Как перестать впустую тратить деньги на свой интернет-бизнес

13280

Перечень недочетов, которые следует устранить перед тем, как, следуя моде, вливать существенные инвестиции в интернет, составил для Forbes.kz Роман Вилявин, заместитель директора, руководитель отдела маркетинга украинской компании Promodo

В последние 2-3 года в Казахстане наблюдается бум интернет-бизнеса: первым в этом направлении стал работать офлайновый ретейл, а затем – и иные секторы бизнеса. Создать сайт, поднять сообщество в социальных сетях, увеличить продажи – перечень задач у каждого бизнеса свой. А вот список сложностей зачастую очень похож.

Размытые цели

Это одна из наиболее распространенных проблем. Иногда общение с менеджерами, особенно крупных компаний, создает ощущение, что сверху была спущена команда: «Мы должны быть в интернете». Если эта задачу не конкретизировать, результатом будет галочка: «Рекламная кампания в интернете проведена». С нулевой пользой.

Решение: Конкретизируйте цели для своего отдела маркетинга. Если у вас 100% оборота приходится на офлайн и вы боитесь, что конкуренты вытеснят вас из бизнеса через 2-3 года, поставьте задачу: «В течение 10 месяцев добиться показателя 10% выручки через канал интернет-продаж». Если вы – тот самый директор по маркетингу, которому топ-менеджмент спускает такую размытую задачу, попробуйте использовать конструктивное перефразирование: «Правильно  ли я понимаю, что для нас цель присутствия в интернете может звучать как перевод 10% выручки в канал продаж через Интернет?».

Огонь из всех орудий

Карт-бланш не менее опасен. Часто нам приходится сдерживать клиента, готового открыть все денежные краны, оттопырить карманы и ждать счастья. Не каждый сайт готов к продвижению, не на каждый лендинг стоит гнать контекст, не каждый сервер тянет адекватную нагрузку.

Решение: Зачастую лучше делать так называемые baby steps – маленькие шаги по направлению к правильной цели. Низкие продажи? Изучите статистику, найдите на своем сайте «узкие места» (иногда проще решить в уме дифференциальное уравнение, чем оформить покупку в некоторых магазинах). Устранение наиболее серьезных проблем зачастую стоит минимальных затрат и значительно увеличивает эффективность интернет-проекта. Масштабная рекламная кампания на сайт с кучей проблем похожа на массовую рекламную кампанию кафе, в котором могут поместиться одновременно лишь два посетителя.

Оценка результатов

Инвестируя деньги в ценные бумаги или работая с финансовым консультантом, мы сравниваем свои инвестиции с рыночными метриками (индексы S&P 500 или Dow Jones). Доверяя деньги банку, мы считаем полученный впоследствии интерес. Тем не менее, вопрос: «Как мы будем измерять результат?» (кстати, обязательный в процессе общения с клиентами в Promodo) – к сожалению, все еще вводит в ступор каждого третьего клиента. Скорее всего проблематика находится на уровне сложности инструментов, которые не так просто понять. Тем не менее, это не ядерная физика: нужно лишь подключить здравый смысл.

Решение: Важно определить, что мы хотим получить на выходе. Продажи? Отлично, считаем их при помощи Google Analytics и ERP системы. Обращения через форму контактов? Аналогично. Узнаваемость бренда? Следим за охватными метриками и сравниваем результаты с бенчмарками ТВ, радио, наружной рекламы. Хотим повысить лояльность аудитории? Следим за LTV клиента, уровнем вовлеченности на странице вашего бренда в социальных сетях. Делаем редизайн сайта? Стоит замерить уровень конверсии до и после. Не инвестируйте деньги, не понимая, какими метриками вы будете измерять успешность проведенных мероприятий.

Я плачу деньги. Что вам ещё от меня нужно?

Представьте себе Жозе Моуриньо, который покупает Лионеля Месси и больше с ним не общается. Можно ли ждать в этом случае хорошего результата? Постарайтесь исключить такой подход из практики. Маркетинг – это ключевая функция бизнеса, ее нельзя полностью отдать на аутсорсинг. Можно усилить свою команду внешней экспертизой, но если вы строите или развиваете системный бизнес и аутсорсите 100% интернет-маркетинга – это не будет работать.

Решение: Сформируйте команду на своей стороне. Кто будет отвечать за связи с внешними подрядчиками? Кто отвечает за итоговый результат? Какие компетенции нужно развивать в команде? Какими полномочиями наделить людей и какие ресурсы им выделить? Как построить взаимодействие с другими подразделениями и максимально учесть все интересы? На все эти вопросы обязательно нужно найти ответы.

Как говорит Билл Гейтс, «если вас нет в Интернет – вас нет нигде». Поэтому назад дороги нет. Но и бежать вперед без компаса, с закрытыми глазами и связанными ногами тоже не стоит. Если в спокойной обстановке выделить час времени – ответы на 90% вопросов обязательно найдутся, и вы сможете составить себе качественную дорожную карту поэтапных изменений своего бизнеса. Перестав делать с ним глупости в интернете.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить