Жителям Астаны предложили свободный проезд в автобусах
Ситуацию о введении новой системы оплаты за проезд на общественном транспорте прокомментировала и.о. председателя правления ТОО «Астана ЛРТ» Жанна Акжанова.
Напомним, Асет Исекешев предложил введение новой системы оплаты за проезд на общественном транспорте.
В частности глава города сообщил, что астанчан ждет новый сбор в размере 1,7 МРП (чуть больше 3800 тг.), который будет взиматься с собственников квартир и домов из столичного жилого фонда. И среди пользователей соцсетей мгновенно начались баталии, среди тех, кто теперь сможет экономить на проезде в автобусах и тех, кто и вовсе не прибегает к услугам муниципального транспорта.
Что стоит за нововведением и почему нельзя все оставить по-прежнему разъясняет и.о. председателя правления ТОО «Астана ЛРТ» Жанна Акжанова.
- На общественном слушании партии «Нур Отан» вы представили свое видение по реформированию системы оплаты за проезд на общественном транспорте. И нужно отметить, что это видение разделяют далеко не все горожане, Вы не ожидали такой реакции?
- Идея вынести этот вариант развития на общественный совет и ставила своей целью дальнейшее, более широкое обсуждение среди жителей столицы, т.к. в итоге именно их мнение для нас важно. Сейчас, тем не менее, мы понимаем, что многим людям не ясна суть предложенного механизма, его цели и возможные перспективы. И это можно понять. Мы ведь предлагаем нестандартное решение целого комплекса системных проблем в сфере общественного транспорта, и объяснить все нюансы, плюсы и минусы предложенного механизма в рамках одного слушания или интервью, практически невозможно.
- Все-таки попробуйте более подробно объяснить новую систему. Что в первую очередь должны узнать астанчане об этой программе?
- Мы достаточно долго прорабатывали этот проект и, чем дальше погружались в него, тем больше преимуществ и возможностей для города и жителей открывалось. Начну с самых явных, на наш взгляд, плюсов
Первое: существенное уменьшение стоимости проезда для жителей пользующихся общественным транспортом. При этом, заметное изменение качества автобусов: исправность, чистота, соблюдение ПДД, видео контроль внутри салона, фиксированное время приезда на остановку и т.д. , мы гарантируем такое изменение.
Второе: с государства будет существенно снижена нагрузка в виде необходимого субсидирования общественного транспорта. К тому же мы полностью устраним теневой рынок в этом секторе, а он составляет ни много ни мало 10 млрд тенге. в год.
И третье - для самих перевозчиков будет создана фиксированная и понятная и системы оплаты их услуг, контроль качества их работы будет автоматизирован.
- И какова будет экономия у тех, кто ездит на общественном транспорте в Астане?
- По самым простым расчетам сегодня минимально необходимая сумма в месяц на одного взрослого человека, постоянно пользующегося общественным автотранспортом, составляет порядка 4500 тенге. Это из расчета 50 поездок в месяц по текущему тарифу 90 тенге. Что такое 50 поездок в месяц? Это 25 раз съездить туда-обратно, к примеру, 25 дней на работу и домой. В реальной жизни, конечно же люди тратят намного больше. К слову, стоимость детского проездного билета также составляет 4500 тенге.
Мы же, предлагаем разовый ежемесячный сбор с квартиры или другого объекта ЖКХ, без отсылки на количество жильцов, в размере 3890 тенге или 1,7 МРП. Получается, что с одной квартиры собственник платит только 3 890тг., а свободным проездом пользоваться будут все жильцы квартиры. При этом 6 категорий, в которые попадают инвалиды, пенсионеры и т.д освобождаются от уплаты, при условии что они являются собственниками жилья, а вместе с ними освобождены будут все кто зарегистрирован в квартире.
И абсолютно все жители Астаны будут свободно пользоваться общественным транспортом.
- Как была рассчитана величина сбора в 1,7 МРП?
- Все очень просто, мы запросили средние обороты автобусных парков в год, который составил приблизительно 11 млрд тенге. Сумма сбора в 1,7 МРП в месяц с объектов ЖКХ, где могут быть прописаны люди, дает в сумме приблизительно такой же ежегодный объем.
Все представленные расчеты – приблизительные, они сделаны для того, чтобы определить границы, общее понимание с какими порядками сумм придется иметь дело всем заинтересованным сторонам, в случае принятия предложенного механизма. Точное финансовое моделирование имеет смысл только после одобрения и действительного понимания Обществом в необходимости этого механизма. При этом сумма сбора в 1,7 МРП не будет увеличена в любом случае.
Предложенный механизм уменьшит расходы на семью, которая постоянно использует услуги общественного транспорта как минимум в несколько раз!
- Один из самых часто встречающихся комментариев к этой новости – сообщение от жителей столицы, что они не пользуются общественным транспортом. Так что столь уж необходима эта новая система оплаты?
- Независимые оценки объема пассажиропотока говорят о количестве более 700 000 перевозок в сутки. Это очень много! Сложно сказать, сколько набирается уникальных пассажиров в месяцы при таких ежесуточных объемах, но можно с уверенностью утверждать, что речь идет о большинстве жителей столицы.
- Хорошо, допустим, вы действительно уменьшите расходы малообеспеченных слоев населения. Однако вы может объяснить, почему должны платить этот сбор те люди, которые общественным транспортом не пользуются? Не является ли это ущемлением их прав?
- Справедливый вопрос! Граждане, кто передвигается по городу на личном транспорте, тоже получат льготы за счет этих денег. На первом этапе для них предусмотрены скидки на платные парковки, которые уже в ближайшее время будут установлены в столице. И с улучшением качества общественного транспорта, будет не зазорным проехать и на общественном транспорте, как это делается в развитых странах.
- И все же почему бы не оставить систему общественного транспорта в том виде, что есть сейчас?
- Система общественного транспорта в Астане отнюдь не совершенна. Даже при тех объемах денежных средств, которые выделяются из бюджета, перевозчики недополучают субсидии. А в дальнейшем, чтобы удерживать стоимость проезда на прежнем уровне, объем субсидий придется увеличивать – это просто баснословные суммы. Другими словами перевозчикам просто не хватает денег. Недополученные субсидий, а также отсутствие прозрачной системы денежных потоков провоцирует перевозчиков уходить в теневой рынок.
Это корень всех бед. От этого страдает и качество услуг. Причиной 80% всех жалоб сегодня является погоня перевозчиков за прибылью. К примеру – проезд остановки. Почему это происходит? Потому что перевозчик стремиться к остановке с большим количеством людей и игнорирует остановки, где их мало. Или несоблюдение интервала – понятно, почему. Перевозчики устраивают перегонки за людными местами, что влечет за собой массу проблем в том числе ДТП.
При этом перевозчики стараются экономить на всем. На налогах, на бензине, на ремонте. Это приводит к ускоренному износу автопарка. По нашим расчетам в среднем автобус живет 8 лет, хотя гарантийный срок эксплуатации составляет от 12 лет и более. Сами перевозчики пополнять автопарк не могут, поскольку это требует больших инвестиций. Банк не предоставит кредит перевозчику, так как у них непрозрачная и нестабильная финансовая отчетность.
- И новая система оплаты проезда станет панацеей от всех бед?
- По предварительным расчётам новая система расчётов с перевозчиками, которая будет внедрена параллельно с реформированием оплаты проезда, а именно система учета фактически пройденного перевозчиком расстояния и возмещению затраченных им ресурсов, в среднем сократит объем необходимого субсидирования в 3 раза.
Также мы планируем оборудовать все автобусы системой GPS-трекинга, который позволит систематизировать расписание общественного транспорта, а так же следить за поведением водителей автобусов. В дальнейшем будет разработано приложение, которое позволит каждому отслеживать передвижение любого автобуса. Это большое преимущество в плане комфорта и безопасности.
Мы точно можем сказать, что новая система выведет общественный транспорт из теневого рынка, позволит приблизиться к самоокупаемости, получать кредиты, обновлять автопарки, привести в порядок расписание автобусов.
В общем, сделает все то, что сейчас так необходимо для нормальной работы системы городского общественного транспорта.
Источник: Nur.kz
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook