Лед тронулся

Крупные казахстанские инвесторы сделали предложения о сотрудничестве нескольким отечественным стартапам

Shutterstock.com

19 и 20 сентября 2012 года в Астане общественный фонд «Сообщество стартапов, инвесторов и экспертов Казахстана iStartUp.kz» в рамках конференции Digital Communication провел стартап-марафон, где в течение двух дней на суд жюри были представлены 25 казахстанских стартап-проектов.

Подобные мероприятия набирают обороты, только в этом году конкурсы стартап-проектов прошли в рамках таких конференций, как iMix, iProf, Investor Day. Теперь к созданию казахстанской стартап-индустрии подключились и Digital Communication. По оценкам экспертов, на таких конференциях проделывается большая работа как с точки зрения привлечения внимания к самой теме стартап-движения, так и с точки зрения обучения команд, получения опыта продажи собственных проектов, привлечения внимания со стороны фондов, бизнес-ангелов и частных инвесторов. 

«Прошедший стартап-марафон можно назвать мощным толчком стартап-направления в стране, были прецеденты с реальными предложениями от присутствующих фондов и инвесторов, а также настоящая борьба по ряду номинаций от спонсоров и партнеров секции», – говорят участники мероприятия.

Одна из задач подобных мероприятий – показать казахстанским инвесторам, что вкладывать можно и в отечественные стартапы. Прошедшая конференция стала еще одним подтверждением, что лед все-таки тронулся, и уже на самом мероприятии несколько крупных игроков рынка сделали реальные предложения презентующимся проектам. «Для нас как для общественного фонда это реальный показатель, что интерес от слов перешел к делу», – говорит Анна Осипова, директор по связям с общест­венностью iStartUp.kz.

Так, проект PassENT (интеллектуальная онлайн-игра с элементами стратегии для сдающих ЕНТ) получил предложение о совместной работе от Astana Innovation. Springfruit (геолокационная программа для мобильных устройств) заинтересовался купонный сервис BeSmart.

Проект Arhangel (проект, помогающий ускорить процесс локализации последствий ЧС с помощью дронов – беспилотных летательных аппаратов), получивший признание не только в рамках Digital Communication, но и вошедший в двадцатку самых лучших проектов со всего мира на Imagine Cup – 2012 в Сиднее. Команда получила предложение о сотрудничестве от Pricewaterhouse Coopers в Казахстане.

J’SON & PARTNERS

В номинации «Самая интересная бизнес-модель» от журнала Forbes Kazakhstan с тремя прилагающимися сертификатами на публикации проектов в журнале Forbes отмечены Ticketon, Starts Factor и Askme.kz. Специальным сертификатом вне номинации был отмечен проект Archangel.

Онлайн-билет в бизнес

Через полгода после официального запуска Ticketon готовится к первому раунду финансирования. Как сообщил нам Алексей Ли, сооснователь проекта Ticketon, в настоящее время ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. Сумму финансирования в проекте называть пока не готовы. Но на презентации проекта в рамках Investor Day в апреле этого года была озвучена сумма в $500 тыс.

Сервис по онлайн-продаже кинобилетов запущен в мае 2012 года студией «Глатис». Сейчас Ticketon обслуживает три киносети Казахстана. В ближайших планах проекта запустить сервис для киносети Star Cinema в Алматы, Астане и Талдыкоргане, а также расширить сервис по продаже билетов на концерты и театральные постановки. 

Купить билет в системе можно следующим образом. Необходимо зайти на один из партнерских сайтов сервиса или непосредственно на сайт кинотеатра. Расплатившись карточкой, можно выбрать сеанс и место. Система генерирует и высылает SMS с кодом, при предъявлении которого в кассе кинотеатра пользователь получит реальный билет. Комиссия за удобство для пользователя составляет 95 тенге, сколько на этом зарабатывает сервис, пока непонятно – детали контрактов с кинотеатрами не раскрываются.

Со дня основания стартап продал не более 7 тыс. билетов. При этом, по оценкам экспертов, ежемесячно в Казахстане продается около ­

1 млн кинобилетов. Немногим лучше обстоят дела и у главного конкурента Ticketon – Billetera, основанного еще в 2010 году. За два года Billetera удалось заключить договоры только с двумя кинотеатрами. 

Основную проблему в развитии подобных сервисов участники рынка видят в недоверии кинотеатров и их неготовности к внедрению новых технологий в традиционные процессы. 

В номинации «самая интересная бизнес-модель» были отмечены ТРИ проекта

«Самым сложным моментом было то, что все игроки рынка уже осознавали необходимость внедрения онлайн-продаж, но никто из них не решался сделать первый шаг, все замерли в ожидании. Тогда нам пришлось пойти на хитрость: мы попросили кинотеатры написать письма о намерениях и обнесли их по кругу, и только после этого кинотеатры стали двигаться», – рассказывает про развитие Ticketon Алексей Ли. 

Новый фактор

В Казахстане активно развивается организованная торговля. Торговые сети редко расплачивается с поставщиками сразу, чаще всего – с отсрочкой от 30 до 45 дней. Таким образом, у поставщиков образуется кассовый разрыв, а оборотных средств не хватает для дальнейшего развития. 

Для решения этой проблемы существуют факторинговые компании, услуги которых предполагают быстрое получение большей части платежа по задолженности. По оценкам экспертов, емкость этого сегмента рынка в Казахстане составляет десятки миллиардов долларов. 

Компания FBS зарегистрирована в свободной экономической зоне ПИТ «Алатау», разработала информационно-технологическую франшизу под брендом Stars Factor для факторинговых компаний, что позволит развить рынок факторинговых услуг. Франшиза включает в себя технологию автоматизации процесса ведения факторинговой деятельности, оценки рисков и обучение персонала. Стоимость франшизы составляет $50 тыс. Помимо этого, компании-франчайзи необходимо будет вносить паушальный взнос в размере 5–10% от оборота компании. По мнению директора FBS Ербола Абирова, франшиза открывает новые возможности для людей, которые хотят начать бизнес с капиталом от $500 тыс. В планах компании продать три франшизы в этом году и в среднесрочной перспективе начать бизнес в России и ОАЭ.

Спроси меня

Рынок маркетинговых исследований Казахстана в начале 2012 года активно ускорился и составил исторический максимум – $9,6 млн. Откусить кусок от этого пирога решили в Askme. Команда создала интернет-платформу, которая позволяет составлять простые и сложные опросы, рассылать их базе рес­пондентов различных возрастов и социальных категорий и автоматически получать отчеты. Сервис ориентирован на крупных корпоративных клиентов с целью проведения маркетинговых исследований для анализа предпочтений рынка. 

Сейчас проект находится на стадии закрытого бета-тестирования. Ежедневно проводится полная проверка всей системы с целью обнаружения и исправления ошибок. «В скором времени наш сервис будет в открытом дос­тупе. Проект был в открытом доступе с июня по август 2012 года. За это время мы собрали положительные и отрицательные отзывы и сейчас, основываясь на них, корректируем наш сервис, но уже в закрытом режиме», – рассказывают основатели стартапа. Проект финансируется Национальным инновационным фондом (Агентство по технологическому развитию) через грант, размер которого составляет 18,5 млн тенге, выделен сроком на 22 месяца (до 31 декабря 2013 года).  

J’SON & PARTNERS

Сейчас главная цель проекта – предоставить клиентам сервис с отлично работающим функционалом. Для этого команде необходимо доработать несколько модулей и провести полное тестирование всей системы. После завершения этапа разработки будет очень важно сфокусироваться на базе респондентов. 

Беспилотный Archangel

Спровоцированный мощным землетрясением взрыв на атомной электростанции в Японии оставил миллионы людей без связи. Система видеонаблюдения была разрушена во время самого землетрясения. Службы спасения столкнулись с отсутствием данных в местах чрезвычайной ситуации (ЧС). Сами японцы сделали вывод после землетрясения и стали работать над созданием беспилотных устройств для видеонаблюдения. Параллельно с японцами над проектом стали работать и три казахстанских студента. «Изначально проект представлял собой систему по решению проблем ЧС и предназначался для мониторинга. Это система для распределения задач между группами реагирования. Инновационной час­тью нашего проекта является то, что в этой системе интегрирована сеть беспилотных летательных аппаратов для всеобъемлющего мониторинга. То есть видеомониторинг идет не только со стационарных камер, но и с беспилотных летательных аппаратов, которые очень мобильны, гибки и эффективны», – рассказывает Максим Кулеш, один из основателей проекта. 

При возникновении ЧС на место происшествия посылается беспилотный летательный аппарат, который облетает территорию и выдает видеокартинку координатору или диспетчеру службы ЧС. В свою очередь специалисты анализируют данные и принимают решение о каких-то действиях. 

Между тем отечественные службы спасения, как и городской департамент по ЧС, к внедрению новых технологий пока не готовы, хотя и признают, что существующие системы наблюдения оставляют желать лучшего. Решение о внедрении такого дорогостоящего проекта ($500 тыс.), по словам его основателей, должно приниматься на более высоком уровне. Кроме того, необходимо подготовить законодательную базу для использования беспилотников. В связи с этим ребятами было принято решение не спасать мир, а попробовать монетизировать проект за счет переориентирования его под нужды корпоративных клиентов. По словам Рустема Бекмухаметова, сооснователя Archangel, система мониторинга может пригодиться в нефтяном бизнесе, непосредственно при добыче нефти, а также и на других промышленных объектах страны.

Основную ставку авторы Archangel делают на то, что использование беспилотных летательных аппаратов в гражданских целях – мировой тренд, набирающий обороты. В 2005 году емкость мирового рынка беспилотников составляла $2,9 млрд, в 2010 году эта цифра выросла вдвое.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

3588
просмотров