Агентства по привлечению инвестиций уходят в прошлое

9847

Об этом в интервью Forbes Kazakhstan рассказал председатель правления нацкомпании Kazakh Invest Максат Кабашев

Максат Кабашев — председатель правления Kazakh Invest
Фото: Сергей Волошин
Максат Кабашев — председатель правления Kazakh Invest

В марте 2017 была создана очередная госструктура по содействию привлечению иностранных инвестиций, оказанию помощи зарубежному бизнесу в Казахстане и ведению переговоров от лица правительства – национальная компания Kazakh Invest. Председатель правления Максат Кабашев утверждает, что не хочет, чтобы она стала просто новым бюрократическим органом. В беседе с ним Forbes Kazakhstan попытался выяснить, зачем понадобилось образование Kazakh Invest и чем отличается ее стратегия от стратегии предшественников, что позволит достигнуть эффективности в поставленной цели.

F: Чем было обусловлено создание нацкомпании?

– В последние годы государство сделало многое для привлечения инвесторов в страну. Кроме фискальных и юридических преференций были созданы специальные организации по работе с ними в крупных городах и во всех регионах, готовые помочь на своем уровне и в меру своей компетенции. Но, как это часто бывает, чем больше участников процесса, тем меньше помощь и больше бюрократии. Получилось так, что вопросы, требующие оперативного решения, оказались разбросаны среди различных ведомств и даже в небольшом регионе инвестору приходится одновременно обращаться в разные инстанции за помощью. В итоге снизилась эффективность оказания им услуг. Между тем если серьезный инвестор, не найдя поддержки в простейших вопросах, таких как подведение коммуникаций, получение разрешений и прочее, решит покинуть страну, то больше никогда не вернется. Инвесторы хотят понятных и постоянных во времени правил для ведения своего бизнеса, необходим эффективный механизм обратной связи с государством. Исходя из этого, правительством и был создан Kazakh Invest, а премьер-министр лично возглавил его совет директоров.

Kazakh Invest сопровождает инвесторов на протяжении всего цикла реализации проектов – от оказания визовой поддержки и помощи в работе с государственными органами до организации финансирования и мониторинга реализации проектов. Мы действительно стараемся быть одним, а не еще одним окном для инвесторов. Тем самым механизмом, обеспечивающим обратную связь между инвесторами и государством, простым в управлении, функционально прозрачным и понятным для клиентов. В этом плане мы отличаемся от других национальных компаний: у нас нет многочисленного забюрократизированного штата, у руководства нет помощников и советников, мы легки на подъем и стараемся быстро принимать решения, не тратить время на длинные совещания и презентации. Мы должны помочь инвесторам вложить деньги в Казахстан с максимальным эффектом для обеих сторон.

F: Как известно, Kazakh Invest был создан путем преобразования Kaznex Invest. Что изменилось в работе нацкомпании?

– Мы внедрили матричный принцип: вся компания разделена по отраслям и странам, начиная от блока по привлечению инвестиций и заканчивая блоком по региональной поддержке инвесторов – каждый отвечает за конкретный проект.

По Казахстану в каждом регионе работают несколько наших представителей, имеющих статус внештатного советника акима, что позволяет напрямую доводить проблемы, с которыми к ним обращаются инвесторы. Соответственно, это придает уверенность инвестору, что проблемы будут решены оперативно и эффективно.

Кроме того, у нас есть действующие представительства за рубежом – в США, Китае и Турции, в этом году планируется открытие еще нескольких – в России, Германии, Франции, ОАЭ. Выбор стран не случаен, он основан на анализе связей между потоками инвестиций в Казахстан и общей инвестиционной активностью в определенных географических регионах мира. На наш взгляд, в перечисленных странах действительно есть инвесторы, готовые прийти в Казахстан и открывать здесь бизнес в приоритетных для нас отраслях.

Определив конкретные компании, инвесторов, которые заинтересованы в совместном бизнесе с локальными парт­нерами, мы налаживаем с ними контакты и ведем переговоры. Такой точечный, адресный подход намного эффективнее, чем идти «ковровой бомбардировкой» по всему миру с глобальным пиаром, неоправданно тратить деньги на дорогостоящую рекламу на международных телеканалах, которая не интересна 90% целевой аудитории. Одновременно с этим мы занимаемся вопросом формирования инвестиционного бренда Казахстана и до конца года представим наш подход.

F: И какие индустрии у нас интересны для зарубежных инвестиций?

– Мы определили приоритетные отрасли – нефтехимия, фармацевтическая, инфраструктурные проекты, переработка сельскохозяйственной продукции, машиностроение. Намеренно отказались продвигать хай-тек-проекты, различные модные «цифровые фишки», поскольку этим уже предостаточно есть кому заниматься. Нам нужны проекты и инвесторы в реальных секторах экономики. При этом они должны изначально ориентироваться на производство готовой продукции и ее экспорт, использование современных технологий и качественное повышение общего уровня отрасли.

F: По вашему мнению, что следует изменить для повышения эффективности работы с инвесторами?

– В первую очередь нужно переосмыслить процесс подготовки проектных предложений для инвесторов. Текущий – когда в административном порядке происходит давление на регионы с требованием генерировать проекты, зачас­тую не имеющие самого примитивного экономического обоснования, – показал свою неэффективность.

Для примера: мы получили в наследство список проектов, поступивших на рассмотрение из регионов, и удивились их количеству – более 350. Разработав систему отбора проектов по самым базовым критериям (наличие маркетингового исследования, бизнес-плана, местного партнера и др.), «просеяли» список. В результате количество проектов сократилось до 16, а ведь было потрачено много усилий и средств, прежде чем эти 350 дошли до нас. Очевидно, что именно люди из бизнеса, а не государственные чиновники должны разрабатывать и предлагать проекты.

Наш подход сфокусированный – не распыляться на сотни проектов и избавиться от гигантомании. Если посмотреть динамику инвестиций именно в капитал компаний несырьевого сектора в Казахстане (основной фактор оценки инвестиционной активности в регионе), то за 2016 это всего $200 млн. Поэтому проект с долгосрочными инвестициями в капитал в размере $10–20 млн должен приветствоваться. Каждый инвестор дорог.

F: Как привлечь зарубежных инвесторов в несырьевой сектор?

– Наверное, здесь нет единого рецепта для всех отраслей. Одно понятно – непривлекательно там, где нельзя или сложно заработать.

Инвесторы, принимающие решение, вкладывать ли деньги в несырьевые отрасли в Казахстане, в первую очередь обращают внимание на ограниченность местного рынка и спроса на товары и услуги, технологическое отставание перерабатывающих мощностей, не позволяющее производить товары с высокой добавленной стоимостью, недостаточность квалифицированной рабочей силы и другие хорошо известные проблемы.

Исходя из этого, Kazakh Invest предлагает им анализ привлекательности сегментов отраслей, инвестиционные преференции в рамках проектов, инфраструктурную и операционную поддержку и помощь в продвижении экспорта готовой продукции на более привлекательные рынки.

F: Учитывая, что привлечение инвесторов – это не быстрый процесс, как скоро принимаемые меры дадут результат и каким вы видите будущее компании?

– Общаясь с коллегами, работающими в подобных компаниях по всему миру, хочу отметить, что критика в адрес последних неизбежна, поскольку средний срок реализации инвестиционного проекта, как правило, длиннее среднего срока политических ожиданий. К примеру, срок реализации среднего размера проекта в переработке сельхозпродукции с момента его запуска до производства финальной продукции занимает минимум три-четыре года. Тут необходимы терпение и упорство.

Природа долгосрочных прямых инвестиций циклична, и в данный момент инвесторы предпочитают вкладывать в такие страны и регионы, как США, Китай, ЕС. Согласно данным Программы ООН по торговле и развитию, в прошлом году из $1746 млрд прямых инвестиций только $646 млрд пришлось на страны с развивающейся экономикой.

На мой взгляд, тема IPA (investment promotion agencies) постепенно уходит в прошлое. Сегодня в мире около 200 агентств по привлечению инвестиций и очень высокая конкуренция, при этом серьезного роста объемов прямых иностранных инвестиций не наблюдается.

Многие страны меняют свой подход к привлечению инвестиций на более прагматичный и приходят к тому, что кто-то вместе с инвесторами должен разделять их риски, связанные с ведением бизнеса. Мы изучали опыт российского фонда прямых инвестиций, европейского инвестиционного фонда и других, где государство участвует вместе с инвесторами и вкладывает в капитал по принципу соинвестирования. Такой подход может быть одним из путей развития Kazakh Invest в будущем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить