Все в онлайн. Государство берется за интернет-магазины

19539

Перевод торговых площадок в режим онлайн стал одним из приоритетов для правительства. Во вторник, 18 февраля, на очередном заседании кабинет министров рассмотрел предлагаемые меры по развитию электронной торговли

Иллюстрация: 3D Animation Production Company с сайта Pixabay

Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов отметил, что прогресс в развитии электронной торговли в стране уже очевиден. Так, доля покупателей, оформляющих заказы с помощью смартфонов, в Казахстане приближается к 65%. Объем рынка электронной торговли Казахстана только за прошлый год увеличился в 1,8 раза и превысил 700 млрд тенге. Ее доля в общей розничной торговле увеличилась почти на 1% и составила 3,7%.

- При этом более динамично развивается внутренний рынок. Объем покупок на казахстанских интернет-магазинах составил 422 млрд тенге, на международных интернет-площадках – 280 млрд тенге. Количество покупок возросло до 40,5 млн посылок. При этом основной рост – более чем в 2,5 раза - произошел на внутреннем рынке, составив 22 млн штук посылок. В 2019 количество активных покупателей выросло на 72% и составило 3,2 млн человек, - перечислил Султанов.

Сегодня в стране действуют более 2 тыс. интернет-магазинов. Вместе с тем, заметил министр, для получения налоговых льгот в виде освобождения от уплаты подоходного налога зарегистрировано всего 579 интернет-магазинов.

- Поэтому важно, не ужесточая регулирование, принять меры по стимулированию легальной деятельности этого сектора, так как тренды, как вы видите, показывают двузначные темпы роста, - отметил Султанов.

Оборот товаров и услуг в стране постепенно выходит из тени. Такой вывод сделан на основе того факта, что за 2019 год объем безналичных платежей увеличился в 2,3 раза и составил около 14,4 трлн тенге. Этот рост «обусловлен развитием инфраструктуры торговых POS-терминалов, выходом на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулированием банками клиентов через бонусы и кешбэки, а также активным использованием безналичной оплаты на всех видах общественного транспорта».

Султанов напомнил, что в 2019 разработана и принята Дорожная карта по развитию электронной коммерции на 2019-2025 годы. Документ предусматривает три ключевых направления: наращивание экспорта в электронной торговле; вовлечение отечественных предпринимателей в электронную торговлю и развитие инфраструктуры; защита прав потребителей и продвижение электронной торговли.

Министерство со своей стороны активно поддерживает бизнес, желающий развивать онлайн-коммерцию. Так, уже оказана прямая поддержка по продвижению на интернет-платформах начинающим и опытным предпринимателям. Отобрано 50 компаний для предоставления доступа на международную платформу в качестве «золотого поставщика» (такой статус обеспечивает доступ к глобальной аудитории, возможность комплексного продвижения внутри маркетплейса). Из этих компаний 22 уже зарегистрированы и в этом году планируют реализовать казахстанскую продукцию на общую сумму более $28 млн с созданием дополнительных 83 рабочих мест.

- Вместе с тем, принимая во внимание, что в 2019 году экспорт казахстанских товаров через электронную торговлю стремительно вырос и составил $5 млн, в рамках Правил возмещения затрат экспортеров также была предложена поддержка в виде оплаты до 60% от понесенных расходов на проведение процедур, связанных с регистрацией на электронных торговых площадках, - уточнил Султанов.

Принимаются также меры по привлечению международных платформ в Казахстан, в частности, подписан меморандум с международной компанией Wildberries о реализации инвестиционного проекта. Результат - 21 казахстанская компания уже реализует 594 вида товаров на этой платформе в России, Беларуси, Кыргызстане и Армении.

- В ближайшем будущем география сбыта расширится в страны ЕС. В рамках инвестиционного проекта запланировано привлечение инвестиций в размере 14,8 млрд тенге, которые будут направлены на строительство логистических центров в городе Алматы площадью 50 тыс. кв. м, - подчеркнул Султанов.

Для ускорения реализации этого проекта он попросил главу правительства Аскара Мамина поручить включить в перечень приоритетных видов деятельности СЭЗ ПИТ «Алатау» розничную торговлю через интернет, складские услуги, транспортную обработку грузов, а также ускорить процесс выделения земельного участка для строительства логистического центра на территории СЭЗ ПИТ «Алатау». Султанов подчеркнул, что ожидаемый эффект от реализации проекта – это создание 2 500 новых рабочих мест, а также сокращение расходов отечественных производителей на хранение и доставку товаров.

Впрочем, одним центром на территории СЭЗ министерство ограничиваться не будет. Сегодня уже налажена работа 3 фулфилмент-центров в городах Нур-Султан, Алматы и Актобе, которые ежедневно обрабатывают более 350 тыс. почтовых отправлений. К 2025 году их количество будет увеличено до 19, что позволит нарастить объемы почтовых отправлений до 82,8 млн штук и обеспечить услугами более тысячи интернет-магазинов. Кроме того, в планах - полная цифровизация сети агрологистических и оптово-распределительных центров. При этом на их базе будут созданы электронные торговые площадки для фермеров и оптовых покупателей.

Создание отечественных цифровых торговых площадок министерством поддерживается. Султанов пояснил, что сегодня на рынке функционируют 13 развивающихся казахстанских торговых площадок. Такие маркетплейсы, как kaspi.kz, flip.kz, chocofamily, mechta.kz и другие, имеют порядка 20 категорий товаров и услуг. 

- В целях развития торговли продовольственными товарами оказана поддержка по разработке электронных платформ Onay Bazar и HappyFood.kz. Они позволяют потребителю купить товар, не выходя из дома. Например, морковь на рынке стоит 100 тенге, а цена на Onay Bazar – 85 тенге. В целях сбыта отечественной продукции фермерами по выгодным ценам разрабатывается платформа Agro Labs. В целом мы полагаем, что цифровизация торговли позволит снизить цены на продукты питания, а также сделать ценообразование прозрачным, - объяснил министр.

Глава правительства по итогам обсуждения поручил выработать меры по расширению экспорта казахстанской продукции через электронные площадки, проработать механизмы развития инфраструктуры, продолжить работу по обучению и повышению квалификации по востребованным специальностям и акцентировать внимание на обучении предпринимателей аспектам эффективного ведения электронной торговли.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить