Как девальвация тенге повлияла на продажи в интернете

10171

Резкое падение курса тенге неоднозначно повлияло на рынок электронной коммерции Казахстана. С одной стороны, вырос средний чек и товарооборот в отдельных категориях товаров, с другой - просел рынок услуг. О том, как изменились продажи в интернете, специально для Forbes.kz рассказывают аналитики Казахстанского торгового центра в интернете Satu.kz

Больше товаров - меньше услуг

Объём продаж Казахстанского торгового центра в интернете Satu.kz в сентябре-октябре 2015 увеличился на 30% в сравнении с июлем-августом 2015 и составил за эти 2 месяца более 1 млрд тенге. в этот срок резко подорожали материалы для строительства и ремонта, а также техника и электроника. Это вполне закономерно, поскольку именно в этих категориях представлено значительное количество импортных товаров.

Топ 10 категорий товаров, товарооборот которых увеличился после девальвации

Категория

Товарооборот за июль-август, тг

Товарооборот за сентябрь-октябрь, тг

Прирост

техника и электроника

186 725 269

236 965 520

27%

оборудование и товары для предоставления услуг

71 289 012

94 205 687

32%

материалы для ремонта

30 782 989

51 753 393

68%

промышленное оборудование и станки

37 415 491

56 646 061

51%

строительство

31 859 713

47 303 017

48%

одежда, обувь, аксессуары

39 569 778

52 860 331

34%

авто-, мото

45 774 258

58 880 279

29%

спорт и отдых

42 355 308

55 414 581

31%

безопасность и защита

13 733 137

26 730 843

95%

красота и здоровье

40 705 299

48 753 600

20%

По данным Satu.kz.

Средний чек на Satu.kz в сентябре-октябре 2015 увеличился на 8% в сравнении с июлем-августом 2015 и составил 23 тыс. тенге. В отдельных категориях товаров и услуг цены выросли резко, что говорит о том, что практически все продавцы не в состоянии сдерживать их.

Топ 10 категорий товаров и услуг по увеличению среднего чека

Категория

Средний чек, июль-август, тг

Средний чек,  сентябрь-октябрь, тг

Прирост

инженерно-строительные услуги

32 000

110 667

246%

украшения и часы

4 214

14 410

242%

тара и упаковка

10 851

28 888

166%

телекоммуникации и связь

37 120

67 873

83%

безопасность и защита

12 379

19 062

54%

строительство

40 266

58 395

45%

неликвидные запасы (стоки)

1 348

1 834

36%

оборудование и товары для предоставления услуг

15 218

20 661

36%

изделия из металла, пластика, резины

30 807

41 137

34%

спорт и отдых

12 855

16 617

29%

По данным Satu.kz.

Одновременное увеличение товарооборота и среднего чека в таких категориях, как «строительство», «порт и отдых», а также «безопасность и защита» говорит о стабильном спросе, на который не повлиял рост цен.

В то же время, аналитики Satu.kz отмечают сокращение товарооборота в секторе услуг. В частности, в сентябре-октябре, просели такие категории: «услуги досуга, отдыха, культуры»; «логистические и складские услуги»;  «услуги рекламы маркетинга и PR». Уменьшился товарооборот в некоторых категориях товаров: «антиквариат», «свадебные товары», «военторг». В этих же категориях отмечается и уменьшение среднего чека.

Топ 10 категорий товаров и услуг по сокращению среднего чека

Категория

Средний чек, июль-август, тг

Средний чек, сентябрь-октябрь, тг

Уменьшение среднего чека

логистические и складские услуги

250

28

-89%

ремонт и обслуживание техники и оборудования

26 000

8 523

-67%

недвижимость

80 372

32 599

-59%

антиквариат и коллекционирование

9 297

4 503

-52%

грузовики, автобусы, спецтехника

42 916

22 909

-47%

военторг

7 688

4 475

-42%

сельхозпродукция, техника и оборудование

49 292

28 833

-42%

реклама, маркетинг, PR

24 259

16 000

-34%

свадебные товары

14 251

10 312

-28%

бытовые услуги

75 000

55 200

-26%

По данным Satu.kz.

Проседание именно этих категорий  объясняется тем, что в стрессовой ситуации потребители предпочитают покупать лишь самое необходимое, отказываясь от статусных вещей, предметов роскоши, а  также услуг, без которых они могут временно обходиться.

Кто не выдержал бремя девальвации

Количество активных  предпринимателей, которые продают свои товары и услуги на торговой площадке, с начала осени уменьшилось на 7%. По мнению аналитиков Satu.kz, это не критичный отток - с девальвацией не совладали те компании, позиции которых на рынке электронной коммерции Казахстана были шаткими. Компании, которые успели наработать репутацию и постоянных клиентов, пострадали, но остались на плаву. 

Подготовлено экспертами Satu.kz на основании данных исследования поведения покупателей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить