатировали они.

Чтобы подтвердить свою теорию, авторы исследования провели сравнительный анализ качества образования и количества школ в 25 странах. Для оценки качества образования они использовали результаты международного теста PISA. Ученые установили, что качество образования учащихся напрямую связано с ростом ВВП. Кроме того, они выяснили, что количество школ не имеет значительного самостоятельного влияния на рост ВВП без учета качественных показателей, того же теста PISA. Исследователи также отметили, что на человеческий интеллектуальный капитал не оказывает существенного влияния географический фактор, институты или физический капитал страны. Вместе с тем они допускают, что их выводы нельзя применять ко всем странам в мире. Главный вывод – улучшение качества образования в школах, которые охватывают всего 80 процентов детей, экономически эффективнее, чем увеличение охвата школьным образованием до 100 процентов.

В Казахстане, по данным МОН, сегодня функционируют 7,4 тыс. общеобразовательных школ, где обучаются 3,4 млн детей. С 1991 года закрылось 1,4 тыс. школ – в основном из-за процессов урбанизации, это малокомплектные школы в регионах. Одновременно было построено 1,8 тыс. новых школ – в мегаполисах и городах областного значения. Это позволило ликвидировать четырехсменное обучение и сократить дефицит ученических мест. За последние годы в стране открылось 20 Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ), кроме того, по данным Бюро нацстатистики, динамично развивается рынок частных учебных заведений. Так, если пять лет назад действовало 111 частных школ, то в 2019/20 учебном году – 189. При этом планы по строительству школ у государства грандиозные – согласно прогнозным расчетам МОН, к 2025 году появится 800 новых.

В то же время казахстанские школьники никогда не блистали в ходе международных замеров качества образования. За все время проведения PISA наши школьники неизменно набирали меньше баллов по каждой из трех дисциплин (математика, чтение, естествознание), чем их ровесники из подавляющего большинства стран-участниц. Схожие результаты показывали ребята из Аргентины, Албании, Чили и Иордании.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить