Вам сюда!

7812

Какие на интернет-рынке имеются свободные ниши, куда стоит вкладывать деньги

Фото: © Depositphotos.com/pressmaster

Неразвитость казахстанской электронной коммерции – это не повод посыпать голову пеплом, а основа для развития, считают эксперты. Куда же следует двигаться онлайн-бизнесу?

Манарбек Абенов, заместитель руководителя дирекции корпоративных продаж АО «Казпочта», предлагает для начала посмотреть, какие события определили развитие e-commerce в прошлом году и в первой половине 2015 года. «Прошлый год прошел в ключе «Девальвация – драйвер интернет-магазинов». После падения тенге люди стали сокращать свои расходы. Это привело к тому, что они обратили внимание на онлайн-магазины, где цены ниже, чем в офлайне. Второе событие – девальвация рубля. Она побудила людей покупать товары в России. Но так как не все смогли поехать, то стали пользоваться услугами интернет-площадок, – отмечает собеседник . – Также с каждым годом смартфоны становятся доступнее, что позволяет упростить процесс покупки: достаточно установить мобильное приложение любимого магазина или сервиса».

Бекеш Курмангалиева, глава инфокоммуникационного холдинга «Зерде», считает, что на поведение потребителей будет влиять и другой фактор – уровень проникновения интернета: «У нас есть амбициозные планы довести до села ШПД (широкополосный доступ в интернет), что увеличит клиентскую базу e-commerce. Посетителями интернет-магазинов станут практически все жители Казахстана».

Что касается «поведения» самих магазинов, то они стали укрупняться (например, холдинг Chocofamily приобрел Intermarket.kz) и расширять ассортимент. «В интернет-магазинах поняли: для покупателей привлекательными становятся площадки, где можно купить все сразу. Flip.kz – один из ярких примеров. Если раньше они делали акцент на реализации книг, то теперь позиционируют себя как продавцы товаров для детей, дома и т. д.», – указывает Абенов.

Развиваться e-commerce помогают продукты БВУ (банки предоставляют бизнесу мобильные POS-терминалы, через которые, например, клиент может оплачивать картой доставленный товар) и компаний, устанавливающих постоматы. «АО «Казпочта» тоже установило постоматы – автоматизированные терминалы, которые предназначены для передачи посылок клиентам интернет-магазинов.

«Покупатели теперь могут получить посылку в удобное для них время, – говорит Абенов. – Кроме того, мы запустили для онлайн-торговцев модуль API, который позволяет получать в онлайн-режиме информацию о тарифах по пересылке».

Уроки географии

Развитию интернет-магазинов с доставкой способно помочь появление сильной логистической компании, считает президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ) Константин Горожанкин: «В нынешнем топ-50 крупнейших интернет-компаний всего 14 магазинов, доставляющих товар покупателю. Это очень мало, потому что во всем мире они занимают большую долю рынка e-commerce. Ситуация объясняется тем, что в Казахстане слабо развита логистика для интернет-магазинов».

По мнению собеседника, рынку требуется игрок, который будет специализироваться только на онлайн-торговцах. «Казпочта» эту роль, полагает Горожанкин, не вытянет: у нее много других функций помимо доставки товаров. Но сила национального оператора в том, что он присутствует в селах и городах с населением ниже 100 тыс. человек, куда другие игроки заходить не будут.

«Если большим магазинам удается выстраивать логистику за счет объемов, то небольшим и средним это не под силу, – констатирует президент АКИБ. – Когда у последних возникает необходимость доставлять более 10 заказов в день, они начинают «зашиваться». Если обращаться в DPD или «Казпочту», то стоимость заказа и время доставки сразу меняются в сторону увеличения».

Поэтому в ассоциации надеются, что в Казахстане появится сильный логист и рынок «взлетит». Положительный пример перед глазами: несколько лет назад, когда в России и на Украине появились компании, которые занимаются исключительно доставкой онлайн-покупок, рынок там вырос за год в 3 раза.

Как замечает Горожанкин, логистику нужно развивать не только внутри страны, но и за ее пределами. «12 августа президенты Казахстана и Кыргызстана сняли таможенные границы в связи с вступлением последнего в ЕАЭС. Получается, всего в 200 километрах от Алматы появился мегаполис с населением почти 1 млн человек – Бишкек. Для владельцев интернет-магазинов это серьезный рынок. Мы можем завоевывать его так же, как нас все эти годы завоевывали российские Lamoda и KupiVIP», – говорит президент АКИБ.

Обеденный перерыв онлайн

По прогнозам Манарбека Абенова, доверие к интернет-магазинам со стороны клиентов будет расти. Поэтому игрокам придется серьезно конкурировать между собой, предлагая новые сервисы, как это сделала, например, Lamoda, запустив в феврале 2015 года функцию онлайн-оплаты с помощью банковских карточек.
В то же время директор ТОО «1С-Битрикс Казахстан» Сармантай Касенов указывает на то, что у нас пока отсутствует критическая масса интернет-магазинов, поэтому отсутствует и соревновательный момент. «Никто не может сказать достоверно, сколько у нас реально продающих площадок. Пару лет назад в ходу была цифра в 400 онлайн-магазинов.

Появление сильной логистической компании, которая будет заниматься исключительно доставкой интернет-покупок, даст возможность вырасти онлайн-рынку в разы

Пусть сейчас их количество увеличилось до тысячи, это все равно мало для страны с населением в
17 млн человек. Для примера, в России проживает около 150 млн, а онлайн-магазинов, по разным оценкам, от 40 до 50 тыс. Еще один фактор – основные продажи в интернете делают компании, для которых определяющим является бизнес в офлайне. Все это приводит к тому, что особой конкуренции в e-commerce нет», – говорит он.

Отсюда плохое качество сервиса – незнание своего товара, проблемы с доставкой, невысокий уровень коммуникации с покупателями. В некоторых сегментах казахстанским интернет-магазинам достаточно сложно конкурировать с зарубежными по ценам и ассортименту.

«Между тем именно возможность локально обслужить клиента могла бы стать конкурентным преимуществом отечественных магазинов, – полагает Касенов. – Сегодня же встречаются удивительные вещи при обслуживании клиентов – берут деньги за самовывоз товара, доставку часто подстраивают под удобство магазина, а не клиента. Или такой пример: недавно коллега прислал мне линк с комментарием: «Изучаем онлайн-ретейл Казахстана: в одном интернет-магазине есть обеденный перерыв!» Неудивительно, что всего 11% местных пользователей совершают оплату услуг и покупки через интернет».

Тем не менее, по данным Нацбанка, население все охотнее платит картами, в том числе онлайн. На
1 июля 2015 года число «карточников» достигло 14,5 млн (по сравнению с 1 июля 2014 года рост на 1,3%). В июне 2015 года объемы транзакций с использованием платежных карт казахстанских эмитентов составили 687,4 млрд тенге (рост по сравнению с июнем 2014 года на 3,2%). Количество транзакций за июнь 2015 года составило 22,9 млн, увеличившись по сравнению с июнем 2014 года на 10,2%. При этом рост количества и суммы безналичных платежей составил 31,7% (7,1 млн транзакций) и 3,6% (объем 83,6 млрд тенге) соответственно. Эти показатели говорят о том, что у виртуальных торговцев есть перспективы.

Но куда им двигаться? «Наш рынок во многом формируется за счет нематериальных товаров – продаж авиа- и железнодорожных билетов, скидочных/купонных сервисов, оплаты услуг, – констатирует Касенов. – В той же России в 2013 году из общего оборота в $16 млрд на долю материальных товаров пришлось порядка 70%, в топ-5 товарных категорий по долям в обороте вошли телефоны, планшеты и другая электроника, одежда для взрослых, техника для дома, в том числе бытовая, ноутбуки, компьютеры и комплектующие, товары для детей, детская одежда и обувь».

В российских интернет-магазинах покупают автозапчасти, мебель, стройматериалы, медицинские и зоотовары, товары для спорта и так далее, вплоть до бытовой химии. «Так что ниш для электронной коммерции в Казахстане достаточно. Как и в любом бизнесе, важнее построить такую стратегию, чтобы именно этот магазин в этой нише стал самым успешным», – уверен собеседник.

Заработать на информации

Тренд последних двух лет – активные онлайн-покупки билетов и гостиничных услуг – продолжит изменять сферу туризма. «Уже выросло поколение, которое понимает, что пакетные туры удобны только для путешествия в Турцию, другие лучше формировать самостоятельно, оплачивая билеты и номера в гостиницах онлайн. К тому же после ряда банкротств у людей подорвано доверие к турфирмам, что тоже способствует развитию так называемого онлайн-туризма», – отмечает Манарбек Абенов.

Повседневные покупки в развлекательной сфере также переходят в онлайн. «Легче билет на премьеру купить через интернет, чем ехать куда-то и стоять в очереди. Этот тренд уловили, например, в ФК «Кайрат». На матч с «Бордо» через интернет они продали за три дня более 10 тыс. билетов (это полстадиона)», – приводит пример представитель «Казпочты». Будет расти и число «покупок на ходу», или микропокупок. Это, по словам Абенова, произойдет после принятия законопроекта о платежах и платежных системах, который предусматривает возможность оплаты списанием денег с баланса мобильного телефона.

Проект open data позволит  создавать коммерческие сервисы на основе государственной информации

Бекеш Курмангалиева отмечает смещение IT-отрасли в сторону сервисов: «Идет трансформация в квазигосударственном и государственном секторах. Госорганы и суперпровайдер, созданный для обслуживания ФНБ «Самрук-Казына», не будут больше покупать оборудование и лицензии, а станут закупать только IT-сервисы у игроков рынка».

У «Зерде», по ее словам, есть хорошая инициатива для бизнесменов – проект Open data. Как только будет принят соответствующий закон, холдинг начнет раскрывать государственные данные, в публичном доступе появятся все неперсональные данные с привязкой к регионам (адреса детских садов, школ, больниц и т. д., информация о преступности, заболеваемости, смертности, погоде, ландшафте и т. д.).

Что это означает для рынка? «Все IT-компании смогут пользоваться государственными данными. Если комбинировать их, на этой базе можно создавать коммерческие сервисы. Например, для родителей может быть открыт сервис поиска школ по ряду параметров: расстояние от дома, наличие прямых автобусных маршрутов, время в пути, специализация и т. д.», – подает идею потенциальным стартаперам Курмангалиева.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить