Каким будет браузер Opera, решает казахстанец Женис Бейсеков

11660

Как построить карьеру в крупной международной компании, решить проблемы пользователей и встроить браузер в часы рассказал в эксклюзивном интервью Forbes.kz менеджер по продуктам компании Opera Software Женис Бейсеков

Фото: Андрей Лунин
Женис Бейсеков.

Мы встречаемся с менеджером по десктопным продуктам компании Opera Software Женисом Бейсековым в уютной кофейне. Первое, что отличает его от других молодых алматинцев – легкий польский акцент. Женис живет в Польше уже 12 лет, там его ждет семья, а в Казахстан он приехал проведать родителей.

«Opera Mini можно встроить и в холодильник, и в часы»

Биография 29-летнего Жениса Бейсекова впечатляет своей «правильностью». Родился в Уштобе, в 1996 переехал с семьей в Алматы, в 2000 по международной программе ТРОПИК молодежных лидеров НПО попал в Польшу, куда пару лет спустя отправился учиться. В 2004 Женис поступил в Политехнический университет города Вроцлав. После первого курса декан присудил казахстанцу премию «за достижение исключительных научных результатов». А уже скоро Женис со своим польским другом Матеушем Березецки решили заявить о себе в мире программистов, не размениваясь по мелочам.

- Была такая популярная сеть gnutello 2, где люди обменивались музыкой (естественно, пиратской). У английской фирмы, с которой мы сотрудничали, были контракты на защиту авторских прав многих музыкальных производителей (Sony, BMG и т.д.). Наша задача заключалась в том, чтобы люди не могли нелегально скачивать музыку. Конечно, мы не искали «пиратов», а просто сделали процесс неудобным, долгим и проблематичным. В итоге эта сеть прекратила свою работу. Правда, в то же время набрал популярность bittorrent, где структура протокола не позволяет защищать авторские права, - рассказал Женис. – Нам тогда было 21-22, мы не до конца понимали, насколько это масштабно и важно для бизнеса звукозаписывающих компаний. Для нас это был просто очень интересный проект, благодаря которому мы получили во время летних каникул 5 тыс. фунтов. Для студентов это очень приличные деньги.

После первого успешного опыта Женис отправил резюме в норвежскую компанию Opera Software, один из офисов которой находится во Вроцлаве, где учился студент.

- Сейчас, когда я сам провожу интервью, я уже знаю, что должность программиста получают в Opera от 1% до 5% соискателей. Если резюме заинтересовало руководство, будет 2 стадии отбора, во время которых проверяется уровень квалификации претендента. После этого кандидат получает «домашнее задание», которое лично мне показалось очень простым (я удивился, когда узнал, что многие не справляются с ним), - вспоминает Женис.

Жениса взяли на работу программистом в проект Opera Mini (браузер для мобильных систем). Вскоре появилась первая возможность проявить себя.

- Я был программистом в проекте Opera Mini. Мы начали делать нативную ее версию, компилированную не до Java, а непосредственно на платформу. Тогда мы работали на платформе Brew крупного производителя процессоров для телефонов Qualcomm. Как раз в это время появился первый iPhone, и была введена среда для разработчиков SDK. Оказалось, что наш код легче всего адаптировать к этой новой платформе. Я начинаю партировать ту часть кода, которая зависит от платформы, на iOS (для iPhone). Вдруг выясняется, что этот проект очень важен для руководства компании, а нашего шефа переводят на другую работу в Варшаву. Я тогда был еще студентом, считал, что мне рано заниматься менеджментом, но условия были критическими, мы хотели как можно скорее выложить Opera Mini в AppStore, и я взял инициативу в свои руки (в Opera руководство, как правило, ждет инициативы от сотрудников).

В итоге запуск Opera Mini получил награду за маркетинг, а само приложение всего за несколько дней стало приложением №1 во всех локальных AppStore.

- Несколько дней назад мы объявили о том, что браузером Opera Mini можно будет пользоваться и на часах Samsung Gear S. Прошло больше 4 лет с тех пор, как я работал над этим проектом, и приятно узнать, что твоя разработка используется в совершенно новом устройстве, - признался собеседник. – У нас была шутка, что Opera Mini можно встроить и в холодильник. А оказывается, можно и в часы

Женис понял, что его больше интересует не просто программирование, а реализация целого проекта, и его перевели на «другой фронт», повысив до позиции менеджера в отделении TV SDK. Молодой казахстанец взялся за руководство проектов B2B – разработку браузеров для Smart TV и приставок, сотрудничая с компаниями Sharp, Loewe (немецкий производитель очень дорогих телевизоров), корейской Humax.

- Я «перешел на темную сторону» - начал заниматься сопровождением проектов, ведением переговоров, планированием. Вся эта работа раньше казалась ненужной, а выяснилось, что без этого ничего не двигается, - признался собеседник. – Мне кажется, это был хитрый план руководства. Ведь, когда ты занимаешься проектом, в котором знаешь все от и до, постоянно появляется желание засучить рукава и самому засесть за программирование. Но это эффективно только при «пожаре».

Opera кроется в деталях

Теперь Женис возглавляет направление десктопных браузеров (браузеров для ПК) Opera.

- Я не работаю на уровне низких требований – как это точно должно выглядеть, пиксель влево или вправо. Моя обязанность – создать требования на высоком уровне, решить, какие основные функционалы должны быть, - описал круг своих обязанностей казахстанец. – Уже многое поменялось. Например, мы запустили браузер на новом движке и кардинально поменяли интерфейс. Раньше мы хотели «впихнуть» как можно больше «фишек», а сейчас сделали акцент на простоте и лаконичности.

Пользователи, безусловно, замечают все перемены и бурно на них реагируют.

- Например, мы отказались делать «Закладки», и это стало шоком для большинства людей, работающих на Opera, - рассказал Бейсеков. – Наша статистика говорила, что закладки не нужны, ими никогда не пользуется 60% пользователей, однако на форумах  и в соцсетях на нас обрушился шквал критики. При этом замеры показывали, что пользователи остаются с нами дольше и реже уходят к конкурентам. Я начал исследование рынка, много общался с пользователями и нашел «пятый элемент», когда один из пользователей сказал мне, что хранит в закладках свои воспоминания (он каждый год путешествует с друзьями, выкладывает фото и хранит ссылки в закладках, как фотоальбомы на книжной полке).

В итоге разработчики вернули «Закладки», но сделали их иными – визуальными.

- Когда мы что-то запоминаем, то видим картинку, контент, цвет, а не текст. Закладки всегда были текстовыми, но интернет за последние годы очень изменился. Буквально через несколько недель «Закладки» будут представлять из себя большие картинки, похожие на «Экспресс-панель», - объяснил Женис.

Впрочем, и «Экспресс-панель» ждут изменения: она станет более лаконичной, с акцентом на изображения, а не названия сайтов.

- Например, я каждый день читаю Forbes.kz, где постоянно меняется контент. Но если я нашел интересную статью, хочется запомнить, что это не просто Forbes.kz, а материал, к примеру, про мирового компьютерного гиганта. Мы хотим сделать так, чтобы уже на «Экспресс-панели» была ясна суть статьи, - поделился он планами. – Кроме того, появится предпросмотр PDF-файлов – не нужно инсталлировать плагины, просто скачивайте файл - и увидите, что там внутри. Недавно мы ввели просмотр закладок: мышкой наводите на закладку и видите, что внутри, не нужно постоянно переключаться

Много времени Женис проводит в беседах с пользователями.

- Иногда кажется, что проблема решена. А потом мы начинаем разговаривать с людьми, и у них появляются эмоции: «Это у меня не работает, это неудобно». Если есть эмоции, значит, есть проблема. Если решим проблему, которая вызывает у людей эмоции, мы создадим конкурентное предложение, - объяснил Бейсеков. – Кстати, решение проблемы занимает от 3 до 6 месяцев

На чем зарабатывают браузеры

Количество пользователей десктопного браузера Opera в Казахстане выросло за последний год на 36%.

- Казахстан сегодня находится на 11 месте среди стран с наибольшим количеством пользователей десктопного браузера Opera. По этому показателю он опережает такие страны, как Великобритания, Франция, Япония. Мне кажется, это объясняется лояльностью - исторически Opera очень сильна в Казахстане.

«Войны браузеров» активнее всего ведутся именно на постсоветском пространстве, где основную роль играют Opera, Google Chrome, Firefox Mozilla, Yandex, Mail.ru (Amigo), Rambler, Explorer, Safari (в произвольном порядке).

- Бизнес-модель всех браузеров (кроме тех, что поставляются с системой) завязана на поисковых службах. Чем больше поисковых запросов – тем больше доход браузеров, - рассказал Женис. – И помимо войны браузеров на территории СНГ идет еще и борьба поисковых систем. В основном выбор встает между Yandex и Google. Обе системы работают хорошо, выдают отличные ответы, и тем интереснее наблюдать за их соперничеством.

Впрочем, казахстанский рынок очень отличается от российского.

- Например, здесь достаточно большое количество компьютеров Apple, сравнимое с количеством этих компьютеров в Германии, - начал перечислять менеджер по продуктам. – Мне кажется, с проникновением интернета в стране, когда все больше людей с разным уровнем заработка будут приходить в Сеть, этот показатель изменится. Кроме того, если в России большинство пользователей отдает предпочтение Yandex, то в Казахстане лидирует Google.

Современные технологии в Казахстане, считает сотрудник Opera Software, встречаются в самых неожиданных местах.

- Я был в поликлинике с папой и увидел в холле touchscreen с исчерпывающей информацией о том, что относится к бесплатным и платным медицинским услугам и кому какие льготы положены. Здесь можно написать свое мнение по обслуживанию каждого из врачей. Для меня это было шоком – даже в Польше я такого не видел! – поделился профессиональными впечатлениями от Алматы Женис. – Или вот еще пример. В одном из алматинских кафе, где мы сидели с друзьями, были iPad с установленной игрой: надо написать свое имя и можно начать разговор с кем-то из других, сидящих в зале. Я буквально несколько дней назад читал про геймификацию и то, как использовать игры для улучшения каких-то коэффициентов в бизнесе, а здесь это уже используется! Я достаточно много езжу по миру и таких решений раньше не видел. Есть очень много стараний в этом направлении, очень много правильных инициатив. Вопрос только в том, как это будет использоваться и какую пользу принесет людям.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить