Что ждет стартаперов

Всплеск казахстанского стартап-движения продолжится и в следующем году, чему будет способствовать выход на рынок страны российских проектов

2012 год по праву можно назвать прорывом в стартап-направлении в Казахстане: первый сезон стартап-акселератора, первая инвесторская конференция InvestorDay, ряд интересных хакатонов. В этом же тренде разные экзотические инициативы государственных или квазигосударственных структур, иной раз больше напоминающие освоение бюджета, нежели поддержку стартап-движения: разъезжающие по регионам в поисках идей автобусы, тихие конкурсы фонда «Атамекен». Но в целом тренд очевиден, и завершает его в этом году II профессиональная интернет-конференция iProf 2012.

«Сейчас в Казахстане наступил такой благодатный период, когда число интернет-пользователей приблизилось к 10 млн человек, при этом реально работающие online-сервисы в стране можно пересчитать по пальцам.  С этой аудиторией  в сети можно и нужно работать. Достаточно большая ее часть готова платить, благодаря чему рынок e-commerce в Казахстане вырос в 3 раза за последний год и должен показать еще большие темпы роста в ближайшие три-четыре года. Наступили времена, когда пора вкладывать деньги в интернет-старт­апы Казахстана, занимать свободные ниши», – говорит Константин Горожанкин, организатор конференции. 

В рамках конференции iProf снова ключевое место будет занимать сессия для инвесторов и стартапов. Если в 2011 году задачей спикеров было обучить стартаперов навыкам поиска инвесторов и организации высокотехнологичного бизнеса, то iProf 2012 была направлена на обучение местных инвесторов методикам отбора стартапов и инвестирования в них. Как и год назад, специально приглашенные представители инвестиционных фондов отобрали из более чем 100 проектов семерку наиболее перспективных, которые пройдут обучение в рамках второго сезона акселератора iStartUp School. «После первого сезона «выжило» три проекта, один из которых нашел инвесторов и вышел на оперативную самоокупаемость. Мы считаем это неплохим результатом и приложим все усилия, чтобы iStartUp School 2013 дал стране еще два-три реально полезных сервиса», – добавляет Горожанкин.

По оценкам Евгения Калинина, основателя российского акселератора Startup Magic, на рынке Казахстана пока свободны многие ниши, уже занятые на российском рынке. Это создает возможности как для уже существующих российских старт­апов, которые могут выходить на этот рынок, так и для казахстанских и российских инвесторов, вкладывающих деньги в новые проекты. 

В результате часть ниш займут существующие проекты, расширяющиеся на новые рынки, а часть останется новым казахстанским стартапам. Он считает, что места хватит всем. Кроме того, локальные стартапы могут быть объектом поглощения для российских и глобальных игроков. Не секрет, что многие казахстанские стартаперы, делая кальку с российских проектов, рассчитывают именно на покупку с их стороны в будущем.

«Есть представление, что талантливым ребятам не хватает инвесторов. Однако с точки зрения инвесторов ситуация выглядит по-иному: не хватает масштабных идей, которые способны в будущем дать значительную отдачу», – отмечает Мария Питерская, евангелист компании «Мегаплан». По ее мнению, инвестфонды, бизнес-инкубаторы, стартап-акселераторы и другие форматы поддержки стартап-движения появляются именно в ответ на эту потребность – выявить талантливых ребят, помочь им пройти путь от абстрактной идеи до работающего продукта, научить мыслить в категориях бизнеса, понимания потребностей клиента, умения управлять командой, проектом, развитием продукта. 

Большое внимание на конференции будет уделено тому, какие направления станут наиболее перспективными для стартапов в следующем году. «Я могу отметить огромный интерес к проектированию мобильных приложений. Например, Microsoft выпустила новую операционную систему Win8, что подстегнуло развитие разработки мобильных приложений и создало новые условия для роста партнерской экосистемы», – говорит Дмитрий Сатин, основатель UsabilityLab.

Евгений Калинин отмечает, что интересны и привлекательны не направления, а недооцененные активы. Для инвестора ценны те проекты, которым он может дать что-то настолько ценное, что стоимость стартапа от этого сильно вырастет. 

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

 

Статистика

2971
просмотров