Из Прииртышья – в викинги

11921

Как уроженка Павлодара запускает стартапы в Швеции

Фото: © Depositphotos.com/kyolshin

Нынешней весной, сообщили отечественные СМИ, 24-летняя уроженка Павлодара Адина Хамитова стала первым казахстанским лауреатом Global Swede Award – престижной премии, которая ежегодно вручается лучшим иностранным студентам, обучающимся в университетах Швеции, за высокие результаты в учебе, достижения в инновационной и предпринимательской деятельности. Кандидатура выпускницы Каролинского университета по всем параметрам соответствовала строгим критериям, предъявляемым к потенциальному лауреату: на протяжении трех лет Адина успешно постигала учебные дисциплины и активно пробовала силы в местной индустрии стартапов.

«У меня никогда не было склонности к точным или естественным наукам, так что со школьных лет понимала, что моя профессия будет связана с решением стратегических задач применительно к разным отраслям. Точно так же я знала, что обучение по программе бакалавриата буду проходить в Европе, хотя практически до самого выпускного вечера не представляла, где именно. Но для себя решила: бакалавриат даст хорошую подготовку, а знания «выстрелят» там и тогда, где и когда нужно», – признается Адина в беседе с Forbes Kazakhstan.

Риск – дело благородное

В 2013 году, получив степень бакалавра в британском Newcastle University, Адина Хамитова вернулась в Казахстан. После непродолжительной работы в одной из частных компаний была принята на должность ведущего специалиста отдела менеджмента научных исследований в Национальный научный кардиохирургический центр в Астане и задумалась над поступлением в магистратуру одного из европейских университетов. «Поработав в сфере управления здравоохранением, поняла, что хотела бы и дальше получать образование в этой области, но возвращаться для продолжения учебы в Великобританию не собиралась. В 2015 году, изучив несколько вариантов, остановилась на Швеции, а из местных вузов выбрала Каролинку – медицинский университет, в котором преподают все профильные дисциплины, от диагностики до заинтересовавшего меня управления здравоохранением», – рассказывает собеседница.

Казахстанская студентка с самого начала планировала совмещать учебу в европейском университете с запуском собственных бизнес-проектов, и для реализации амбициозных планов Швеция, как выяснилось, подходила как нельзя лучше. В стране действует множество инновационных компаний, а Стокгольм называют самым популярным после Кремниевой долины городом для развития стартапов. Перед зародившимися здесь проектами начинающих предпринимателей открывается перспектива выхода на рынки Скандинавских и европейских стран, а то и более масштабные горизонты.

Возможно, отмечает Адина, местные технологии в чем-то уступают американским, но организационная структура на высоте. Для того чтобы создать стартап, не обязательно даже знать шведский язык – достаточно знания английского, наличия хорошей идеи, команды и готовности работать с утра до ночи. На первом этапе начинающие предприниматели представляют проекты членам startup-fellowship, своего рода отборочной комиссии, пройдя которую команды получают свой офис, доступ к тренингам профессоров из ведущих университетов мира; кроме того, им помогают организовать IT-сопровождение. Словом, начинающего старт­апера буквально ведут за руку, помогая сделать первые шаги в бизнесе. На этом этапе дается seed-финансирование проекта в размере 200 тыс. шведских крон (примерно 20 тыс. евро). По мере того как проект набирает масштаб и финансирование начинает исчисляться миллионами крон, иностранным инициаторам стартапов необходимо заручиться поддержкой местных граждан.

«Нам повезло, что в команде изначально были шведы. Мы с будущими шведскими партнерами встретились на одном из множества проводимых в Стокгольме нетворкингов. Их проект, направленный на улучшение качества питьевой воды посредством минерализации и увеличения уровня щелочности, показался привлекательным как минимум по двум причинам. Во-первых, он основывался на принципах профилактической медицины, доказательной медицины и на внедрении технологичных решений; во-вторых, проект был «заточен» на создание не сервиса, а продукта, который мог бы оказаться полезным у меня на родине, ведь в Казахстане проблема качества воды стоит очень остро. Кроме того, нас привлекла возможность участвовать в развитии европейских разработок, а не просто внедрять их», – рассказывает Адина.

В Швеции очень мало знают о Казахстане и о Центральной Азии в целом, поэтому представительнице нашей страны стоило немалых трудов склонить на свою сторону скептически настроенных потомков викингов. В том, что договориться о совместной работе в конце концов удалось, не последнюю роль сыграл научный интерес. Скандинавские специалисты исследовали действие разрабатываемого портативного устройства для очистки воды на пробах, взятых в разных европейских странах, а предложение студентки родом из неизвестного Павлодара дало возможность проверить, насколько успешно европейские технологии смогут улучшить качественные показатели проб питьевой воды, взятых в казахстанских регионах.

Адина Хамитова
Адина Хамитова

Вода – всему голова

Ученые определили, что для организма человека наиболее полезной является вода со слабощелочной реакцией, уровень pH которой колеблется в пределах 7,5–8,2. Продукт, над которым работают инициаторы шведско-казахстанского стартапа, позволит довести показатель щелочности питьевой воды до идеального. Авторы проекта PurpleLife не намерены ограничиваться исследовательской составляющей и поставкой очистительных устройств для отдельных домохозяйств. В их планах – открытие предприятия по производству щелочной воды, соответствующей высоким мировым стандартам, с использованием натуральных компонентов для дизайна самого устройства и его упаковки. Исследовательские работы проводятся в лабораториях Международного Стокгольмского института воды, тестирование устройства – в Каролинском университете; за маркетинговую часть и продвижение готового продукта на рынок, в том числе казахстанский, отвечает команда Хамитовой.

«Шведы подходят к работе очень скрупулезно, несколько раз проверяют полученные результаты. Необходимо, чтобы вне зависимости от первоначальных характеристик воды, которая подвергается обработке, на выходе мы получили качественный продукт с показателем pH на уровне 8–8,2. Пока нам удалось этого добиться с европейскими пробами, а также в большей или меньшей степени с образцами воды из Алматы и Астаны. С пробами из других регионов Казахстана дело пока обстоит хуже», – комментирует собеседница. Не менее сложной оказалась производственная составляющая. Много времени уходит на разработку дизайнерской концепции. Иногда, признается Адина, работа над дизайном оттесняет на второй план даже собственно исследования. Авторы проекта намерены выпускать продукцию в разной упаковке, в зависимости от потребностей целевой аудитории. Водителям, например, важно, чтобы портативное устройство с водой могло удобно разместиться в подстаканнике автомобиля, людям, занятым на производстве, – чтобы материал был резистентен к различным видам внешнего воздействия, таким как грязь и пыль. «В идеале для каждой категории потребителей планируется разработать свой дизайн продукта, а для его производства будут использованы высококачественные экологически чистые материалы. Словом, мы попытаемся воплотить в продукте все положительные характеристики, о которых пишут в лучших книгах по бизнесу», – улыбается Адина.

По ее словам, финансирование PurpleLife оценивается в несколько десятков миллионов шведских крон, соотношение расходов составит 70:30. Все, что касается производственной составляющей, финансирует шведская сторона, предположительно в Швеции же разместится и завод по выпуску самого устройства. В зоне финансовой ответственности команды Адины находится все, что связано с маркетингом, дизайном, продвижением продукта на рынок; если в перспективе совместная технология производства качественной питьевой воды будет внедрена в Казахстане – а инициаторы проекта не исключают такой возможности, – то наши соотечественники возьмут на себя финансирование местной части. «Мы читаем много научных статей, изучаем рынок. В России, например, уже выпускают воду с pH 8,2, но там применяют другие технологии, заливают в бутылки воду, полученную из скважин. Наше устройство, улучшающее характеристики воды, – это новый продукт, и мы не рискнем выпустить его на рынок, пока не убедимся, что оно полностью справляется со своей задачей», – говорит Адина Хамитова.

Еще один стартап, над которым работает команда казахстанской студентки, связан с иной сферой деятельности, но, как рассчитывает инициатор проекта, станет не менее полезным. Проект OpMapping связан с разработкой алгоритма машинного обучения с использованием Big Data и ориентирован на создание цифровой платформы для профессионального развития. Цель стартапа – на одной площадке собрать всю информацию, связанную с образовательными программами.

В том, что нашим школьникам и студентам, планирующим обучение за рубежом, очень не хватает систематизированных данных, Адина Хамитова убедилась на собственном опыте: «В процессе выбора университета я искала информацию в Google, заходила на сайты учебных заведений, тратила массу времени, и в 70% случаев полученная информация не срабатывала. Где-то оказывались не совсем те программы, по которым хотелось бы обучаться, где-то уже заканчивался период приема заявок».

Разработчики стартапа планируют внедрить решение, которое позволит каждому школьнику или молодому специалисту, который введет необходимые данные, получить специальный календарь, в котором собрана информация о подходящих под индивидуальные критерии программах обучения, стажировки или о рабочих проектах. «Выпускник школы, ищущий через наш портал зарубежный вуз, увидит данные не только о том, по каким специальностям ведет подготовку тот или иной университет, но и о сроках подачи документов и благодаря этому не просрочит дедлайн. Люди, ищущие работу, смогут заранее сориентироваться на предмет полной или частичной занятости, специфики будущей деятельности – предполагает ли она активное общение с клиентами или, скажем, канцелярскую работу, и даже получить информацию о местонахождении офиса. Таким образом, будущий студент или сотрудник компании сможет более рационально использовать время, отведенное на поиск места учебы или работы», – рассказывает автор проекта. Второй стартап Адины Хамитовой уже получил поддержку по линии startup-fellowship; в настоящее время команда из трех человек занимается разработкой анкеты. От того, насколько полную информацию представят пользователи, отмечает Адина, зависит оперативность и точность сравнительного анализа, а значит, качество итогового результата. Параллельно привлеченные специалисты в области IT заняты совершенствованием программной составляющей.

В начале лета Адина Хамитова прошла стажировку в европейском офисе Всемирной организации здравоохранения в Копенгагене и, по ее словам, лишний раз убедилась в том, что в свое время приняла правильное решение, начав работу со стартапами. «Школьникам, решившим поступить в зарубежные вузы, я бы посоветовала начиная с 10-го класса читать западную аналитическую литературу, чтобы получить представление о тенденциях, в соответствии с которыми развивается мир, много работать, быть уверенными в себе, ну и, конечно, не бояться пробовать свои силы в новых проектах. Риск оправдывает себя», – уверена она.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить