Интернет-торговля в Казахстане: мимо кассы

О необходимости развития e-commerce в Казахстане и разработке законопроекта «Об электронной торговле» говорилось две недели назад на совещании президента с Советом предпринимателей. Сегодня участники отечественного рынка интернет-торговли рассказывают forbes.kz о своих достижениях и проблемах

Можно ли, не вставая с шезлонга на пляже, проверить, сколько товара у тебя осталось в магазинах и сколько сейчас завозят на склад? И реально ли за 6 тыс. тенге в месяц вести бухгалтерию? Эти, казалось бы, нерешаемые задачи, может решить предприниматель с любым доходом с помощью социальной торговой сети bmc с различными сервисами, которая существует уже три месяца.

Магазин для магазинов

Аскер Башеев.

«Отец-основатель» bmc, гендиректор ТОО «BenchMark Consulting» Аскер Башеев рассказал forbes.kz, что идея создания многофункциональной площадки выросла из желания создать виртуальный «магазин для магазинов», некое подобие торгового интернет-центра.

- Мы не хотели, чтобы это был просто интернет-магазин, одна «торговая точка». Подумали: а почему бы нам не пригласить знакомых и друзей, чтобы они могли торговать в одной сети с нами, на одной площадке? - г-н Башеев вспоминает, как зарождалась идея. - Был создан общий каталог продукции и услуг всех наших партнёров (сейчас их более 50). Любой пользователь (их уже зарегистрировано 6 тысяч) может обратиться к этому каталогу, выбрать и купить понравившийся товар.

Потом сама собой возникла необходимость развивать инфраструктуру площадки: сейчас все процессы продаж идут внутри сети, передвижение товара происходит в одном месте, это движение можно отслеживать даже с мобильного телефона из любой точки мира - был бы доступ к интернету.

Чтобы можно было сделать сервисы доступными и понятными даже для ребёнка, а также увеличивать количество сервисов для бизнесменов и потребителей, которые пользуются сетью, создатели bmc обратились в Национальное агентство по техническому развитию и получили грант.

 - Мы решили помочь бизнесменам, которые хотят заниматься электронной торговлей. Чтобы каждый, у кого есть хоть одна небольшая торговая точка, мог бы заниматься интернет-продажами. Но аппетит приходит во время еды. Мы увидели, что у нас есть возможности для роста, что наш ресурс может быть не просто торговой площадочкой, а площадкой коммуникаций - и не только бизнесменов, но и потребителей. А Нацагентство по техническому развитию, которое поддерживает МСБ, могло бы через эту систему напрямую поддерживать предпринимателей. Вот для того, чтобы сконцентрировать на одной площадке большое количество сервисов, нам и понадобились деньги для развития. Сейчас мы предоставляем более 30 сервисов для наших партнёров и пользователей, - утверждает Аскер Башеев.

По словам нашего собеседника, создание многофункциональной площадки обошлось им как минимум в $350 тыс. Не каждый предприниматель может себе позволить такие инвестиции. Но виртуальный торговый центр по карману каждому.

- Владелец одной розничной интернет-точки платит нам 5 тыс. тенге в месяц. У нас есть также онлайн-бухгалтерия. За использования этого сервиса нужно платить 6 тыс. тенге в месяц. Разве можно найти даже рядового бухгалтера-операциониста за такие деньги? Невозможно! - говорит г-н Башеев. - Зато у нас предприниматель может купить эту услугу, нанять главного бухгалтера-фрилансера и онлайн отслеживать свою бухгалтерию. В реале же, если у вас что-то случилось по бухгалтерии, вы узнаете об этом только через месяц.

На площадке bmc есть еще одна интересная услуга.

- Наверняка каждый покупал на барахолке обувь. Вы говорите продавцу: «Ой, что-то жмёт». Продавец уходит и через несколько минут приносит нужный размер. Это значит, что подходящего товара у него не было, он взял его у другого торговца. То же самое можно сделать на нашей площадке. Только виртуально. Чтобы не потерять клиента, продавец может списаться с другим продавцом, взять у него нужный товар и продать. То есть он и клиента не потеряет, и от партнёра получит комиссию за посредничество, - объяснил суть услуги создатель социальной торговой сети.

Простому потребителю на такой площадке тоже удобно, утверждают в bmc. Из общего каталога покупатель может не только выбрать понравившийся товар или услугу, увидеть описание продукта, но и сразу же узнать о продавце - где в реале расположена фирма, чем еще она занимается. Потребитель также может зайти в сообщество и посмотреть, что пишут о продукции другие покупатели.

- Мы выступаем только платформой, предоставляем партнёрам и пользователям возможность встретиться в комфортных условиях. Образно говоря, перед торговым центром мы строим удобную парковку, крышу делаем, чтобы дождик не намочил, ставим обогреватели. Мы же устанавливаем и правила для этой платформы, - сказал г-н Башеев.  - Вот, допустим, как работает одно из них. Человек хочет купить товар оптом, ему нужно послать продавцу деньги, но он боится: вдруг «кинут». А в системе это делается элементарно. Покупатель отправляет оговоренную сумму, но, пока товар не пришел, продавец деньги взять не может. Оба довольны: система гарантирует сделку. Кроме того, так как наши партнёры проходят авторизацию, мы гарантируем, что в систему не заходят «левые». Это тоже позволяет безбоязненно совершать сделки внутри системы.

Бросайте мотыги - садитесь в самолёты

Санат Жусупбеков.

А вот создатель интернет-магазина по продаже одежды от казахстанских дизайнеров Санат Жусупбеков по-другому решил проблему с «кидаловом».

- Если вы продаёте через соцсети или интернет-магазины, то у пользователя есть опасение, что он заплатит карточкой, а товар вы не ему не предоставите. Мы же в пользовательском соглашении гарантируем, что в случае, если заказ не дойдет до покупателя, деньги ему будут возвращены. При этом не важно, как платил покупатель - карточкой или наличными. Эти риски мы берём на себя, - рассказал Forbes.kz стартапер Санат.

Кроме того, как считает Жусупбеков, развитию e-commerce в Казахстане помогло бы налаживание механизмов инвестирования.

- Мы понимаем, что это перспективное направление, что за ним будущее. И готовим документы для получения грантов, например, от акимата. Что касается институциональных инвесторов, венчурных фондов, то мы пока не нашли тех, кто бы нами заинтересовался. Для российских наш рынок показался слишком узким, а местным электронная коммерция пока неинтересна. Нам очень помогло бы законодательство об электронной торговле, которое стимулировало бы крупные инвестиционные национальные компании вкладывать деньги в перспективные проекты, - поделился своим мнение участник e-commerce.

Также для развития электронной торговли, по мнению Аскера Башеева, Казахстану необходимо совершенствовать систему доставки товара.

- Не всегда товары доходят. У нас до сих пор они доставляются «черными» перевозчиками. Из-за этого потребить вовремя не получает товар, есть риск его потери. К тому же изначально заявленная цена резко меняется, когда к ней прибавляют транспортные расходы, - сказал г-н Башеев. - Наши сотрудники делали разовую частную покупку через e-Bay (международный интернет-аукцион. - F). Доставка из Америки в Алматы обошлась в 1500 тенге. А из Алматы в Астану - в 1800 (!) тенге.

Аскер Башеев заметил, что с таким подходом казахстанский е-бизнес не сможет ни с кем конкурировать. Поэтому bmc сейчас разрабатывает новый модуль-систему транспортно-логистического сервиса, который поможет сократить расходы и на перевозке, и на хранении.

- Завтра у нас будет Единое экономическое пространство, послезавтра - ВТО. Как мы будем конкурировать, если, условно говоря, мы мотыгами работаем, а они (иностранцы. - F) на сверхзвуковых самолётах летают? - задался вопросом Башеев.

Он очень надеется, что с помощью интернет-торговли и в том числе социальной торговой сети bmc казахстанские бизнесмены все-таки «пересядут на сверхзвуковые самолёты».

Пока же e-commerce в стране находится в эмбриональном состоянии. В 2012 году казахстанцы сделали интернет-покупок на $1,5 млрд, но только $60 млн пришлось на отечественный рынок, остальные ушли за пределы Казахстана. 9 из 10 электронных транзакций совершены через зарубежные ресурсы. Надо срочно ликвидировать это отставание, иначе есть риск «отстать от поезда» навсегда.

Иван Жуков

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
15783 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить