«Специалист по SMM ушел на зарплату $62500 в месяц»

29303

Social media marketing (SMM) как инструмент привлечения внимания к продукту через социальные платформы появился на казахстанском рынке относительно недавно. Партнер консалтинговой компании Margo&Partners, маркетолог Денис Казановский рассказал Forbes.kz, как найти хорошего socialmedia-менеджера, сколько ему платить и какие задачи перед ним ставить

Фото: Андрей Лунин
Денис Казановский.

Как проще достучаться до конечного потребителя

F: Денис, чем обычное продвижение в интернете отличается от SMM?

- Если схематично, то традиционное продвижение продукта в интернете – это информирование о нем на сайте компании c рекламой или без нее. Когда мы применяем SMM, в соцсетях образуется группа, куда входят клиенты, которые уже пользуются продукцией фирмы или могут воспользоваться. Интерес людей к продукту, услуге и тому, что происходит в группе (то, что называется «вовлеченность»), - это основной связующий элемент группы в социальных медиа. То есть на сайт может зайти кто угодно, а вот в группах по большей части «сидит» целевая аудитория. С помощью SMM достаточно легко достучаться до конечного потребителя, проще создать группу лояльных потребителей, донести информацию до клиента, повысить узнаваемость бренда.

К тому же у человека в виртуальном мире пока не включается фильтр, который срабатывает, когда он идет по улице: ведь наружную рекламу мы уже все давно не замечаем.

F: На какое место в рейтинге инструментов маркетинга вы бы поставили social media marketing?

- У компании-ритейлера Walmart (крупнейшая в мире розничная сеть, в которую, по состоянию на 2012, входит более 10 тыс. магазинов в 27 странах мира. - F) для каждого магазина есть 564 способа привлечения клиента, у моей компании - 157. Среди них, конечно же, есть и SMM. Но я бы не стал ранжировать способы: каждый важен сам по себе, они дополняют друг друга, но не заменяют. В социальных сетях можно выставлять видеопродажники, аудиофайлы. Допустим, в соцсети «ВКонтакте» зашит отдельный инструмент - можно собирать электронные адреса участников группы. Если бизнесмен использует email-маркетинг, то для него это дополнительная возможность контактировать с целевой аудиторией.

F: Могут этим продвижением заниматься пиарщики или маркетологи?

- А вот это главная ошибка: руководители компаний думают, что это могут делать названные вами специалисты. Но у пиарщиков и маркетологов своих обязанностей хватает, а SMM нужно заниматься каждый день: ведь люди приходят в группы общаться, и это общение надо поддерживать, подогревать, направлять.

В США и России в крупных компаниях под этот способ продвижения создают целые отделы. Там работают как минимум три человека: начальник, который пишет стратегию, и два исполнителя. В Казахстане я не знаю ни одной фирмы, где был бы создан отдел social media marketing. Хотя в том же Beeline, Kcell должны сидеть подконтрольные лояльные люди, которые будут работать только на соцплатформах.

«SMM - новая сфера деятельности, поэтому за нее берутся все кому не лень»

F: Сколько стоит работа менеджеров соцсетей?

- Я знаю одного специалиста по SMM, который ушел в крупную российскую компанию на зарплату в 2 млн руб. ($62500) в месяц. Но у среднестатистического специалиста в этой области, конечно, другие заработки. Конкретные исполнители (как правило, это фрилансеры) получают 120-150 тыс. тенге в месяц, их руководитель имеет чуть-чуть большую зарплату плюс бонусы. Если же заказчику не нужна команда, которая постоянно работает в соцгруппе, и он хочет лишь собрать побольше подписчиков, то за одного подписчика он может платить 25-50 тенге.

F: Где взять специалистов по SMM?

- В России, где этот рынок более развит, в вузах даже хотят ввести отдельные курсы по SMM. Так как у нас это сфера пока в зачаточном состоянии, то неизвестно, когда при наших институтах начнут обучать таких спецов. Поэтому, если компания может себе позволить, ей нужно найти на рынке подходящего человека, посадить его на зарплату и взращивать на российских и американских курсах SMM. Сейчас таких обучающих программ - тысячи, подавляющее их большинство проходит онлайн.

Если у фирмы нет такой возможности, то можно брать SMM-компанию на аутсорсинг. Я не могу назвать казахстанские агентства, которые хорошо работают в этом направлении. Это новая сфера деятельности, поэтому за SMM берутся все кому не лень. Но те же российские фрилансеры и агентства работают намного эффективнее, а за заказ просят примерно так же, как и наши.

F: Как отличить профессионала SMM от самозванца?

- Профессионал должен, что называется, жить в интернете, знать, какие группы в каких соцсетях существуют, где и какие инструменты используются и какие лучше сработают у вас. Нужно смотреть на результаты его предыдущих кампаний. Если он ведет группы у 50 фирм, это не значит, что он супермолодец. Посмотрите прежде, какие плоды принесли его усилия - увеличилось ли количество подписчиков, вовлеченность аудитории, возросли ли продажи, стали ли чаще из соцсетей переходить на сайт. Попросите его провести акцию для конкретной группы и отследите реакцию аудитории - и тогда вы поймете, чувствует или нет ваш потенциальный сотрудник target group.

«Люди приходят в виртуальные сообщества общаться, а не делать покупки»

F: Когда и каких результатов ждать от кампании в social media?

- Если начинать группу с нуля и вести ее ежедневно, то увеличение продаж можно ждать лишь через полгода. Есть статистика по email-маркетингу: обычно начинают покупать 5% от числа новых подписчиков. Думаю, эта же закономерность распространяется на SMM. Точных данных у нас еще нет, потому что, как я говорил, казахстанский маркетинг в соцсетях еще не располагает достаточным фактическим материалом, который можно анализировать.

Более того, у каждой группы своя статистика, которой они гордятся, но здесь всё зависит от целей SMM, а воедино ее пока никто не собрал.

F: Какие самые популярные виды SMM-продвижения вы можете назвать?

- Прежде всего надо помнить, что люди приходят в виртуальные сообщества не для того, чтобы смотреть рекламу и делать покупки, а общаться. Давайте людям каждый день интересную свежую информацию, давайте им возможность обсуждать, спорить, ставить лайки. В группе должна быть движуха, виртуальная жизнь должна бить ключом.

Люди очень любят халяву, поэтому нужны розыгрыши, акции. Обратите внимание: ритейлеры электроники часто разыгрывают гаджеты, и это правильно. Сейчас Toyota создает свою международную группу в социальных медиа. Тот, кто привлечет больше всего подписчиков для Toyota, получит приз $70 тыс. И теперь весь мир борется за этот трофей.

Очень популярны нестандартные загадки. Если ты ее разгадаешь, то этим можно и похвастаться. Также в ходу загадки, ответы на которые можно получить после того, как лайкнешь сообщение. Они автоматически отображаются у пользователя на стене, френды мимо нее не проходят - и тоже начинают лайкать, чтобы узнать правильный ответ. Получается вирусный эффект.

F: Какие стандартные ошибки допускаются при проведении SMM-кампании?

- Не рекомендуется пиарить группу, когда в ней меньше 80 публикаций. Если оставлять публикацию раз в день, то сначала три месяца надо вести группу, а потом начинать активное продвижение группы. Именно группы, а не бренда! А бренд, по сути, продвигается внутри группы.

Нельзя начинать пиарить группу, когда в ней меньше 200 участников. Когда число подписчиков переваливает за две сотни, то сообщество становится интересным, «посторонние» заходят туда и видят: «Да тут жизнь кипит!»

Нельзя публиковать за один день несколько коммерческих предложений. У меня так один клиент делает, так он давно уже в спаме стоит у своих клиентов, несмотря на мои рекомендации.

Ну, и, наконец, непрофессионально копировать демотиваторы, привлекательные тексты и другой контент из других групп.

«Партнерство с конкурентами приносит самые большие деньги»

F: Можно ли обсуждать конкурентов в своей группе?

- Вопрос - как обсуждать. У нас обычно конкуренты воспринимаются как враги. И если обсуждать их в негативном контексте, то этот негатив автоматически переносится на вас. Так в любых продажах: если клиента хают при ком-то, то слушатель начинает плохо думать о хулителе, а не о клиенте.

На самом деле партнерство с конкурентами приносит компании самые большие деньги. Если правильно спланировать акцию с конкурентами, то в выигрыше останутся оба партнера, клиенты не разбегутся, а, напротив, пойдут и что-нибудь купят, чтобы поддержать любимый бренд. Можно, допустим, создать противодействие между Samsung и LG, чтобы у людей появился повод писать, наблюдать, что пишут другие, защищать бренд, лайкать. Но оно должно быть четко спланированное!

Самый яркий пример действенного партнерства с конкурентом из шоу-бизнеса - это последний скандал с участием Тимати и Филиппа Киркорова. Я не знаю, что именно между ними произошло, но на социальных платформах и в СМИ по этому поводу шум стоял довольно долго. Это делается для того, чтобы их имена были у всех на слуху, а в итоге звезды шоу-бизнеса больше зарабатывают.

Чем больше соцсетей, тем SMM нужнее

F: Какие перспективы у social media marketing? Не получится так, что бизнесмен деньги на ветер выкинет?

- Я недавно списывался с другом из Нью-Йорка, он с товарищами запускает новую соцсеть для барменов и посетителей баров. Друг говорит, что Нью-Йорк в восторге от этой сети. Получается, они сегментировали рынок: в их сети не толпятся все подряд, как в Facebook, но при этом у них огромный приток пользователей. То есть соцсетей и людей, которые заводят аккаунты, становится все больше, поэтому этот вид продвижения благодаря своей эффективности будет востребован всё больше.

«Я никого не стал бы отговаривать от social media»

F: Если у компании только офлайн-продажи, стоит идти в Facebook, «Одноклассники» и т.д.?

- Конечно! Ведь это повысит узнаваемость бренда и продажи офлайн. Можно, допустим, провести акцию: сообщить, что магазин объявил о скидках на майки-блузки. Если пользователь всегда покупает там вещи и правильно получил информацию о распродаже через соцсеть, он наверняка придет.

Несомненно, лучше, если есть онлайн-продажи: человеку так проще купить - увидел объявление, перешел на сайт, купил. А в случае офлайн-продаж - увидел, поработал, выключил компьютер, забыл про акцию и не купил. То есть чем короче цепочка и чем проще купить прямо сейчас - тем выше вероятность, что пользователь приобретет продукт.

F: Каким компаниям противопоказано SMM?

- Сложный вопрос. Первое, что приходит в голову - оптовая фирма, продающая какой-нибудь специфический товар. Ей трудно будет собрать группу, но, с другой стороны, она сможет сделать узнаваемым свое название. Всё зависит от целей компании - и SMM в частности. Подойдет ли social media marketing недропользователям? У всех крупных добывающих компаний есть социальные проекты. А заботу об обществе лучше всего демонстрировать как раз на социальных платформах.

Так что я никого бы не стал отговаривать от SMM: поставьте цели, разработайте стратегию - и продвигайтесь.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить