Как начать свой бизнес в интернете и не прогореть

16500

Генеральный директор международного центра интернет-торговли Allbiz Дмитрий Лисицкий проанализировал типичные ошибки начинающих предпринимателей в сфере онлайн и инноваций и сформулировал на их основе советы, призванные помочь новичкам

Последние несколько лет отрасль инновационного и онлайн-бизнеса в Казахстане переживает настоящий бум. На рынок заходят значительные инвестиции, один за одним открываются бизнес-инкубаторы. Полные идей и решимости достичь успеха, молодые предприниматели запускают собственные онлайн-проекты, но многие из них терпят неудачу. Советы генерального директора Allbiz Дмитрия Лисицкого помогут избежать фиаско.

Не занимайтесь не своим делом. Запускайте проекты в сфере, в которой ориентируетесь лучше всего.

Самая распространенная ошибка молодого предпринимателя заключается в том, что люди пытаются сделать что-то, в чём ничего не понимают, но это кажется им лёгким, вместо того, чтобы заниматься тем, что они умеют делать очень хорошо. Логика понятна: я как клиент (потребитель) вижу, что надо, и смогу всё сделать лучше. Но это не работает.

Чужой бизнес всегда кажется лёгким именно потому, что человек не понимает, какие сложности заключены в его ведении, а отрасль, в которой он работает сейчас, видится тяжелой и полной сложностей. Большинство успешных бизнесов созданы людьми, которые делают то, в чем хорошо разбираются.

Когда человек запускает бизнес в новой для себя сфере, он всегда и неизбежно платит цену за непонимание того, чем занимается. Главная задача любого предпринимателя – минимизировать эту цену до того, как поймешь, как на самом деле работает бизнес и начнешь зарабатывать деньги. Эту плату в шутку называют "платой за MBA".

Предпринимательство – путь постоянного совершения ошибок. Главное – минимизировать их количество и последствия

Существует большое различие между технологическим и традиционным бизнесом. Если человек открывает ресторан, лучшее, что он может сделать, – это пойти и поработать в действующем заведении. И чем больше опыта он получит, тем меньше ошибок сделает в своём проекте.

Так работает традиционный офлайн-бизнес. Вы видите нишу, набираетесь опыта в ней, подбираете команду людей, с аналогичным опытом и стараетесь минимизировать ошибки при запуске. Примеры для наследования у вас зачастую есть.

В технологическом или инновационном бизнесе подход с обучением на практике не работает. Просто потому, что люди запускают продукты, изначально не похожие ни на что существующее на рынке.

Развивайтесь, двигаясь маленькими шагами

Как превратить ошибки в свой успех? Двигайтесь маленькими шагами и вносите незначительные изменения в продукт. 

Каждый эксперимент с продуктом должен быть крайне незначительным. После нововведения собирайте статистические данные и анализируйте отклик вашей аудитории.

Хороший пример – всемирно известная сеть кофеен Starbucks. В то время когда появилась компания, в США ещё не было сетей кофеен – это был совершенно новый продукт на рынке. Основатель сети Говард Шульц полностью скопировал итальянскую кофейню и лично вносил инновационные изменения в модель бизнеса. Например, он заметил, что выстаивать длинную очередь люди не готовы, потому ускорил процесс варения кофе, первым придумал делать кофе на вынос и заменил играющую в заведении оперу на привычный американцам джаз. Так из классической итальянской кофейни, которых в Америке было предостаточно, через мелкие поэтапные изменения, Шульц построил кофейную империю, не похожую на другие сети.

Но говоря о минимальных шагах в развитии продукта, стоит всегда учитывать концепцию MVP – Minimum Viable Product (минимальный жизнеспособный продукт). Команде нужно стараться создать именно полноценный продукт: минимальный по возможностям, но такой, которым потребитель сможет полноценно и удобно пользоваться. Это позволяет минимизировать затраты до получения первых бесценных знаний о том, как пользователи воспринимают продукт, как они им пользуются и что в нём не работает.

Молодые предприниматели знают теорию, но на практике делают упор только на М – минимальном продукте, который выпускают на рынок как можно скорее. В результате пользователь получает меньше своих ожиданий – продуктом неудобно или сложно пользоваться, логика (если мы говорим об IT) недоделана, графика недорисована. И даже если потом все это будет доработано командой, потребитель уйдет навсегда. Недооценка значения буквы V (жизнеспособный) является одной из самых распространённых причин ранней смертности стартапов. 

Не экономьте на сборе информации, аналитике, экспериментах с продуктом и получении обратной связи от клиентов

Собирайте информацию об успешности тех или иных экспериментов с продуктом на рынке. IT-разработчики и веб-мастера часто не хотят этим заниматься. Когда команда обсуждает, стоит ли сделать новый дизайн кнопки или блока, обычно принимается решение добавить нововведение на сайт и наблюдать за тем, как изменился трафик.

Проблема такого подхода в том, что трафик мог измениться по множеству разных причин, и новая кнопка – далеко не всегда одна из них. Проводите тестирование, а в случае с мобильными приложениями – собирайте метрики о поведении аудитории и отслеживайте их изменения.

Нанимайте правильных людей с необходимым для ваших бизнес-задач опытом

Правильные люди иногда важнее идеи. Команда может и создать успешный проект мирового уровня из посредственной идеи, и загубить отличную идею плохим внедрением. Для новых технологических бизнесов надо брать опытных людей. И даже при создании инновационного продукта, когда необходимой практики нет ни у кого, можно подобрать людей с похожим опытом. Они понимают общий принцип работы и быстро вникнут в нюансы.

Не привлекайте инвестиции на стадии разработки и пытайтесь получить максимум на стадии запуска продукта

Еще один столп для любого бизнеса - запас прочности. Стартап выживает только тогда, когда у него есть очень большой такой запас. Любая ошибка в разработке продукта может убить весь бизнес. Предприниматель должен запастить терпением и ресурсами - ни один проект не выстреливает с первого раза. А потому планировать запуск нужно так, чтобы понимать: еще пару лет продукт будет доделываться. И в результате готовый работающий проект, который приносит прибыль, может кардинально отличаться от первоначальной идеи.

Безопасный вариант - начинать разработку продукта в свободное от работы время и вообще не брать на эти цели никаких денег со стороны. Если деньги на команду и продукт тратить медленно, то можно на небольшом капитале прожить очень долго. Для начального этапа бизнеса этот подход – один из лучших.

Но на определенном этапе, особенно если продукт уже запущен, компании нужно быстро развиваться, корректировать ошибки, совершенствовать продукт. В этот момент важно привлечь максимально возможное финансирование. Нехватка денег может погубить проект.

Привлечение небольших сумм в несколько этапов потребует значительных временных затрат со стороны учредителей – велика вероятность того, что проект просто не доживет до получения финансирования. Называя потенциальному инвестору сумму, рассчитывайте, что денег должно быть достаточно для того, чтобы можно было сделать несколько ошибок и смен концепции. 

В любом бизнесе главное – делать то, в чем ты очень хорошо разбираешься, постоянно анализировать реакцию аудитории и небольшими шагами внедрять изменения. Четко понимайте, на какой стадии находится проект и какие именно ресурсы сейчас в него целесообразно вкладывать. Даже если первая идея оказалась неинтересна рынку, при правильном подходе и хорошей команде за несколько лет её можно трансформировать в очень успешный проект.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить