Как пользователь Сети превращается в клиента интернет-магазинов

12351

Основные этапы эволюции онлайн-потребления и драйверы роста рынка электронной коммерции описал для Forbes.kz генеральный директор международного центра интернет-торговли Allbiz Дмитрий Лисицкий

IT-технологии сегодня влияют на все сферы жизни. Они не просто меняют привычки потребления, но, по сути, создают новые модели поведения. 

Первое глобальное изменение, участниками которого мы все являемся, – трансформация поведения. Это касается многих аспектов: от межличностного общения, которое перетекло в социальные сети и мессенджеры, и мгновенного доступа к информации в любом конце света благодаря онлайн-медиа до изменения покупательского поведения и бизнес-взаимодействия. В онлайне можно купить всё – от тапочек для дома до металлоконструкций для предприятия.

В среднем в мире рынок электронной коммерции растет на 10% в год. Причём такие прогнозы не зависят от исследовательской компании, которая их делает. Данные по объемам рынков могут разниться, но общий тренд десятипроцентного роста сохраняется у всех аналитиков. Благодаря чему он происходит?

Доступность – драйвер роста

Технологическая предпосылка, которая является основным гарантом развития электронной коммерции и рынка интернет-технологий в целом - проникновение и доступность интернета. Сегодня онлайн-пользователей в Казахстане уже 6,4 млн человек. Показатель проникновения увеличивается довольно быстро – на 7% в 2015, по данным TNS Central Asia. По прогнозам других исследователей, цифры ещё оптимистичнее – от 9 до 12 млн казахстанцев уже в Сети.

Сейчас основной рост происходит за счёт аудитории до 24 лет. Использование интернета школьниками и молодыми людьми, а также распространение недорогих смартфонов – одни из основных драйверов развития IT-отрасли. Молодые люди намного быстрее адаптируются к новым условиям и начинают использовать инновационные технологии в повседневной жизни.

Впрочем, активно растёт число пользователей и среди взрослых людей, которые считаются привлекательными для интернет-магазинов покупателями. У этих людей достаточно финансовых возможностей для совершения покупок в разных ценовых категориях, но они дольше проходят путь от пользователя интернетом до активного онлайн-покупателя.

Эволюция онлайн-потребления

Проникновение интернета в западных странах близко к 100%, поэтому рост электронной коммерции, казалось бы, должен приостановиться. Но этого не происходит - рынок стабилен в своём десятипроцентном годовом росте. Объяснение этому достаточно простое: приходя в интернет, человек не начинает покупать стразу. Происходит определённая эволюция потребления онлайна, которая может занять несколько лет. Вначале пользователь открывает для себя электронную почту, далее социальные сети либо другие сервисы для общения, затем привыкает читать новости в онлайн-режиме. А вот виртуальные покупки стоят на последнем месте, потому что даются тяжелее.

Человеку нужно пройти определенные стадии своего «онлайн-развития» – своеобразную эволюцию онлайн-потребления – перед тем, как его доверие к Сети достигнет такого уровня, что он будет готов расстаться с определённой суммой на кредитной карточке и расплатиться в онлайне. А потому рост мировой e-commerce, с одной стороны, происходит благодаря технологическому проникновению интернета, а с другой, благодаря эволюции аудитории из обычных пользователей в активных покупателей.

Покупки онлайн также претерпевают несколько стадий. Первичная ценность, которую дает интернет-шопинг, – возможность покупать удобно и дешевле, чем офлайн. Многие магазины уже работают по гибридной модели совмещения традиционного бизнеса и онлайна. Покупатель выбирает заказ на сайте, а забирает его в "физическом" магазине. Заплатить он может как через интернет, так в кассе. Барьеры недоверия клиентов к интернет-покупкам преодолеваются тем, что можно прийти и всё потрогать руками. А за счет покупателей, привлечённых из Сети, цены ниже, чем в традиционных магазинах.

Со временем покупатели понимают, что риск оплаты онлайн-платежами незначителен. И уже без серьёзных опасений сначала платят, сидя за компьютером, а потом получают товар.

Далее покупатели начинают активнее возвращать товары. Они осознают, что вещь, которая не подошла, можно без проблем вернуть интернет-магазину. Стирается еще один барьер перед покупками в Сети, а решения о покупке принимаются легче.  Сейчас в западных странах возвращают 30% купленного в интернете товара. И поскольку люди легко покупают и легко возвращают, купить могут даже больше запланированного – сдерживающие факторы в виде сомнений, что делать, если товар не подойдет, исчезают. Для компаний возвраты – это, конечно, дополнительные издержки, но для развития рынка в целом это хороший знак. Более того, онлайн-шопинг уже воспринимается как развлечение и отдых – модель покупок, прекрасно работающая в офлайне.

Такая эволюция невозможна без развития рынка доставки. Покупатели хотят получать товар быстро, удобно и недорого. Западные онлайн-магазины сегодня уже настолько схожи в плане ассортимента, ценовой политики и стандартов качества обслуживания клиентов, что конкуренция происходит в основном в поле доставки. Кто быстрее и дешевле осуществит доставку, тот и получит конкурентное преимущество на рынке. А потому доставка дронами от Amazon – не только повод для пиара, но и насущная необходимость бизнеса. Вводя инновационные способы доставки, компания обеспечивает свое лидерство в конкурентной гонке с другими онлайн-ретейлерами.

Следующий шаг – построение бизнес отношений в онлайне и более активный переход В2В-компаний в интернет – на этом поле работаем мы в Allbiz, связывая между собой потенциальных поставщиков и заказчиков.  Управление корпоративными проектами и финансовые отношения также в значительной мере перейдут в онлайн.

Рост мобильного трафика

На рынок электронной коммерции влияет ещё один тренд – популярность мобильного интернета. Современный покупатель львиную долю времени проводит в онлайне. Он чаще пользуется мобильными устройствами, нежели компьютером или ноутбуком. А потому возможность выхода в Сеть перестала зависеть от доступа к компьютеру в офисе или WiFi-точки в кафе. И если в 2008 лишь 12% пользователей заходили в интернет с мобильных устройств, то в 2015 их доля возросла до 51%, по оценкам eMarketer.

Мобильный телефон может обеспечивать все онлайн-потребности человека, и компании активно этому способствуют, развивая технологии под мобильный трафик. Для интернет-магазинов не стоит вопрос, нужна ли мобильная версия сайта – это тот инструмент, без которого сложно оставаться конкурентоспособным. По усреднённым прогнозам, у сайтов с адаптированной к мобильным устройствам версией конверсия в 1,5 раза выше, чем у сайтов без нее.

 Интернет-коммерция в Казахстане будет расти. Этому не помешают ни экономические, ни иные потрясения. И если в сегменте инновационных или технологичных проектов компаниям нужно конкурировать с мировыми игроками, у локальных компаний , работающих на рынке e-commerce, есть отличное преимущество. Тот же Amazon бессилен перед локальным интернет-магазином. Для построения успешного проекта местное присутствие просто необходимо. А потому электронная коммерция – тот сегмент, в котором можно быстро вырасти и стать лидером. Свободных ниш достаточно, и рынок далёк от насыщения. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить