Сколько тратят казахстанские компании на рекламу в соцсетях

30165

Почему социальные сети интересны рекламодателям и сколько денег они тратят на продвижение товаров и услуг в соцсетях, Forbes.kz рассказали эксперты рынка

Имидж, и только

Управляющий директор группы коммуникационных агентств Dentsu Aegis Network Kazakhstan Виктор Елисеев рассказывает: количество пользователей интернета в Казахстане на сегодняшний день составляет порядка 9,3 млн человек, из них 6-7 млн человек заходят в сеть не реже, чем раз в неделю. Более 90% из числа постоянных пользователей имеют регистрацию хотя бы в одной социальной сети, причем этот показатель стабильно растет.

Виктор Елисеев.

По данным Виктора Елисеева, на текущий момент наиболее популярной социальной сетью в РК является «ВКонтакте» - этим сервисом пользуется около 3,8 млн казахстанцев.  Годом ранее эта цифра составляла порядка 2,4 млн пользователей.

Около 2,8 млн казахстанских пользователей составляют аудиторию «Моего Мира» против 2,1 млн годом ранее.

1,9 млн наших соотечественников «сидят» в «Одноклассниках». В начале 2014 таковых было порядка 1,7 млн.

На четвертой позиции находится Facebook – здесь сегодня присутствует около 1 млн казахстанцев (годом ранее – порядка 800 тыс. человек).

Замыкает рейтинг Виктора Елисеева Twitter – здесь около 300 тыс. казахстанцев на сегодняшний день и около 200 тыс. было годом ранее.

Также эксперт отмечает ускоренный темп развития социальной сети Instagram, которая с каждым днем набирает популярность среди отечественных интернет-пользователей.

По словам Елисеева, по итогам 2014 объем всего рынка интернет-рекламы составил около $15 млн. Что касается затрат рекламодателей на продвижение своих продуктов в социальных сетях, то на конец 2014 объем рынка SMM (Social media marketing) составил порядка $1,5 млн, или 10% от всего «рекламного пирога» в интернете.

«С точки зрения эффективности, SMM – это, в первую очередь, имиджевый инструмент, призванный решать задачи построения эффективной двусторонней связи между компанией и ее клиентом. Данный вид продвижения никогда не был и не будет основным каналом коммуникаций для побуждения к покупке, и это необходимо учитывать. Особенность жизнедеятельности бренда в социальных сетях заключается в интерактивности. Для меня нет лучшего показателя эффективности SMM-кампаний, чем диалог с аудиторией не о бренде в целом, но в котором бренд является частью беседы», - заключает эксперт.

Где лучше клюёт

Между тем digital-менеджер «Седьмого канала» Самсон Безмятежный приводит несколько иные цифры по количеству пользователей соцсетей – по его данным, зарегистрированных в Казахстане аккаунтов во «ВКонтакте» увеличилось за год почти на треть и достигло отметки 9 млн. Хотя, говорит собеседник, часть аккаунтов - боты, созданные в том числе и в рекламных целях.

По словам Безмятежного, в Instagram сложно отследить количество реальных подписчиков – об их числе можно лишь судить по активным пользователям. В частности, только у продюсера Баян Есентаевой на сегодня 511 тыс. фолловеров.

«В Facebook, «ВКонтакте» и Instagram наиболее активная для внешнего воздействия аудитория. Если смотреть с точки зрения продвижения бизнеса, в других соцсетях – в «Одноклассниках» и «Моем Мире» - очень мало механизмов по поиску нужной аудитории и ее дальнейшему завлечению. Эти соцсети созданы для локального, внутреннего общения, за пределы которого пользователи не выходят», - подчеркивает Самсон. 

Менеджер проектов в социальных медиа розничной сети «Мечта» Ерлан Сакенов согласен с коллегой. По его словам, социальные сети - очень удобный механизм оповещения клиента о новостях компании, таких, как открытие нового магазина, акции и распродажи или предзаказы товара.

Ерлан Сакенов.

В поддержку к основным каналам коммуникаций (наружная реклама, телевидение, радио и печатные СМИ) социальные сети приносят быстрый и эффективный результат.

«Через социальные сети можно найти наиболее активную и лояльную аудиторию, а также легко получать обратную связь, жалобы и пожелания, чтобы немедленно на них отреагировать. Социальные сети позволяют нам общаться с аудиторией в более дружественном формате, нежели в официальных пресс-релизах. Благодаря уровню проникновения интернета и его мобильности мы рассматриваем социальные сети как мощный инструмент продвижения. Игнорировать этот канал коммуникаций никак нельзя», - подчеркивает Сакенов.

Эффект за $25

Генеральный директор агентства Buzzon Раим Дадыбаев отмечает, что за последний год реальная рекламная аудитория в Facebook выросла в основном за счет среднего и старшего поколения (от 40 лет), проживающего в регионах. Также наблюдается переток казахоязычной аудитории в возрасте 18-28 лет из «Моего Мира», «Одноклассников» и «ВКонтакте». Это связано с удобством интерфейса и, конечно же, «модностью» социальной сети.

Раим Дадыбаев.

«Если говорить о стартовом бюджете, то начать можно с вложений в 5000 тенге. И даже эти деньги окупятся при правильном ведении кампании, - говорит эксперт. - Но это - небольшие бюджеты для микро-бизнесов. Если мы говорим о кампании по всему Казахстану, с широкой целевой аудиторией, то тут затраты составляют порядка 1 млн тенге в месяц для достижения хороших показателей охвата, переходов и продаж, в зависимости от категории бизнеса».

По оценкам Раима Дадыбаева, в казахстанский сегмент соцсетей сегодня уходит до 30-40% от всего бюджета интернет-рекламы, что составляет около $5-7 млн. Сложность точного измерения бюджетов заключается в том, что реклама в соцсетях зачастую является частью комплекса услуг по медийному размещению. Также крупные компании (банки, операторы связи и др.) создают собственные отделы, которые занимаются продвижением в соцсетях, не отдавая продвижение на аутсорсинг. Потому бюджет на содержание таких отделов сложно объективно оценить извне.

 «Для одного представителя малого бизнеса мы разработали решение, нацеленное на увеличение продаж. Бюджет был экспериментальным для нашего клиента. Ему мы сделали мобильное приложение, позволяющие сделать заказ. Это приложение разместили только во «ВКонтакте» с таргетингом на целевую аудиторию, быстро получили около тысячи скачиваний и 200 новых клиентов, которые принесли хороший средний чек нашему заказчику, и он остался доволен, - приводит Раим Дадыбаев примеры эффективности продвижения в соцсетях из собственной практики. – В 2013 мы продвигали образовательные выставки для Британского Совета в Алматы, Астане и Бишкеке. Потенциальных гостей приглашали через «ВКонтакте» и Facebook. Результат: 6 тыс. посетителей в трех городах. Средняя стоимость привлечения одного гостя составила около 500 тенге».

Всем сёстрам – по соцсети

Другой эксперт в области интернет-маркетинга, Думан Капасов, рассказывает: соцсети позволяют довольно точно таргетировать рекламу на целевые группы. Это резко повышает отдачу от рекламных вложений. Интерес рекламодателей к соцсетям растет. При этом у каждой из них своя основная аудитория в Казахстане. Так, Facebook пользуются люди среднего класса и выше среднего, среднего возраста. Это наиболее платежеспособная аудитория. «ВКонтакте» популярнее среди молодежи. У этой аудитории неплохо продвигаются сервисы небольших компаний или услуг для молодежи. «Мой Мир» используют в основном, в крупных городах – женщины, в регионах – представители обоих полов, преимущественно молодежь. Соответственно, там есть смысл продвигать товары для женщин и предложения невысокого ценового уровня.

Думан Капасов.

«У рекламы в соцсетях есть одна особенность. Эта реклама сама по себе редко продает товар или услугу. Чаще она привлекает интерес потребителей к сайтам или страницам, на которых уже размещаются продающие вижуалы или тексты, проводятся маркетинговые активности, - говорит Думан. - Преимущество рекламы в соцсетях – это сравнительно невысокая стартовая цена для кампании. И она очень хорошо подходит не только для малого и среднего бизнеса, но и для крупных компаний конечно тоже. Я знаю примеры, когда крупные игроки тратят на рекламу в соцсетях по $500-700 в месяц на протяжении полугода и вполне довольны результатами. Многое порой зависит не от бюджета даже, а от правильной подачи информации, вирусности и креатива – вспомните пример маркетинговых войн сотовых операторов».

Думан рассказывает, что уже есть примеры, когда компании успешно продвигали товар, услуги или мероприятие только в соцсетях. Бизнесмен Самат Айтенов «раскрутил» свой ресторан в интернете. Спортивный турнир #kaznetsport также был разрекламирован только в соцсетях.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить