Вне офиса

6494

Как финансовые услуги уходят в виртуальную реальность

Фото: © Depositphotos.com/everythingposs

 

Младший сотрудник отдела валютных продаж американского офиса Deutsche Bank AG по ошибке перевел на счет хедж-фонда своего клиента $6 млрд. Ошибка была обнаружена банком, и уже на следующий день кредитное учреждение вернуло свои деньги. Об этой транзакции, которая могла привести многих людей к нервному срыву, рассказывает Financial Times.

Подобные случаи ошибочных действий сотрудников – лишь малая часть айсберга под названием «человеческий фактор», от которого страдают и клиенты, и сами банкиры. Темп жизни увеличивается, поэтому потребители ждут от банков молниеносных решений, удобных сервисов, стабильного доступа к своим финансам, возможности ими управлять в любое время и из любого места. Каждый сбой, задержка, отсутствие сервиса являются негативным опытом для клиента и заставляют его задуматься о поиске лучшего поставщика финансовых услуг. Поэтому передовые банки максимально автоматизируют свои процессы, упрощают их, делают понятными и близкими любому пользователю. Автоматизированный мобильный банк на расстоянии вытянутой руки – это не организация будущего, а требование сегодняшнего дня.

«Помимо оптимизации затрат информационные технологии играют все большую роль в конкуренции на банковском рынке. Причем речь идет о соперничестве не только между традиционными банками, но и со стороны организаций, которые переходят в эту сферу из смежных или удаленных отраслей, – говорит глава представительства VMware (крупнейший глобальный разработчик программного обеспечения для виртуализации, Калифорния, США) в России и странах СНГ Александр Василенко. – Например, телекоммуникационные компании, государственные организации вроде почтовой службы. Также это могут быть игроки, у которых вообще нет классических отделений, только интернет-присутствие. В частности, интернет-компании и даже производители «железа», например Apple, предлагающий переводы платежей через свои системы. Большинство из них используют именно информационные технологии как главный дифференциатор. В данном случае банковским «отделением» является интернет-страница или приложение на смартфоне, нет необходимости поддерживать деятельность большого количества региональных отделений, каждое из которых со своей архитектурой и персоналом.

сегодня в обращении находится 16,6 млн пластиковых карточек – на 500 тыс. штук меньше, чем в прошлом году

Чтобы противостоять новым высокотехнологичным конкурентам, банкам нужна гибкая ИТ-инфраструктура, а значит, технологии программно определяемых центров обработки данных и классическая виртуализация как для серверов, так и для сетей и хранения данных».

Все на карту

Казахстан пока отстает по проникновению виртуальных банковских услуг от мировых лидеров, но находится в русле тенденций. Местные банки предлагают клиентам все больше новых услуг, которые упрощают взаимодействие. Потребители в свою очередь позитивно воспринимают новинки и откликаются активным их использованием. Об этом косвенно говорит статистика использования пластиковых карт в стране.

Так, по данным Национального банка, на сегодня в обращении находится 16,6 млн пластиковых карточек, что на 500 тыс. штук меньше, чем в прошлом году. Уменьшилось и число их держателей – на более чем 200 тыс. человек, до 14,5 млн. В то же время увеличилось число карточек, находящихся в активном пользовании, – на 200 тыс. штук. То есть растет пользовательский опыт клиентов банков и карточками расплачиваются все больше. Об этом же говорит рост числа отечественных предприятий, которые принимают «пластик» – за год почти на 8 тыс., до 39,6 тыс. Еще более стремительный рост произошел в сегменте POS-терминалов – на 13 тыс., до 70 тыс. штук.

Эти цифры говорят о том, что казахстанцы готовы использовать карточку как пропуск в виртуальный банкинг, отходя от схемы «получил зарплату – обналичил – потратил».

Виртуальный тенге

Интернет-банкинг, мобильный банк – обязательный сервисный элемент любого современного кредитного учреждения, который в Казахстане до сих пор называют отталкивающим словосочетанием «система дистанционного банковского обслуживания (ДБО)». Банкиры нынче в один голос говорят, что развитие виртуального банкинга является для них приоритетным направлением.

Фото: © Depositphotos.com/albertyurolaits

«Казахстанцы используют современные телекоммуникации и интернет, большое количество электронных устройств, что позволило нам оптимизировать затраты на проведение операций, перемещая их за пределы банковских офисов и отделений, – рассказывает член правления по инновациям и техническому развитию Банка Хоум Кредит Валерий Цой. – Развивая банковский сервис, мы в большей мере сконцентрированы на эффективности использования технических средств, а не на их количестве. Так, в ходе расширения филиальной сети использовались новые технологии, так называемый тонкий клиент, что позволило сократить издержки. По всему Казахстану было установлено 274 наших терминала и 40 банкоматов, которые обслуживают клиентов, в том числе без карт, непосредственно по депозитным и текущим счетам. Здесь есть серьезный потенциал для развития. Подобными устройствами будут оборудованы все точки присутствия банка и центры самообслуживания. Развивая онлайн-системы и терминальную сеть, мы приобретем до конца года еще 37 банкоматов и несколько терминалов для выдачи кредитов – кредитоматов».

мы установили 274 терминала и 40 банкоматов, которые обслуживают клиентов, в том числе без карт 

Некоторые банки идут по интенсивному пути увеличения числа поставщиков услуг, которыми можно воспользоваться, не отходя от компьютера. «Для физических лиц в банке действует система StarBanking, которая позволяет управлять своими финансами из любой точки мира, с различных устройств, подключенных к интернету. Она представлена и как веб-приложение, и в мобильной версии на платформах iOS и Android, – сообщили Forbes Kazakhstan в Банке ЦентрКредит. – У нас самый большой в Казахстане список поставщиков товаров и услуг, в адрес которых можно совершать платежи, – более 1600. Для подключения к системе необязательно быть держателем платежной карты БЦК, достаточно иметь текущий или депозитный счет в нашем банке».

Последнее обновление Homebank от Казкоммерцбанка показало, что банкиры движутся не только по пути расширения списка финансовых услуг, которые можно получить с помощью компьютера или смартфона, но и к тотальному упрощению процедур. Не посещая отделение банка, можно открыть или закрыть депозит, погасить кредит, провести конвертацию валют, оплатить коммунальные счета, приобрести авиабилеты, забронировать гостиницу, заплатить штраф за нарушение ПДД и т. д. – сотни услуг. При этом Казком улучшил навигацию в Homebank и сделал более дружественным интерфейс.

«Казахстанским компаниям еще есть над чем работать в плане виртуальных сервисов для своих клиентов. Например, в США за некоторые продукты банка уже можно платить при помощи «умных часов». Здесь важно не поддаться ложным ожиданиям и объективно оценить, какие технологии будут адекватно восприняты казахстанцами, а с какими нужно подождать, чтобы аудитория «созрела», – отмечает председатель правления Евразийского банка Майкл Эгглтон. – Как раз этим у нас занимается известная компания Monitise Create, которая должна оценить уровень проникновения цифровых технологий в казахстанское банковское дело и предложить что-то новое и своевременное. Нам важно понять, к чему готов рынок. Например, несколько лет назад, когда мы разрабатывали мобильный банкинг, основное опасение было относительно того, что в Казахстане нет достаточного количества смартфонов и услуга не «пойдет». Но наш расчет оказался верным».

Казахстанским компаниям еще есть над чем работать в плане виртуальных сервисов для своих клиентов

Помимо мобильного банкинга Monitise Create занимается в Евразийском унификацией интерфейсов всех цифровых продуктов. Клиент не должен блуждать по экрану банкомата, терминала, интернет-банкинга в поисках необходимого пункта меню. Все должно быть понятно на интуитивном уровне, при этом на всех дисплеях должна быть одна и та же привычная картинка.

Отчет из бюро

В будущем большинство финансовых и околофинансовых услуг люди будут получать практически моментально. Например, знание статуса своей кредитной истории – немаловажный пункт в жизни каждого человека, с учетом того что более 50% работоспособного населения имеют действующие кредиты и в среднем на одного казахстанца приходится 1,5 кредита. «Каждый активный потребитель финансовых услуг должен просматривать свою кредитную историю на предмет корректности данных, наличия сомнительных займов, просроченных платежей. Особенно актуально это сейчас, так как участились случаи оформления кредитов по мошенническим схемам на третьих лиц, – пояснили Forbes Kazakhstan в Первом кредитном бюро (ПКБ). – Сегодня получение персонального кредитного отчета один раз в год для казахстанцев – бесплатно. Это можно сделать в отделениях ЦОН, на порталах электронного правительства и ПКБ. При этом можно оформить имейл- и SMS-подписку на изменения в кредитной истории».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить