«Если ты журналист - создавай уникальный продукт»

10866

Насколько реально защитить свои авторские права (в частности, в Казнете) и как это сделать, корреспонденту Forbes Kazakhstan рассказал председатель совета «Авторское общество «Абырой», кандидат юридических наук Темирлан Тулегенов

Фото из архива Тамерлана Тулегенова
Тамерлан Тулегенов.

F: Заимствование чужого контента, в том числе в Сети, сегодня, к сожалению, стало нормой. Причем часто при разбирательствах с похитителями интеллектуальной собственности авторы материалов сталкиваются с откровенным хамством и пасуют, не зная, как поступить в данной ситуации. Почему нарушение авторских прав приобрело в нашей стране такие масштабы?

- Это вообще ненормальное явление: с точки зрения нарушения закона - раз, с точки зрения непрофессионализма - два. Если ты назвался журналистом, то будь добр создавать уникальный продукт. А если человек, просто умеющий пользоваться «мышкой», то так и назовись, что ты - вор или просто копировальщик. Это что касается моральной и юридической стороны.

Воровство интеллектуальной собственности происходит потому, что творческие люди (например, журналисты) не научились уважать свой труд, свой талант. Уважение состоит в том, чтобы элементарно заставлять людей получать разрешение на использование плодов твоей работы. Кроме того, за это разрешение можно и должно получать вознаграждение, размер которого автор сам и назначает. Все эти нормы определены в законе «Об авторском праве и смежных правах», действующем в Казахстане аж с 1996 года.

Главная проблема - в том, что производители интеллектуального продукта не умеют пользоваться этим законом, а иногда даже не знают, что он существует. Да и до последнего времени в высших учебных заведениях не преподавали предмет  «авторское право». Сейчас, правда, в некоторых гуманитарных вузах такая дисциплина появилась.

Я считаю, что факультеты журналистики и IT-технологий должны ввести этот предмет в учебную программу в обязательном порядке.

F: Нередко, когда журналисты пытаются выяснить причину заимствования своего контента, в ответ сталкиваются с искренним недоумением: а что, мол, тут такого? все же вокруг воруют… Реально ли бороться с интеллектуальной собственности и как это сделать?

- Если ваши авторские права нарушены, надо просто обратиться к специалистам-юристам. Они будут  говорить с нарушителями на языке закона. Судебная практика по защите авторских прав в Казахстане - пусть пока и небольшая, но уже есть! Я как практик постоянно занимаюсь такими разбирательствами и знаю, что призвать нарушителей авторских прав к соблюдению закона можно и нужно, чтобы другим неповадно было.

- Можете привести примеры?

- Недавно был создан судебный прецедент, когда, насколько я знаю, впервые в Казахстане были защищены права фотографа. Снимок Александра Гордеева, на которой был изображен велогонщик Кашечкин, без разрешения автора и без указания его имени опубликовал журнал Men’s Health Kazakhstan. Миром вопрос не решился, и пришлось обращаться в судебные органы. Месяц назад, 17 октября, Алмалинский районный суд Алматы согласился с нашей позицией и обязал издание выплатить фотографу компенсацию в 300 тыс. тенге за нарушение его авторских прав. Истец и ответчик сейчас оспаривают это решение: одна сторона считает, что компенсация недостаточна, другая – что наоборот.

А весной этого года в досудебном порядке и выплатой солидной компенсации в пользу казахстанского художника разрешился спор с одной известной компанией за незаконное использование художественных работ при создании календаря.

Закон «Об авторском праве и смежных правах» четко определяет различные меры ответственности за нарушения авторских прав, начиная с публичных извинений и заканчивая выплатой серьезной денежной компенсации – от $2 тыс. до $5 млн. В некоторых случаях предусмотрено даже уничтожение оборудования, на котором была изготовлена пиратская продукции. Размер компенсации определяется судом. То есть ответственность за несанкционированное присвоение интеллектуальной собственности в законе закреплена, но, увы, творческие люди часто не знают ни об этой ответственности, ни о том, что есть специалисты, которые могут их защитить.

Кстати, как показывает практика, если при нарушении своих прав они и обращаются за защитой, то чаще всего не преследуют коммерческий интерес. Этих людей сильнее обижает неуважение общества к их творчеству. Поэтому вопрос больше все-таки лежит в моральной плоскости.

F: Часто нарушители авторских прав прикрываются модным нынче словом «копипаст» (от англ. copy+paste – скопировать и вставить), когда чужой материал - иногда грамотно, иногда не очень – переписывается своими словами, и спроса при этом с «переписчиков» никакого нет… Что делать в подобных случаях?

- Мое мнение: копипастом занимаются журналисты-лентяи, которые не умеют или не хотят создавать уникальный контент для своих СМИ.  Кстати, и в казахстанском той-бизнесе тоже активно процветает плагиат, когда незаконно используется оригинальная музыка казахстанских и зарубежных авторов, на которую пишется другой текст. Повторяю: если вы уверены, что ваше произведение украли, этому есть доказательства, и эксперты на вашей стороне – подавайте в суд!

F: Нередки случаи, когда информагентство первым сообщило некую новость, затем какой-нибудь портал перепечатал ее со ссылкой на первоисточник, но при этом другие СМИ, используя данную информацию, ссылаются не на агентство, а на сетевой ресурс, растиражировавший новость. Как быть здесь?

- Сообщения о событиях и фактах, которые носят чисто информационный характер, не являются объектами авторского права. Об этом, к сожалению, знают немногие журналисты. Совсем другой вопрос - когда такая новость творчески интерпретируется журналистом посредством комментария или статьи. Вот это уже подпадает под действие закона об авторских правах.

Кстати, авторские права передаются только по особому авторскому договору. И если у СМИ нет такого договора со своим же журналистом, то оно, это СМИ, не может быть признано законным правообладателем на статьи журналиста и не сможет кому-либо запретить их перепечатывать.

Поэтому для издателей, и для журналистов  совет один – заключайте авторские договоры!

F: Недавно алматинская компания «Дастархан консалтинг» зарегистрировала слово «Юбилейный» как торговую марку, и теперь всем, использующим его в названии своей продукции или организации, придется либо от него отказаться, либо платить... Но ведь слово  достаточно популярное, а его взяли и «приватизировали». Правомерно ли это с юридической точки зрения?

- Режим использования товарных знаков регулируется не авторским правом, а другим законом об интеллектуальной собственности – «О товарных знаках». И если Минюст зарегистрировал такой товарный знак, то, значит, основания были законными. Вспомните хотя бы компанию Apple, которая недавно запатентовала форму планшета с закругленными углами. И теперь она может запрещать производства планшетов с такими формами.

Однако в законе «О товарных знаках» есть нюанс: знак нужно регистрировать в определенной сфере промышленного использования. Одно дело – алкогольный напиток или сигареты, другое – название сети кофеен или мебельных магазинов. При этом Минюст может отказать вам в регистрации, если выяснит, что такой знак в определенной сфере использования уже кто-то зарегистрировал.

F: Подведем итог нашей беседы.

- Очень важно, чтобы СМИ пропагандировали уважение к творческим людям и их правам. Ведь законы об интеллектуальной собственности мотивируют граждан развивать свой творческий потенциал. Тем более что интеллектуальная собственность во всём мире оценивается не государством, а рыночными механизмами - автор сам решает, за какое вознаграждение позволить использовать свой творческий труд. Одним он разрешит сделать это бесплатно, другим - за 50 долларов, а третьим - за миллион. Это нормально, и наше общество к этому однозначно придёт.

Ссылки по теме:

Слова – на «народное IPO»! 11 ноября 2012.

«Если копипастят Forbes.kz – это издержки популярности», 15 октября 2012

Воровать - не мешки ворочать, 11 октября 2012.

Красть надо умеючи, 9 октября 2012.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить