Проект за 24 часа

10360

В Казахстане набирают популярность хакатоны, где рождаются конкурентоспособные технологичные стартапы

shutterstock.com

«Хакатон» стало самым популярным словом этой весны. Invest Day, Spring Hackathon 2012, Imagine Cup 2012, чемпионаты по программированию на Drupal для девушек, соревнования по программированию для студентов колледжей... Задача у всех мероприятий одна – собрать начинающих и профессиональных программистов, дизайнеров, проект-менеджеров, проектировщиков, IT-маркетологов и т.д. и дать импульс развитию технологичных стартапов, которые пока едва заметны в казахстанской экономике, но уже набирают обороты и могут свободно конкурировать с традиционным бизнесом.

Для сравнения: в последние годы только в США проводится до 200 хакатонов в год. В результате с 2007 года стартаперы разработали 500 тыс. приложений под iOS (операционную систему Apple) и сгенерировали $3 млрд.

В казахстанских хакатонах участвуют готовой командой и с наработками

Хакатоны – это хакерский марафон на 24-48 часов. Это форум, где тестируют новые приложения, начинают новые бизнесы, собираются венчурные инвесторы и бизнес-ангелы. Лучшего места для знакомства с отраслью технологичных стартапов не найти. Чтобы побыть «в тренде», мы решили поучаствовать в казахстанском Hack Day.

Идея, как это часто случается, родилась из собственных потребностей. Вспомните ситуацию: вы опаздываете на рейс и не успеваете зарегистрироваться и уж тем более распечатать посадочный талон. Сколько раз вы думали о том, насколько жизнь стала бы проще, если бы было мобильное приложение для регистрации? Побывав в такой ситуации неоднократно, мы наконец решили сделать такое приложение на предстоящем Hack Day. Есть только одна проблема: мы не умеем кодировать.

По правилам традиционного хакатона команды должны формироваться на Hack Day. Те люди, которые не умеют программировать, просто выходят на сцену с идеей и ищут себе команду. Но посещение такого рода мероприятий показало, что в казахстанских хакатонах участвуют готовой командой и нередко с уже готовыми наработками. Кроме того, спрос на хороших программистов и веб-дизайнеров настолько высок, что шансов подобрать команду на месте практически нет.

Так что поиском программистов мы озадачились за две недели до события. Помогло посещение нескольких тусовок. Посмотрели, какие идеи предлагают ребята на местном рынке и как их реализуют. Связались, встретились, обсудили. И так 3 раза. Пока не нашли скромного на вид парня, немногословного, как все программисты. «Я основал компанию MobiDev, параллельно учусь в Международном университете информационных технологий (МУИТ)», – сообщил о себе Олжас Ахметов.

Стартом компании MobiDev стал прошлогодний Hack Day. В ближайшей перспективе Олжас рассматривает возможность начать бизнес в Сингапуре. Предложенная идея ему понравилась, и он пообещал подумать над реализацией. В ходе следующих двух встреч решили, что прототип будем создавать для регистрации авиакомпании Air Astana. Решили строго следовать правилам и не писать никаких кодов до начала Hack Day.

В первый день хакатона, который проходил в МУИТ, собралось около 900 человек. В этом году было решено поделить мероприятие на три секции: IT, контент и медиа, кино и видео. Только в нашей IT-секции набралось 440 человек, 144 команды. Основная масса участников – студенты. Но здесь можно встретить и 12-летних подростков, и пожилых людей. Все снуют туда-сюда в ожидании старта. У всех горят глаза. В стенах университета царит творческий беспорядок. Организовать программистов – штука нелегкая. Регистрация IT-секции, пароль для Интернета, получение футболок… К представлению идей мы приступили только час спустя.

Сначала никто долго не решался представить идею, а после все столпились возле сцены. Кто-то рассказывал о проектах с большим будущим, кто-то пытался «продать» себя, кто-то в этой сутолоке пытался сколотить команду. В царящей суматохе я нашла «своего» программиста. Мастер-классами пришлось пожертвовать ради того, чтобы найти спокойное место и начать разрабатывать прототип. На часах 12.00, в руках талоны на бесплатную еду, впереди 24 часа непрерывной работы. Не так мало для того, чтобы изобрести что-то стоящее.

Из летописи американской мечты

Шествие Стива Марточчи, одного из основателей Group.me, началось на одном из таких хакатонов. В 2010 году Стив работал на онлайн-ретейлера Gilt Croupe. Тогда в Gilt устроили первый внутрикорпоративный хакатон. Возбужденные 27-летние ребята собрались вместе, чтобы за одну ночь создать программное обеспечение для анализа доходов главного конкурента Gilt в режиме реального времени. Марточчи занял первое место. Его босс подарил ему iPad и попросил продолжать работать над программой. Но компания приостановила разработку программы, что обидело Марточчи. Его друг, Джаред Хетч, чтобы развеселить Марточчи, предложил ему участвовать на Disrupt New York 2010.

Сам Хетч программировать не умел. Тогда он был 23-летним бизнес-девелопером блог-платформы Tumblr. Но, как и Марточчи, хотел открыть собственный бизнес. Идея заключалась в разработке софта, который позволял бы отправлять сообщения группе людей. Пользователи BlackBerry могли использовать BBM – но такой сервис недоступен пользователям iPhone, Android или простых мобильных телефонов.

Определившись с идеей, дуэт придумал концепцию и разработал бизнес-план. Для создания сервиса необходимо было найти, как отправить эсэмэс на один-единственный номер, с которого потом сообщение ретранслировалось бы каждому отдельному человеку. «Мы хотели использовать платформу под названием Clickatell, но поняли, что использование таких сервисов запрещено в США», – скажет Марточчи американским изданиям, вспоминая тот день. Это они поняли уже по дороге на Disrupt. Но без Clickatell как базы для приложения они были бы лишены текстовой платформы.

Фото: Андрей Лунин

На хакатонах рождаются проекты, бизнес-модель которых резко отличается от традиционных и не требует значительных инвестиций

В конференц-зале они открыли для себя компанию, о которой никогда раньше не слышали, – Twilio, облачная платформа для голосовых и текстовых сообщений, которую они могли использовать. На этой платформе работает клиентская поддержка Hulu, офисы продаж StubHub и AirBNB. Дуэт потратил 12 часов на то, чтобы выпустить оригинальное название – оно звучало как Groop.ly. Хечт зарегистрировал домен и аккаунт в Twitter, создал лого, напечатал 1000 визиток. Спустя 72 часа Марточчи на сцене в течение 97 секунд презентовал миру Groop.ly. Уже через неделю Марточчи и Хечту позвонил венчурный капиталист Чарли О’Донелл. Он увидел приложение на хакатоне, и оно ему понравилось. Хечт и Марточчи уволились с работы. В августе они вышли на рынок с новым названием Group.me и инвестициями в $850 тыс. от нескольких компаний, в том числе First Round Capital и SV Angel. В январе 2011-го инвестиции увеличились до $10 млн, а пять месяцев спустя Group.me была продана за $85 млн Skype. Очень неплохо для 12-часового проекта.

Easy pass

Так звучит рабочее название нашего проекта. Собственно, для нас это не было так «easy». Для разработки приложения нам нужны были реальные пассажиры, номера их документов и даты вылета. В их поиске мы обратились к социальным сетям и популярным блогерам Казнета.

12.20 – первый пост: «Пишем мобильное приложение под Android в рамках Hack Day, который проходит в Алматы, для регистрации пассажиров Air Astana. Для создания прототипа необходимы реальные пассажиры».

12.40 – наш первый пассажир. Девушка летит 1 мая. Открываем страницу регистрации. Данные не проходят. Вспоминаем, что онлайн-регистрация откроется только за 24 часа до вылета.

Поиски продолжаются.

13.00 – через блогеров на нас выходит парень, который летит с супругой по маршруту Алматы – Караганда. Он звонит из машины по дороге в аэропорт. Созваниваемся, объясняем по телефону, зачем нужны данные. «Ребята, спасибо вам, наконец-то кто-то за это взялся. Нужная вещь. Я только хотел в Twitter написать, почему у нас нет такого приложения», – говорит Константин Нагаев, первый тестовый пассажир. Константин параллельно пишет в Twitter о нашем приложении. Комментарии пользователей – поддерживающие и ободряющие.

Такое паблисити накладывает ответственность. «Зафэйлить» проект теперь никак нельзя – о нем знает весь Казнет.

Сначала мы планировали, что все действия и связь с сайтом Air Astana будут происходить непосредственно на мобильном телефоне под управлением операционной системы Android. «Копировать», «Вставить», «Добавить» – программисты создают тонны кодов, которые способны добавить функционал нашему приложению. Находим данные реальных пассажиров, проводим их через онлайн-регистрацию, фиксируем этапы прохождения. Тестовые пассажиры благодарят за реализацию идеи, поддерживают. Непередаваемые ощущения: поддержка нам сейчас нужна. Программисты не отвлекаются на еду и другие «мелочи»: пишут коды, тестируют, пишут коды, тестируют…

Вечер. В 21.00 выясняется, что сайт Air Astana с онлайн-регистрацией работает на достаточно распространенном софте для авиакомпании Amadeus и онлайн-регистрация требовала постоянного соединения и сохранения сессии соединения. В последующем стало понятно, что силами Android мы не могли сохранять данные сессии и вести пользователя далее по пунктам регистрации. Было принято решение создать промежуточный веб-сервис, который мы разместили на бесплатном облачном хостинге.

21.20 – мозговой штурм. Придется отказаться от всей выполненной за день работы и писать приложение с нуля.

Полночь. До презентации рабочего проекта остается 12 часов. Первоначальное время презентации изменили из-за большего количества участников. Рассматривая несколько библиотек, которые могли бы провести по всем пунктам регистрации, мы остановились на той, которая эмитировала браузер и смогла регистрировать нас как реальный пользователь, сидящий за компьютером.

В итоге в 5.00 утра удалось написать мобильное приложение, которое вначале просто проверяет вводимые данные, посылая их на сервер, а после подтверждения уже отсылает их на регистрацию. Вот так нашим тестовым пассажирам стала доступна онлайн-регистрация на все рейсы Air Astana через мобильное приложение на базе телефонов Android. Размещаем приложение на Google Play и представляем его миру через социальные сети. Тем временем кончается бесплатная еда, большинство участников, решивших работать в университете, спят где придется. Кто-то еще пишет, редактирует, тестирует проекты. А мы идем домой: поесть, в душ, а потом назад – готовиться к презентации.

День второй

Спустя 24 часа с начала хакатона мы официально представляем свой проект на суд жюри. До финала дошли не все – кто-то сломался, кто-то не успел сделать прототип. У нас на презентацию не больше трех минут. В списке презентующих мы только 84-е.

18.00 – Наш выход. Показываем видео реальной регистрации. В ходе разработки мы задействовали 15 реальных пассажиров. Рассказываем про оценки рынка и перспективы. Отвечаем на вопросы. Жюри идея понравилась. Представители Microsoft обещают помочь организовать встречу с Air Astana.

После напряженной 12-часовой работы жюри готово огласить результат. Все участники ждут с замиранием сердца, некоторые после бессонной ночи уже отсыпаются в коридоре.

«Третье место, – объявляет жюри, – Easy order». «Название почти как у нас», – проносится в голове. «Второе место – Easy parking». Опять Easy… Первое место – Easy pass? Но нет. Мы не победили, но у нас есть работающий продукт.

Фото: Андрей Лунин

Не откладывая в долгий ящик, мы связались с Air Astana и самостоятельно договорились о встрече. Спустя неделю мы пришли в офис авиакомпании. Разработчики авиакомпании уже видели приложение и даже протестировали его. В целом реакция была положительная. Однако IT-департамент указал нам на недостатки приложения. В Easy pass нельзя сгенерировать посадочный талон и выбрать место на борту. Пришлось сказать, что это пока только прототип и мы работали над ним всего 12 часов.

Между тем стоит отметить, что онлайн-регистрация на сайте авиа­компании появилась больше двух лет назад, а мобильного приложения нет до сих пор.

Но в компании осознают его необходимость. «Сегодня крупнейшие авиакомпании мира помимо стандартного набора электронных услуг, доступных на сайте, предлагают своим клиентам воспользоваться теми же самыми услугами, но с помощью мобильного приложения. Благодаря этому пассажиры экономят свое время и получают возможность круглосуточного доступа к сервисам авиакомпании. Поэтому в ближайшее время ожидается выпуск официального мобильного приложения авиакомпании Air Astana», – сказали нам в компании.

Сразу после встречи с Air Astana мы случайно наткнулись на Amadeus, который уже запустил многофункциональное мобильное приложение CheckMyTrip. С его помощью можно зарегистрироваться на рейсы всех авиакомпаний, работающих на программном обес­печении Amadeus. Так что пассажиры легко могут использовать CheckMyTrip, минуя приложение Air Astana, которое появится в обозримом будущем.

Сегодня на хакатонах рождаются все новые и новые конкурентоспособные проекты, бизнес-модель которых резко отличается от традиционных и не требует значительных инвестиций. В этих условиях традиционному бизнесу стоит задуматься: в новых технологичных реалиях до появления казахстанского Марточчи осталось не так уж и много времени. 

 

 

 

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить