Зачем нам закон об электронной коммерции?

16533

В настоящее время идет активное обсуждение законопроекта о совершенствовании электронной торговли, подготовленного по инициативе Интернет Ассоциации Казахстана

Объем электронной коммерции может достичь к 2015 году 4% от общего объема ретейла и составить $3 млрд

Ключевых моментов в законопроекте два – налоговые льготы и электронная счет-фактура. Первоочередная задача – введение электронных счетов-фактур для организаций, продающих услуги и товары через Сеть, ввиду того что текущие бухгалтерские требования сильно усложняют бизнес-процессы: после продажи товаров или предоставления услуг через Интернет существует необходимость физического подписания счетов-фактур и прочих сопутствующих документов. Для сравнения: в России уже полтора года действует подобный закон, хотя и не в полную силу, и объем онлайн-торговли в более чем 70 раз превышает казахстанский ($0,2 и 17,3 млрд соответственно).

Второй задачей внесенного законопроекта является послабление налогового режима для электронных коммерсантов. Такие льготы в том или ином виде есть во многих странах. В 1997 году в США еще при Клинтоне был принят закон «О свободе Интернета от налогообложения» (Internet Tax Freedom Act, или ITFA). Запрет на обложение федеральными налогами продлевался дважды, и текущий запрет истекает в 2014 году. Благодаря налоговым преференциям за последние годы интернет-экономика США росла, в разы опережая офлайн, причем даже в кризисные годы. Мы предлагаем отменить НДС на три года для магазина, в случае если покупка прошла через e-commerce. Это решение подтолкнет наших бизнесменов к электронному бизнесу в целом, а вывод из нала части оборота благоприятно скажется на его чистоте. Из майского отчета USAID: 15%-ное увеличение использования электронных платежей приводит к 7%-ному сокращению объема теневой экономики. Сегодня объем электронной коммерции в Казахстане составляет 0,45% от общего рынка ретейла, тогда как в России данный показатель уже превысил 4%. Соответственно, введение налоговых преференций для электронных коммерсантов несильно отразится на поступлениях в бюджет, но в итоге рынок станет более конкурентным, в том числе и благодаря увеличению его привлекательности для бизнеса из стран Таможенного союза.

На снижение НДС удалось уговорить всю рабочую группу по созданию законопроекта в нашем правительстве. Всех, кроме Министерства финансов. Как альтернативу предлагаем им вариант замены «отмены НДС» на право включения интернет-магазинов в Парк информационных технологий (ПИТ), без обязательного физического нахождения в ПИТе, что даст онлайн-бизнесу освобождение от социального (11% от ФЗП) и корпоративного (20% от прибыли) налогов. Мы гибкие – готовы к переговорам.

В целом все еще существует масса преград на пути развития электронной коммерции в Казахстане. Например, недоступность по умолчанию интернет-транзакций для пользователей большинства банковских карт (на 16 млн населения 10 млн карт, из которых более 8 млн закрыто для интернет-транзакций), которые необходимо активировать путем визита в банк. Банки якобы боятся взрыва мошеннических транзакций. Ерунда. Processing.kz работает с банками для преодоления этих преград, и в феврале 2012 года HalykBank открыл все свои 3,5 млн карт для интернет-транзакций, тем не менее случаев мошенничества с картами не увеличилось.

Из новых проблем для e-commerce – обсуждаемый сейчас закон о персональных данных. В своей текущей редакции он представляет опасность для всей электронной торговли в целом, так как предполагает запрет на использование персональных данных (Ф. И. О., телефон, карточка) без письменного согласия (включая ЭЦП). А как прикажете без этих данным работать интернет-магазинам? Как принимать и отрабатывать заказы? У нас уже есть примеры, когда непродуманные законы «убивают» тот или иной сегмент казахстанского бизнеса (вспомните рынок платных SMS, который мы потеряли весной 2012-го). Поэтому, если сейчас активно не выражать свою позицию против этого законопроекта, мы можем потерять и e-commerce – слишком мал пока этот рынок и не все наши законодатели даже подозревают о его существовании.

Электронной коммерции в Казахстане есть куда расти, девять из 10 интернет-транзакций пока уходят за рубеж, тем не менее, по нашим прогнозам, при введении вышеперечисленных мер объем электронной коммерции может достичь к 2015 году 4% от общего объема ретейла и составить $3 млрд. То есть это большой бизнес, в котором пора занимать свои ниши.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить