Как девальвация тенге повлияла на продажи в интернете
Резкое падение курса тенге неоднозначно повлияло на рынок электронной коммерции Казахстана. С одной стороны, вырос средний чек и товарооборот в отдельных категориях товаров, с другой - просел рынок услуг. О том, как изменились продажи в интернете, специально для Forbes.kz рассказывают аналитики Казахстанского торгового центра в интернете Satu.kz
Больше товаров - меньше услуг
Объём продаж Казахстанского торгового центра в интернете Satu.kz в сентябре-октябре 2015 увеличился на 30% в сравнении с июлем-августом 2015 и составил за эти 2 месяца более 1 млрд тенге. в этот срок резко подорожали материалы для строительства и ремонта, а также техника и электроника. Это вполне закономерно, поскольку именно в этих категориях представлено значительное количество импортных товаров.
Топ 10 категорий товаров, товарооборот которых увеличился после девальвации
Категория |
Товарооборот за июль-август, тг |
Товарооборот за сентябрь-октябрь, тг |
Прирост |
техника и электроника |
186 725 269 |
236 965 520 |
27% |
оборудование и товары для предоставления услуг |
71 289 012 |
94 205 687 |
32% |
материалы для ремонта |
30 782 989 |
51 753 393 |
68% |
промышленное оборудование и станки |
37 415 491 |
56 646 061 |
51% |
строительство |
31 859 713 |
47 303 017 |
48% |
одежда, обувь, аксессуары |
39 569 778 |
52 860 331 |
34% |
авто-, мото |
45 774 258 |
58 880 279 |
29% |
спорт и отдых |
42 355 308 |
55 414 581 |
31% |
безопасность и защита |
13 733 137 |
26 730 843 |
95% |
красота и здоровье |
40 705 299 |
48 753 600 |
20% |
По данным Satu.kz.
Средний чек на Satu.kz в сентябре-октябре 2015 увеличился на 8% в сравнении с июлем-августом 2015 и составил 23 тыс. тенге. В отдельных категориях товаров и услуг цены выросли резко, что говорит о том, что практически все продавцы не в состоянии сдерживать их.
Топ 10 категорий товаров и услуг по увеличению среднего чека
Категория |
Средний чек, июль-август, тг |
Средний чек, сентябрь-октябрь, тг |
Прирост |
инженерно-строительные услуги |
32 000 |
110 667 |
246% |
украшения и часы |
4 214 |
14 410 |
242% |
тара и упаковка |
10 851 |
28 888 |
166% |
телекоммуникации и связь |
37 120 |
67 873 |
83% |
безопасность и защита |
12 379 |
19 062 |
54% |
строительство |
40 266 |
58 395 |
45% |
неликвидные запасы (стоки) |
1 348 |
1 834 |
36% |
оборудование и товары для предоставления услуг |
15 218 |
20 661 |
36% |
изделия из металла, пластика, резины |
30 807 |
41 137 |
34% |
спорт и отдых |
12 855 |
16 617 |
29% |
По данным Satu.kz.
Одновременное увеличение товарооборота и среднего чека в таких категориях, как «строительство», «порт и отдых», а также «безопасность и защита» говорит о стабильном спросе, на который не повлиял рост цен.
В то же время, аналитики Satu.kz отмечают сокращение товарооборота в секторе услуг. В частности, в сентябре-октябре, просели такие категории: «услуги досуга, отдыха, культуры»; «логистические и складские услуги»; «услуги рекламы маркетинга и PR». Уменьшился товарооборот в некоторых категориях товаров: «антиквариат», «свадебные товары», «военторг». В этих же категориях отмечается и уменьшение среднего чека.
Топ 10 категорий товаров и услуг по сокращению среднего чека
Категория |
Средний чек, июль-август, тг |
Средний чек, сентябрь-октябрь, тг |
Уменьшение среднего чека |
логистические и складские услуги |
250 |
28 |
-89% |
ремонт и обслуживание техники и оборудования |
26 000 |
8 523 |
-67% |
недвижимость |
80 372 |
32 599 |
-59% |
антиквариат и коллекционирование |
9 297 |
4 503 |
-52% |
грузовики, автобусы, спецтехника |
42 916 |
22 909 |
-47% |
военторг |
7 688 |
4 475 |
-42% |
сельхозпродукция, техника и оборудование |
49 292 |
28 833 |
-42% |
реклама, маркетинг, PR |
24 259 |
16 000 |
-34% |
свадебные товары |
14 251 |
10 312 |
-28% |
бытовые услуги |
75 000 |
55 200 |
-26% |
По данным Satu.kz.
Проседание именно этих категорий объясняется тем, что в стрессовой ситуации потребители предпочитают покупать лишь самое необходимое, отказываясь от статусных вещей, предметов роскоши, а также услуг, без которых они могут временно обходиться.
Кто не выдержал бремя девальвации
Количество активных предпринимателей, которые продают свои товары и услуги на торговой площадке, с начала осени уменьшилось на 7%. По мнению аналитиков Satu.kz, это не критичный отток - с девальвацией не совладали те компании, позиции которых на рынке электронной коммерции Казахстана были шаткими. Компании, которые успели наработать репутацию и постоянных клиентов, пострадали, но остались на плаву.
Подготовлено экспертами Satu.kz на основании данных исследования поведения покупателей.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram